Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ Р 55860-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

Air transport aviation safety management system. Conception of safety management system. Basic provisions and main principals

ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ОАО "Авиатехприемка" (Москва) при участии экспертов ТК 034 и специалистов СПб ГУГА, ОАО аэропорт "Внуково" и отдела стандартизации ФГУП ГосНИИ ГА

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1932-ст.

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов:

- ИКАО 9859/460* "Руководство по управлению безопасностью полетов" (ICAO Doc 9859/474 "Safety management systems");

- Annex-19 (DRAFT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

          

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях определения перечня, структуры и содержания комплекса сопутствующих стандартов, отражающих единый облик проектируемых систем управления безопасностью процессов и систем по управлению деятельностью поставщиков обслуживания.

Принципиальным положением настоящего стандарта на концепцию разработки системы управления безопасностью авиационной деятельности, в частности деятельности по управлению безопасностью полетов, является воздействие на процессы функционирования авиационных систем и комплексов на основе методологии исчисления рисков возникновения в системе негативных явлений. Рассматриваемая методология была выдвинута ИКАО в период 2000-2005 гг. как альтернативная доминирующему в то время методу реактивного воздействия на системы, основанному на применении теории вероятностей.

В настоящее время основу принципов обеспечения безопасности полетов составляет принцип упреждения прогнозируемых возможных авиационных происшествий заранее, т.е. до того как они могут произойти. Успехи в этом направлении явились причиной разработки нового стандарта ИКАО в виде Annex-19, альтернативного прежним методам регулирования безопасности полетов.

Применение методов теории вероятности в рассматриваемой области уходит на второй план. Суть методов теории надежности определяет первичную базу безопасности систем, а именно - создание высоконадежных авиационных комплексов и обеспечение низкого уровня остаточного риска. Поэтому без системы QMS достижение необходимого (базового) уровня качества невозможно. Но после того как авиационные потребительские свойства достигнуты, управление безопасностью обеспечивает система SMS, не имеющая уже ничего общего с методами теории надежности.

Стандарт устанавливает важную роль государства как гаранта интересов общества по показателям обеспечения безопасности с учетом требований государства. Государство устанавливает средства контроля, которые определяют перечень действий поставщиков обслуживания по выявлению источников опасности и управлению рисками возникновения нарушений условий безопасности авиационной деятельности. С отдельными поставщиками обслуживания согласовываются предусмотренные в их системе менеджмента безопасности (СМБ) показатели эффективности обеспечения безопасности авиационной деятельности.

Государство создает механизмы обеспечения эффективного мониторинга критических элементов контроля состояния безопасности авиационной деятельности. При этом создаются необходимые механизмы, обеспечивающие соблюдение поставщиками обслуживания установленных нормативных параметров контроля (требований, конкретных эксплуатационных правил и политики внедрения). Эти механизмы включают в себя инспекции, проверки и обследования для обеспечения того, чтобы нормативные средства контроля безопасности полетов были надлежащим образом интегрированы в системе менеджмента безопасности (СМБ) поставщика обслуживания, оказывали запланированное влияние на риски возникновения негативных последствий в системе.

Безопасность деятельности достигается путем воздействия на состояние систем в целях уменьшения уровня риска до приемлемого уровня. При этом обеспечивается поиск оптимального баланса между требованиями государства и выгодной для пользователя в виде интегральной эффективности затрат на обеспечение безопасности.

Настоящий стандарт предназначен для организаций - поставщиков обслуживания, в том числе для производителей авиационной техники: от воздушных судов до двигателей, агрегатов, винтов и пр. (см. Annex-19).

В разрабатываемой концепции использованы положения так называемой теории системной безопасности, в которой принята новая доктрина "Надежность - Риски - Безопасность" (НРБ) как связь надежности и безопасности. Известный (традиционный) подход типа ВАБ занимает вспомогательное место в новом подходе и применяется лишь в тех случаях, когда есть достоверная статистика о происшествиях и возникает необходимость в вероятностном анализе качества системы. В НРБ риск не является вероятностью каких-то событий или явлений, но является мерой количества опасности, зависящего, в частности, от меры случайности некоторого рискового события.

Следует отметить, что наиболее значительные достижения в обосновании нового подхода к обеспечению безопасности полетов и в определении структуры SMS известны в РФ из публикации и разработок таких международных организаций, как НАСА, ФАА, ИКАО, ИАТА.

В гражданской авиации Российской Федерации интенсивные разработки по данному направлению ведутся в ГосНИИ ГА с участием ОАО "Авиатехприемка".

     1 Область применения

Настоящий стандарт определяет требования, основные принципы создания и внедрения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности СМБ АД в интегрированных структурах и организациях поставщиков обслуживания, например корпорациях, холдинговых компаниях, производителей авиационной техники (АТ), а также в учебных заведениях.

Целью настоящего стандарта является обеспечение единого подхода поставщиков обслуживания к созданию и внедрению СМБ АД в организации для интеграции в единую государственную систему менеджмента безопасности авиационного комплекса Российской Федерации на основе общих единых требований.

Согласно идеологии SARPS ИКАО, а также действующему воздушному законодательству Российской Федерации указанные требования распространяются также на государственные и другие организации по управлению безопасностью на основе рисков, осуществляющие: сбор, хранение, обработку информации и другие процедуры управления безопасностью в течение жизненного цикла гражданской АТ.

