ГОСТ 33248-2015
(ISO/IЕС 24751-2:2008)
Группа П80
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Информационная технология
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ АДАПТИРУЕМОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ
Часть 2
Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе "доступ для всех"
Information technology. Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training. Part 2. "Access for all" personal needs and preferences for digital delivery
МКС 03.100.30
35.240.99
Дата введения 2016-11-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ISO 3166) 004-97 | Код страны по МК (ISO 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1837-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33248-2015 (ISO/IEC 24751-2:2008) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 24751-2:2008* "Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 2. Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе "доступ для всех" ("Information technology - Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training - Part 2: "Access for all" personal needs and preferences for digital delivery", MOD) путем изменения отдельных фраз, слов, ссылок, которые выделены по тексту курсивом**, а также исключения обязательных приложений A и B, относящихся к языковым особенностям английского и французского языков, и справочных приложений C, D, E, F и G,содержащих примеры зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным, и справочную информацию.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе 2 "Нормативные ссылки" выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. - Примечания изготовителя базы данных.
Ссылки на международные стандарты, которые приняты в качестве межгосударственных стандартов, заменены в разделе "Нормативные ссылки" и тексте стандарта ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты.
Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
_________________
Приведено в редакции, отличной от ISO/IEC 24751-2:2008.
ИСО (Международная Организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая Комиссия) являются частью специализированной системы всемирной стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов посредством технических комитетов, основанных соответствующими организациями, для работы с отдельными отраслями технической деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие международные организации, как государственные, так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и МЭК и также участвуют в их работе. В сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали объединенный технический комитет - ИСО/МЭК СТК 1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главная задача объединенного технического комитета - подготовка международных стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным техническим комитетом, передаются в государственные организации для голосования. Для выхода международного стандарта требуется как минимум 75% голосов организаций, участвующих в голосовании.
Особое внимание уделяется ситуации, когда некоторые части документа могут быть субъектом патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственность за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
ISO/IEC 24751-2 был подготовлен объединенным техническим комитетом ИСО/МЭК СТК 1 "Информационные технологии", подкомитетом ПК 36 "Информационная технология для обучения, образования и подготовки".
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК 1 ПК 36 выполняет ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" (ИКТО), активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.
ISO/IEC 24751 состоит из следующих частей, объединенных общим заголовком "Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке":
- Часть 1: Основы и эталонная модель;
- Часть 2: Персональные потребности и предпочтения при цифровой доставке в системе "доступ для всех";
- Часть 3: Цифровое описание источников в системе "доступ для всех".
Дальнейшие части будут посвящены нецифровому описанию ресурсов, персональным потребностям и предпочтениям применительно к нецифровым ресурсам, персональным потребностям и предпочтениям при описании событий и мест, описанию событий и мест, а также языковым особенностям и идентичности интерфейсов пользователей в электронном обучении, образовании и подготовке.
Настоящий стандарт определяет общую информационную модель для описания потребностей и обучаемого или пользователя при получении электронных ресурсов и услуг посредством цифровой доставки. Это описание одно из двух, используемых при удовлетворении потребностей и предпочтений пользователя к цифровой поставке. Указанная модель подразделяет индивидуальные потребности и предпочтения обучаемого или пользователя на три категории:
a) отображение: как ресурсы должны быть представлены и структурированы;
b) управление: как ресурсами нужно управлять;
c) содержание: какие дополнительные или альтернативные ресурсы должны поставляться.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения удовлетворения потребностей и предпочтений обучаемых с ограниченными возможностями (в соответствии с [1]) и любых пользователей в условиях, ограничивающих возможности.
