ГОСТ Р 57721-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ЭКСПЕРИМЕНТ ВИРТУАЛЬНЫЙ
Общие положения
Information and communication technologies in education. Virtual experiment. General
ОКС 35.240.99
Дата введения 2018-09-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" (ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1254-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Информационные технологии прочно вошли в различные сферы жизни общества. Сегодня они являются неотъемлемой частью практически всех процессов - от индустрии развлечений до государственного управления. Важную роль играют они и в сфере образования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [1], под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1]. Электронное обучение в значительной степени расширяет границы доступности образовательных услуг как в части территориальной удаленности, так и в части обеспечения равенства для обучающихся с ограниченными возможностями.
Одним из важнейших аспектов образования и научного исследования является лабораторный эксперимент. Однако не все эксперименты безопасны, и не все могут быть проведены без использования дорогостоящего оборудования и материалов. В связи с этим в научном мире широко применяется математическое моделирование различных процессов. В сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями моделирование позволяет проводить эксперименты в виртуальной среде. Виртуальные эксперименты обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционными натурными экспериментами, позволяя минимизировать риски и издержки, связанные с закупкой, транспортированием и хранением оборудования и материалов. Выполнение экспериментов в виртуальной среде существенно снижает временные и финансовые затраты, повышая при этом эффективность и качество обучения. Примеры лучших практик применения виртуальных экспериментов приведены в справочном приложении А.
Неуправляемое развитие перспективных технологий виртуального эксперимента неизбежно приведет к возникновению проблем в области интероперабельности и обеспечения качества систем на их основе.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
Требования настоящего стандарта применимы к виртуальным экспериментам, осуществляемым в образовательных организациях независимо от направления их деятельности (классического, технического, гуманитарного и др.), уровня образования и статуса (университет, академия, институт, колледж, лицей и др.), а также к внешним автоматизированным информационным системам, предоставляющим образовательным организациям удаленный доступ к виртуальным стендам и лабораториям.
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к лабораторным исследованиям и экспериментам, проводимым с использованием виртуальной среды или в режиме удаленного доступа. Настоящий стандарт предназначен преимущественно для образовательных организаций, реализующих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в т.ч. с учетом функционирования в составе электронных информационно-образовательных сред образовательных организаций и возможности корпоративного использования и информационного обмена между различными системами и средами.
Настоящий стандарт может быть использован в научно-исследовательских организациях и на предприятиях, применяющих методологию виртуального эксперимента (ВЭ) в исследовательских целях и для подготовки персонала.
Общие положения настоящего стандарта гармонизированы с основополагающими требованиями национальных, межгосударственных и национальных стандартов в области применения информационных технологий в образовании.
Общие положения настоящего стандарта применимы для ВЭ, проводимых в образовательных организациях высшего, среднего профессионального, общего и дополнительного образования, в т.ч. с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений обучающихся с ограниченными возможностями. Общие положения могут быть использованы на этапах проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации виртуальных лабораторий и экспериментов.
К ВЭ, выполняемым в электронных образовательных средах, применимы общие требования к электронным образовательным ресурсам в соответствии ГОСТ Р 53620, а также требования по обеспечению индивидуальных потребностей и предпочтений обучающихся с ограниченными возможностями в соответствии с ГОСТ 33248, ГОСТ 33249, ГОСТ Р 55769.
Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием обеспечения качества, открытости и доступности в образовательных организациях и российской системе образования в целом.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15971 Системы обработки информации. Термины и определения
ГОСТ 33248 (ISO/IEC 24751-2:2008) Информационная технология. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 2. Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе "доступ для всех"
ГОСТ 33249 (ISO/IEC 24751-3:2008) Информационная технология. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 3. Описание электронных ресурсов по системе "доступ для всех"
ГОСТ ISO/IEC 12785-2 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Упаковка контента. Часть 2. XML привязка
ГОСТ Р 53620 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
ГОСТ Р 55769 I(ИСО/МЭК 24751-1:2008) Информационная технология. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 1. Основы и эталонная модель
ГОСТ Р ИСО 9241-151 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет
ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка