Общие положения
Деятельность любой организации подвержена влиянию внутренних и внешних факторов и воздействий, которые порождают неопределенность в отношении достижения поставленных целей в области качества, получения ожидаемых результатов и возможности возникновения потенциально негативных последствий, т.е. порождают риск. Необходимость управления риском в системах менеджмента качества (далее - СМК) организаций гражданской авиационной промышленности установлена в ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9100 и [1]*.
________________
* Поз.[1], [2], [4] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
Общие положения по менеджменту риска, описание процесса менеджмента риска приведены в ГОСТ Р ИСО 31000. Идентификация риска является одним из первых этапов процесса менеджмента риска и заключается в составлении всеобъемлющего перечня, содержащего риск, его источники и последствия.
Основой для идентификации источников риска является классификатор областей неопределенности, приведенный в настоящем стандарте. Перечень состояний неопределенности (далее - перечень неопределенности) разрабатывается и управляется в организации на основе подходов, описанных в настоящем стандарте, и является входной информацией для процесса менеджмента риска.
Классификатор областей неопределенности, приведенный в настоящем стандарте, позволяет:
- проводить подробную идентификацию источников риска, основываясь на накопленных знаниях относительно объекта и приспособленную к автоматизированной обработке;
- накапливать, сохранять, структурировать и распространять знания по менеджменту риска в организации.
Классификатор областей неопределенности является основой для применения методов оценки риска и способствует эффективной разработке и реализации мер воздействия на риск (виды мер воздействия на риск определяют в зависимости от их вида, определенного в классификаторе).
Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества АТ
Для результативности любой деятельности, в том числе управления организацией с учетом риска (менеджмент риска), очень важным является определение объекта этой деятельности, целей и ограничений. В настоящем стандарте рассмотрены методы оценки и критерии приемлемости риска при обеспечении качества АТ.
Вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности важны и первостепенны, но они не охватывают весь спектр проблем с качеством в авиационной промышленности и не являются объектом рассмотрения настоящего стандарта. Требования по обеспечению безопасности полетов установлены в законодательных, нормативных документах и руководствах. Для разработки, реализации и поддержания системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) следует руководствоваться [2], ГОСТ Р 56117, ГОСТ Р 56119, ГОСТ Р 57240, ГОСТ Р 55860 и др. Авиационные риски с точки зрения пассажиров и членов экипажа, совершающих полет на воздушном судне, возникающие при проектировании и производстве АТ, рассмотрены в ГОСТ Р 57242, ГОСТ Р 57235 и других стандартах.
Качество в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 - это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. Требования в отношении характеристик затрагивают как вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности, так и другие аспекты, такие как обеспечение экономичности АТ при эксплуатации, собираемость на операциях сборки, выполнение стадий разработки АТ в срок и др. Обеспечение качества - это часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что все требования к качеству будут выполнены. В организациях авиационной промышленности важными и часто нерешенными при обеспечении качества являются вопросы распределения ответственности за качество, особенно при переходе от одной стадии ЖЦ АТ к другой (что подтверждается срывами сроков разработки новой АТ и проблемами с качеством, не связанными с безопасностью: проблемами при производстве и эксплуатации АТ; неудовлетворенностью потребителей по удобству и стоимости эксплуатации и облуживания АТ и др.). Вопросы распределения ответственности за качество и достижение целей в области качества могут быть решены с использованием менеджмента риска.
Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества АТ имеет различные базовые установки. Если при обеспечении безопасности авиационной деятельности менеджмент риска - это механизм блокирования неблагоприятных потенциальных значимых для общества последствий (т.е. управление нежелательными последствиями), то при обеспечении качества АТ менеджмент риска - это механизм:
- определяющий правила перехода от стадии к стадии ЖЦ (с возможностью возврата на предыдущие стадии для решения возникающих проблем);
- определяющий необходимость разработки предупреждающих действий;
- определяющий объекты для проведения аудита СМК;
- распределения ответственности за качество;
- накопления знаний.
В силу этого подходы по менеджменту риска при обеспечении качества и обеспечении безопасности не идентичны. Информация, полученная в результате оценки риска при обеспечении качества, должна быть рассмотрена как основа для управления и улучшения СМК.