ГОСТ Р 56119-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воздушный транспорт
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)
Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по управлению безопасностью деятельности - производителей авиационной техники
Air transport. Safety management system of aviation activity. Safety management system of complex service providers. Safety management system manual of aviation activity airport complex
ОКС 03.220.50
Дата введения 2015-07-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1127-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на производителей авиационной техники (AT), внедряющих Систему менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания: производителей авиационной техники (СМБ-АД ПАТ) в соответствии с требованиями ИКАО, а также устанавливает требования к ней.
Обязательной регламентации подлежит Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности производителей авиационной техники (Руководство по СМБ-АД ПАТ).
Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для организаций, отвечающих за производство AT (производителей), составляющих общее руководство по СМБ-АД ПАТ, и определяет концептуальные рамки и соответствующие элементы СМБ-АД ПАТ.
Это может быть отдельное руководство по СМБ-АД ПАТ или раздел (глава) по СМБ-АД ПАТ, включенное в утвержденное руководство организации (например, в общее руководство или описание компании). Структура такого руководства может зависеть от требований регламентирующего уполномоченного органа.
Описание в рамках каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности процессов СМБ-АД ПАТ.
Руководство также служит для представления информации о концептуальных рамках СМБ-АД ПАТ, как сотрудникам организации, так и соответствующим внешним организациям. Для принятия СМБ-АД ПАТ в качестве официального документа требуется одобрение или утверждение уполномоченного Правительством Российской Федерации органа.
Содержание руководства должно включать в себя следующие разделы:
а) контроль документооборота;
б) нормативные требования СМБ-АД ПАТ;
в) сфера деятельности и интеграция системы управления СМБ-АД ПАТ;
г) политика в области безопасности полетов;
д) цели обеспечения безопасности АД;
е) ответственность за СМБ-АД ПАТ и ведущие сотрудники;
ж) представление данных о СМБ-АД ПАТ и корректирующие действия;
з) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;
и) мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности полетов;
к) расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности авиационной деятельности (БАД);
л) подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов;
м) постоянное совершенствование и проверка СМБ-АД ПАТ;
н) ведение документации СМБ-АД ПАТ;
о) контролирование осуществления изменений;
п) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.
3.1 Контроль документооборота
В данном разделе необходимо описать, каким образом будет осуществляться обновление (актуализация) руководства и каким образом организация обеспечивает получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении безопасностью АД, действующей на данный момент времени редакции руководства.
С этой целью должны быть предусмотрены:
а) утвержденный руководством производителя перечень для рассылки документов на бумажных носителях или документов, созданных в контролируемой электронной среде.
б) отлаженная взаимосвязь между руководством по СМБ-АД ПАТ и другими существующими руководствами, такими как руководство по системе управления качеством (СУК) и др.
в) процесс периодического рассмотрения руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия действующим требованиям, а также их адекватности и эффективности.
г) процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.
3.2 Нормативные требования СМБ-АД ПАТ
В данном разделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СМБ-АД ПАТ для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.
С этой целью должны быть предусмотрены:
а) разъяснения существующих нормативных положений и стандартов СМБ-АД ПАТ, включая сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях.
б) установленные взаимосвязи с другими требованиями и стандартами, связанными с СМБ-АД ПАТ.
3.3 Сфера деятельности и интеграция СМБ-АД ПАТ
В данном разделе необходимо описать направления и объем деятельности и ресурсов организации, отвечающей за производство AT в авиационной отрасли, к которым применимы положения СМБ-АД ПАТ, масштаб производственных и эксплуатационных процессов, а также оборудование, которое необходимо для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.
С этой целью необходимо определить основные области деятельности, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СМБ-АД ПАТ. Также требуется определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы производителя по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, связанными с БАД. Если СМБ-АД ПАТ будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке. Необходимо также определить взаимосвязь СМБ-АД ПАТ с другими системами контроля и управления, такими, например, как система управления качеством.
3.4 Политика в области БАД
В данном разделе необходимо описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня БАД при производстве и сопровождении эксплуатации AT. Описание политики в области безопасности АД должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.
Политика в области БАД должна содержать изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию БАД. Она утверждается и визируется ответственным руководителем, популяризуется ответственным руководителем, другими членами руководства и периодически пересматривается. Сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании СМБ-АД ПАТ.
Политику в области БАД доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению БАД.
3.5 Цели обеспечения БАД
В данном разделе необходимо описать цели обеспечения БАД организации. Цели обеспечения БАД должны быть представлены в виде краткого заявления, в котором общими словами описано то, чего организация надеется достичь. Цели обеспечения БАД должны быть выражены в общем заявлении с описанием обязательств организации по обеспечению БАД, оглашены и распространены, а также должны быть выделены ресурсы для достижения этих целей. Они должны быть связаны с показателями БАД, чтобы облегчить соответствующие мониторинг и измерение.
3.6 Роли и обязанности
В данном разделе необходимо описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ-АД ПАТ, в обеспечении БАД. Должно быть определено, что ответственный руководитель организации несет всю полноту ответственности за то, чтобы СМБ-АД ПАТ была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации.
Должны быть назначены в установленном порядке:
- заместитель ответственного руководителя, ответственный за безопасность АД;
- комитет по вопросам безопасности АД;
- оперативная группа по вопросам безопасности АД.
Заместитель ответственного руководителя, ответственный за безопасность АД, должен иметь следующие полномочия:
а) по вопросам связанным с безопасностью АД имеет прямой доступ к Ответственному руководителю, а также к соответствующему старшему и среднему руководящему звену.
б) по поручению ответственного руководителя проводить аудиты безопасности, инспектирование и обследование любых аспектов деятельности производителя AT в соответствии с процедурами, установленными в документации по управлению БАД.
в) проводить исследования событий в организации, связанных с БАД, в соответствии с процедурами, установленными в документации по СМБ-АД ПАТ.
Заместитель ответственного руководителя, ответственный за БАД, не должен занимать другие должности или выполнять функциональные обязанности, которые могут вступить в конфликт или нанести ущерб его роли как руководителя СМБ-АД ПАТ.
Его должность не должна быть ниже, чем должности заместителей ответственного руководителя, выполняющих в организации производственные или эксплуатационные функции, или быть подчинённой им.
Также должны быть определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ-АД ПАТ, на всех уровнях организации.
В организации должна быть оформлена схема иерархии ответственности в сфере СМБ-АД ПАТ и расписаны и доведены под роспись полномочия, обязанности и ответственность сотрудников в отношении любых решений и действий в сфере управления БАД.
3.7 Представление данных о безопасности полетов
В данном разделе должна быть описана система представления данных о безопасности полетов, которая должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Необходимо описать соответствующие системы представления данных о БАД, формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие (профилактические) меры и распространение отчета.
Организация должна иметь процедуру фиксирования внутренних и внешних событий, происшедших с произведенной ею AT, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СМБ-АД ПАТ.
Необходимо определить особый порядок действий с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы, а также определить порядок действий с информацией об обычных незначительных происшествиях, которые не выходят за пределы организации.
Должна быть создана система добровольного и конфиденциального представление данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия.
Процедуры представления данных о БАД должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности организации.
Вся информация о БАД должна храниться в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.
3.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска
В данном разделе должна быть описана система выявления опасных факторов, процессы сопоставления этих данных, распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшая приоритезация по степени значимости в целях подготовки документированной оценки БАД. Необходимо описать, как проводят оценку БАД и как реализуют планы профилактических мер.
При оценке факторов риска следует использовать рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и деятельности организации.
При применении экспертных методов оценки рисков для БАД необходимо использовать матрицу рисков.