Назначение настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить машиночитаемый метод определения пользовательских потребностей и предпочтений при электронном обучении. Стандарт может быть использован независимо, например, для предоставления обучаемому/пользователю необходимого или желаемого пользовательского интерфейса, или в сочетании с описанием электронных ресурсов для предоставления обучаемому/пользователю электронных ресурсов, отвечающих потребностям и предпочтениям последнего.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 общедоступность: Подход к обеспечению доступности в электронной образовательной среде, в которой электронные образовательные ресурсы и способ их доставки соответствуют потребностям и предпочтениям пользователей по [2, 3]. | access for all, AfA |
3.2 доступность: Пригодность к использованию продукта, услуги, среды или объекта, лицами, имеющими широкий спектр возможностей; Примечания 1 Доступность адресована для пользователей, имеющих инвалидность, эта концепция не ограничивается вопросами инвалидности. 2 Термин адаптирован из термина 3.2 [4]. | accessibility |
3.3 метод доступа: Человеческие чувства системы восприятия или познавательной способности, с помощью которых человек воспринимает содержание электронных ресурсов. | access mode |
3.4 адаптация: Электронный ресурс, представляющий информационное содержание другого электронного ресурса или его частей. Примечание - Адаптация может также включать управление презентациями, методами контроля, режимами доступа, структурой и поддержкой пользователя. | adaptation |
3.5 контекст общедоступности: Особая ситуация или окружение, в которой может быть использован набор потребностей и предпочтений для обеспечения общедоступности. | AfA context |
3.6 контекстное описание общедоступности: Наименование или описание контекста, в котором может быть использован набор потребностей и предпочтений для обеспечения общедоступности. Примечания 1 Примером контекстных описаний могут служить метки определенных местоположений, такие как "дом", "работа", "школа", или времени суток - "вечер". 2 См. 5.4. | AfA contextual description |
3.7 опасность общедоступности: Характеристика электронного ресурса, представляющая потенциальный риск для пользователя. Примечание - Например, яркая мигающая анимация может вызвать приступ у людей, страдающих фоточувствительной эпилепсией. | AfA hazard |
3.8 предпочтение общедоступности: Предпочтение лица, нуждающегося в обеспечении доступности. Примечание - См. 5.5. | AfA Preference |
3.9 набор предпочтений общедоступности: Определенная комбинация из двух и более предпочтений общедоступности. | AfA preference set |
3.10 параметр приложения: Набор настроек вспомогательной технологии с учетом специфики данного приложения. | Application paremeter |
3.11 специфика приложения: Конфигурация вспомогательной технологии, использующая параметры приложения конкретного продукта. Примечание - См. 5.6. | |
3.12 вспомогательная технология: Альтернативная система доступа, т.е. специализированное программное и (или) аппаратное обеспечение, используемое в дополнение к наиболее часто используемым программным или аппаратным средствам для управления, отображения (2.14) или обработки. Примечание - Например, устройство чтения с экрана, альтернативная клавиатура, обновляемые устройства Брайля, экранная лупа и др. | Assistive technology |
3.13 ресурс электронный: Любой тип ресурса, который можно передавать и (или) получать с помощью информационно-технологических систем. Примечание - Электронный ресурс должен быть однозначно идентифицируем в признанных системах идентификации (например, ISBN, ISAN, UPC/EAN, URI). | digital resource, DR |
3.14 возможности ограниченные: I (по отношению к цифровой доставке ресурса) Любое препятствие для использования электронных ресурсов, несоответствие между потребностями пользователей и поставляемыми электронными ресурсами; II (в медицинском смысле) любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения возможностей) способности осуществлять деятельность в порядке и объеме, считающемся нормальным для человека, инвалидность. Примечания 1 В общедоступной среде ограниченные возможности являются не характеристикой пользователя, а следствием несоответствия между возможностями пользователя и системными ресурсами. 2 В контексте электронного обучения ограниченные возможности относятся к несоответствию между потребностями обучаемых и образовательными ресурсами и (или) способами их представления. 3 Значение II включено в стандарт для определения гарантий, что пользователи имеют законные права по использованию вспомогательных технологий. 4 Значение II подготовлено по материалам Всемирной организации здравоохранения [5]. | disability |
3.15 отображение: Визуализация или представление пользовательского интерфейса и (или) цифровых ресурсов с использованием одного из методов доступа. Примечание - Методы доступа включают, но не ограничиваются зрительными, слуховыми, обонятельными, текстовыми и осязательными. | display |
3.16 возможность преобразования отображения: Характеристика электронного ресурса, поддерживающего изменения в отношении его отображения. | display transformability |
3.17 преобразование отображения: Рестайлинг или реконфигурация визуализации или представления пользовательского интерфейса и (или) электронного ресурса. | display transformation, DT |
3.18 стандартная конфигурация вспомогательной технологии: Конфигурация вспомогательной технологии, использующая параметры приложения, общие среди таких технологий без привязки к конкретному продукту | generic assistive technology configuration |
3.19 инвалидность (медицинский термин): Любая потеря или отклонение физиологии, физиологической или анатомической структуры или функции | impairment |
3.20 лицо: Человек, т.е. физическое лицо, которое выступает в качестве отдельной неделимой сущности. Примечание - Адаптированный термин из [5], 3.28. | individual |
3.21 индивидуальная доступность: Характеристика образовательной среды, основанной на информационно-технологической системе, обеспечивающая удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся путем адаптации, реагрегации, замещения. | individualized accessibility |
3.22 система информационно-технологическая: Набор из одного или нескольких компьютеров, соответствующего программного обеспечения, периферийных устройств, терминалов, человеческих операций, физических процессов и средств передачи информации, которые формируют автономную систему, способную выполнять обработку информации и (или) ее передачу [6]. | information technology system, IT system |
3.23 язык: Система знаков для коммуникации, обычно состоит из словаря и правил [7]. Примечание - В настоящем стандарте термин "язык" относится к естественным языкам или специальным языкам, но не к языкам программирования или искусственным языкам. | language |