Настоящий стандарт содержит:

- перечень и описание общих функций, процедур, целей и задач, решаемых в СМБ АТ, в соответствии с требованиями Annex-19 и национальных стандартов Российской Федерации;

- методические рекомендации и описания принципов управления безопасностью на основе методологии исчисления рисков;

- требования к базам данных для СМБ деятельности поставщиков обслуживания в области гражданской авиации и других заинтересованных организаций на основе принципа NASA (ICAO) мониторинга;

- требования к унификации форм представления информации об объектах и субъектах СМБ для интеграции результатов мониторинга в государственной системе СМБ - в течение жизненного цикла АТ.

Методы управления безопасностью определяются применяемой системой управления СМАД (SMS), включающей в себя требования к выполняемым функциям.

Ресурсы SMS согласно требованиям ИКАО предусматривают обеспечение доступа к информации по безопасности авиационной деятельности (БАД) поставщикам обслуживания, контролирующим государственным органам, и других организаций, входящим в государственные сети поставщиков авиационного обслуживания.

Общие требования к СМБ АД, вытекающие из Annex-19 и SARPS ICAO, изложены в разделе 4.

Методические рекомендации по принципу построения процедур, обоснование структуры SMS и принципов управления БАД на основе исчисления рисков представлены в разделе 5.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р 54080-2010 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования

ГОСТ ИСО 9001-2011* Система менеджмента качества. Требования

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 9001-2011. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документы) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документы) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Группа A: общие термины

3.1.1 поставщики обслуживания: Любая организация, обеспечивающая авиационное обслуживание. Данная совокупность организаций, включает в себя: учебные организации; эксплуатантов воздушных судов: утвержденные организации по техническому обслуживанию; организации, ответственные за типовое конструирование и/или сборку воздушных судов; поставщиков обслуживания воздушного движения и сертифицированные аэродромы.

Примеры - Утвержденные учебные заведения, эксплуатанты ВС, утвержденные организации технического обслуживания и ремонта АТ, организации - разработчики АТ, организации - изготовители АТ, поставщики обслуживания воздушного движения, эксплуатанты сертифицированных аэродромов.

3.1.2 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.

3.1.3 безопасность авиационной деятельности; БАД: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.4 государственная программа по безопасности авиационной деятельности: Единый комплекс правил и видов деятельности, разработанных государством и нацеленных на управление в гражданской авиации.

A - общие термины; B - ключевые термины для SMS на основе исчисления рисков возникновения неблагоприятных событий при авиационной деятельности и управлением полетом.

3.1.5 обеспечение безопасности авиационной деятельности: Процесс управления рисками в системе управления поставщика обслуживания и на государственном уровне.

Примечания

1 Целью процесса является достижение установленного государством целевого уровня эффективности.

2 Процесс базируется на эффективном мониторинге критических элементов контроля за состоянием и на регулярной оценке адекватности мер по управлению, осуществляемых государственными уполномоченными органами.

3.1.6 отраслевые нормы и правила: Инструктивный материал, разработанный отраслевым органом для конкретного сектора авиационной отрасли по соблюдению требований SARPS ИКАО, других авиационных требований к безопасности авиационной деятельности (БАД), почерпнутых из передовой практики, подверженные факторам риска во время предоставления своих услуг.

3.1.7 управление безопасностью авиационной деятельности: Основная бизнес-функция поставщика обслуживания, которая позволяет авиационным организациям достичь своих бизнес-целей путем предоставления своих услуг и осуществляется с помощью специально созданной управленческой системы - системы управления типа АСУ.

Примечание - Управление состоянием обеспечивается путем непрерывного воздействия на систему и мониторинга факторов риска, вызывающих последствия в системе от факторов опасности в критических видах деятельности поставщика обслуживания, и смягчения последствий от факторов риска до наименьшего практически возможного уровня (см. стандарт ГосНИИ ГА ГОСТ Р 2012*).

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.8 фактор: Обозначение (название) признака процесса, возмущения или явления, определяющего характер воздействия на систему или вид реакции системы на обозначенные явления.

Примечание - Любая система реагирует на физическое явление, обозначенное фактором, но не на признак явления.

3.1.9 регулирование безопасности полетов: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов по утвержденным показателям ИКАО.

3.1.10 система менеджмента качества: Часть общей системы менеджмента, основанная на подходе к управлению системой в виде постоянного контроля, анализа, поддержания и повышения уровня качества системы, преимущественно на основе нормативных показателей работоспособности (надежности).

3.2 Группа B - ключевые термины в СУБП

3.2.1 Основные ключевые определения

а) система управления безопасностью полетов: Множество взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей (в минимальном составе по Annex-19), предназначенных для достижения цепи управления по обеспечению необходимого уровня безопасности полетов в соответствии с принятым системным подходом

б) системный подход ИКАО (к управлению безопасностью полетов): Инструмент в виде метода, способов и набора процедур для управления состоянием систем, создания иерархической структуры организации системы управления безопасностью полетов, включающей в себя модуль функций обеспечения ответственности руководителя за безопасность полетов в бизнес-структуре и другие модули

в) риск: Возможная опасность с нечеткой мерой или количественным выражением: опасности - "риск больше", "риск меньше"

г) величина значений риска: интегральная значимость (или мера) риска с учетом частоты и ущерба, измеренная экспертно с помощью единого инструмента, например Матрицы анализа рисков

д) угроза: Источник опасности, локализованный во времени и пространстве и встроенный в систему - в виде элемента системы с признаками выявленных факторов и характером их поражающего воздействия как возмущения и прочее

е) опасность: Состояние системы, в которой может произойти опасное (прогнозируемое и рисковое) событие при данной выявленной (обнаруженной) угрозе по некоторым факторам, если факторы могут проявиться (хотя бы с вероятностью "почти нуль").