ГОСТ 33249-2015
(ISO/IEC 24751-3:2008)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Информационная технология
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ АДАПТИРУЕМОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ
Часть 3
Описание электронных ресурсов по системе "доступ для всех"
Information technology. Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training. Part 3. "Access for all" digital resource description
МКС 01.300.30
35.240.99*
______________
* В ИУС 5-2016 документ приводится с ОКС 03.100.30, 35.240.99
здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2016-11-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1838-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33249-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 24751-3:2008* "Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 3. Описание электронных ресурсов по системе "доступ для всех"" (ISO/IEC 24751-3:2008 "Information technology - Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training - Part 3: "Access for all" digital resource description", MOD) путем изменения отдельных фраз, слов, ссылок, которые выделены по тексту курсивом**, а также исключения обязательных приложений А и В, относящихся к языковым особенностям английского и французского языков, и справочных приложений С, D, Е, F и G, содержащих примеры зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным, и справочную информацию.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.
Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
________________
Приведено в редакции, отличной от ISO/IEC 24751-3:2008.
ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) являются частью специализированной системы всемирной стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов посредством технических комитетов, основанных соответствующими организациями, для работы с отдельными отраслями технический деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие международные организации, как государственные, так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и МЭК и также участвуют в их работе. В сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали объединенный технический комитет - ИСО/МЭК СТК 1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главная задача объединенного технического комитета - подготовка международных стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным техническим комитетом, передаются в государственные организации для голосования. Для выхода международного стандарта требуется как минимум 75% голосов организаций, участвующих в голосовании.
Особое внимание уделяется ситуации, когда некоторые части документа могут быть субъектом патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственность за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
ISO/IEC 24751-3 был подготовлен объединенным техническим комитетом ISO/IEC СТК 1, информационные технологии, подкомитет ПК 36, информационная технология для обучения, образования и подготовки.
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ISO/IEC СТК 1 ПК 36 выполняет ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО), активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.
ISO/IEC 24751 состоит из следующих частей, объединенных общим заголовком Информационные технологии - Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке:
Часть 1: Основы и эталонная модель;
Часть 2: Персональные потребности и предпочтения при цифровой доставке в системе "Доступ для всех";
Часть 3: Цифровое описание источников в системе "Доступ для всех".
Дальнейшие части будут посвящены нецифровому описанию ресурсов, персональным потребностям и предпочтениям применительно к нецифровым ресурсам, персональным потребностям и предпочтениям при описании событий и мест, описанию событий и мест, а также языковым особенностям и идентичности интерфейсов пользователей в электронном обучении, образовании и подготовке.
В этой части ISO/IEC 24751 термин неспособность определен как несоответствие между потребностями пользователя и предлагаемого ресурса. Это не личная черта, а экспонат отношений между пользователем и окружающей средой ресурса или поставкой. Доступные системы регулируют пользовательский интерфейс среды обучения, определяют местонахождение необходимых ресурсов, оценивают свойства доступных ресурсов соответствовать потребностям и предпочтению пользователя, и поставить ученику самое доступное содержание.
Эта часть ISO/IEC 24751 определяет метаданные о доступности, которые в состоянии выразить способность ресурса соответствовать потребностям и предпочтению пользователя, как описано их доступом для всех личных нужд, и предпочтения (PNP), уже определенным в ISO/IEC 24751-3. Эта часть ISO/IEC 24751 предназначена, чтобы принести пользу любому испытывающему несоответствие между потребностями и предпочтением и поставленным образованием.
Для инвалидов, чей выбор методов доступа ограничен, процесс соответствия ресурсу с пользовательским требованием не является вопросом удобства или обработки, но одним из предельной важности в обеспечении доступа. В результате необходимо для систем согласовать четкие интерфейсы и использование. Этот близко определенный подход проявлен этой частью ISO/IEC 24751, чтобы поддержать оптимальную способность к взаимодействию.
Эта часть ISO/IEC 24751 не поверхностна, но информативна. Цель состоит в том, чтобы облегчить открытие и использование самого соответствующего содержания для каждого пользователя. Пользователи альтернативных систем доступа должны знать, совместим ли ресурс с их необходимым методом доступа, например пользователю, который является слепым, возможно, понадобится слышимый доступ к ресурсу в противоположность визуальному доступу.
Эта часть ISO/IEC 24751 не описывает, как создать доступное содержание; имеется другая работа, которая описывает, как содержание и объекты СМИ могут быть сделаны более доступными [см., например, Руководящие принципы доступности веб-контента W3C/WAI (W3C/WAI WCAG) для деталей].
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения соответствия потребностям обучаемых с ограниченными возможностями или в среде, ограничивающей их возможности.
Настоящий стандарт предназначен для описания электронных ресурсов с целью обеспечения их соответствия личным потребностям и предпочтениям обучаемых с точки зрения общедоступности и равных возможностей.
Метаданные могут использоваться, по крайней мере, в двух связанных с доступностью случаях: для информирования о соответствии определенному стандарту или спецификации доступности или отбора ресурсов, которые соответствуют потребностям и предпочтениям пользователя. Настоящий стандарт решает вторую задачу. Метаданные, определяющие соблюдение стандартов или спецификаций доступности, не рассматриваются в рамках настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для применения в сочетании с ГОСТ 33248, который предоставляет средство описания предпочитаемого пользователем метода доступа к образовательному контенту. Настоящий стандарт предназначен для описания аспектов компьютерной системы (включая сетевые системы), которые могут быть адаптированы с целью улучшения доступности. Они не применимы к нецифровым системам, которые могут включать физические объекты, других людей, внешние процессы и т.д.
Настоящий стандарт посвящен описанию особенностей ресурса, затрагивающих его восприятие, понимание или взаимодействие с пользователями, включая:
а) какие сенсорные методы используются в ресурсе,
b) способы преобразования ресурса, например, может ли текст быть преобразован автоматически;
c) какие методы входа ресурс принимает и
d) какие адаптации доступны.
Настоящий стандарт приводит информационную модель для описания электронных ресурсов так, чтобы индивидуальные потребности и предпочтения обучаемых (описанные согласно ГОСТ 33248) могли быть удовлетворены с использованием соответствующих пользовательских интерфейсов, инструментов и образовательных ресурсов в пределах установленной компьютером среды обучения.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков
ГОСТ 33248-2015 (ISO/IEC 24751-2:2008) Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 2. Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе "доступ для всех"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.