ГОСТ Р 57485-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Методы функционального тестирования
Complex system of GLONASS unified on-board equipment. Technical means controlling circumstances of any harm inflicted to vehicle as a result of road traffic accident. Functional test methods
ОКС 35.240.60
Дата введения 2018-01-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2017 г. N 596-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству (далее - технические средства контроля) в результате дорожно-транспортного происшествия, функционирующие с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными навигационными спутниковыми системами и предназначенные для установки в качестве дополнительного оборудования на транспортные средства категорий М и N, выпущенные в обращение с неустановленными устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб.
Настоящий стандарт устанавливает методы функционального тестирования технических средств контроля на соответствие требованиям ГОСТ Р 57484 и ГОСТ Р 57483-2017 в части реализации функций "Европротокол" и "Экстренный вызов".
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 28751 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ 31283 Пломбы индикаторные. Общие технические требования
ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33465 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протокол обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях
ГОСТ 33471-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 51061 Системы низкоскоростной передачи речи по цифровым каналам. Параметры качества речи и методы измерений
ГОСТ Р 57483-2017 Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Протоколы обмена данными
ГОСТ Р 57484-2017 Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 8568 Стенды ударные. Заявление и подтверждение характеристик
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматическая активация технического средства контроля: Процедура перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" при условии превышения текущих значений ускорений по одной или нескольким осям транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) установленных величин граничных значений ускорений.
3.2
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 1] |
3.3
государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС"; ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации. |
3.4
дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [ГОСТ Р 56083-2014, статья 8] |
3.5 "Европротокол" функция: Способность технического средства контроля по формированию, хранению и передаче по сетям подвижной радиотелефонной связи (при автоматической активации или вследствие нажатия кнопки на техническом средстве контроля) информации об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, предназначенной для оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.
Примечания
1 Информация об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, а также требования к указанной информации, порядку ее формирования (хранения и передачи) по сетям подвижной радиотелефонной связи установлены в ГОСТ Р 57484.
2 Оформление документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции осуществляется в случаях, предусмотренных в [2] (статья 11.1, пункт 5).
3.6 интерфейс пользователя подсистемы тестирования: Комплекс программно-аппаратных средств, входящий в состав интернет-портала подсистемы тестирования, позволяющий осуществлять обмен данными и управление голосовым соединением между подсистемой тестирования и проверяемым техническим средством контроля, проверку корректности формата данных, принятых от технического средства контроля, и отображение полученных данных, а также протоколирование процесса проведения проверки технических средств контроля.
Примечание - Доступ к интерфейсу пользователя подсистемы тестирования осуществляется через автоматизированное рабочее место пользователя, создаваемое на базе персональной электронно-вычислительной машины.
3.7 ключ: Уникальная последовательность символов, сохраняемая в секрете и предназначенная для преобразования блока данных для проверки некорректируемости.
3.8 код аутентификации: Контрольное значение, которое используется для проверки некорректируемости блока данных и является результатом преобразования блока данных с помощью математической функции с использованием ключа.
3.9
минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемых автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования. [ГОСТ Р 56083-2014, статья 5] |
Примечание - Техническое средство контроля обеспечивает формирование и передачу МНД при осуществлении экстренного вызова.
3.10 монтажная плата: Специальное приспособление, предназначенное для размещения на ударном стенде и коммутации испытуемого образца (технического средства контроля со встроенным акселерометром или акселерометра) и имитирующее реальные условия крепления его на транспортном средстве.
3.11 некорректируемость: Состояние защищенности информации, формируемой и обрабатываемой техническим средством контроля, от несанкционированного изменения в процессе хранения, обработки и передачи.
3.12 подсистема тестирования; ПТ: Программно-аппаратный комплекс в структуре ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для проверки возможности и корректности обмена данными по сетям подвижной радиотелефонной связи и сети Интернет технических средств контроля с ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" при реализации техническими средствами контроля функций "Европротокол" и "Экстренный вызов".
3.13
протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства. [ГОСТ Р 56083-2014, статья 22] |
3.14
профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до, в течение и после ДТП. [ГОСТ Р 56083-2014, статья 23] |
3.15 ручная активация технического средства контроля: Процедура перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" посредством нажатия кнопки "Европротокол".
Примечание - Допускаются варианты аппаратно-программной реализации процедуры перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" посредством нажатия кнопки "Экстренный вызов".
3.16 тестировщик: Специалист испытательной лаборатории, осуществляющий функциональное тестирование технического средства контроля.
3.17 техническое средство контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате ДТП (техническое средство контроля); ТСК: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортные средства, функционирующее с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими ГНСС, позволяющее формировать в некорректируемом виде и передавать по сетям подвижной радиотелефонной связи информацию о ДТП, а также обеспечивающее при необходимости вызов в ручном режиме экстренных оперативных служб и передачу информации о транспортном средстве с последующим установлением двусторонней голосовой связи.
Примечание - Минимально необходимые требования к ТСК для реализации функции "Экстренного вызова", разработанные на основе требований [3] для устройств вызова экстренных оперативных служб, установлены в ГОСТ Р 57484.
3.18 трехосевой акселерометр (акселерометр): Устройство, определяющее проекцию вектора реального ускорения транспортного средства на три оси координат (продольную, поперечную, вертикальную) транспортного средства.
3.19
ударный стенд: Устройство, позволяющее подвергнуть образец воздействию управляемого и воспроизводимого механического удара. Примечание - Ударным стендом может быть специальное устройство, создающее ударное воздействие за счет потенциальной энергии поля силы тяжести или рабочей среды (механизма), или вибростенд, электродинамический или гидравлический, работающий в режиме удара. [ГОСТ Р ИСО 8568-2010, статья 3.3] |
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
БИП - блок интерфейса пользователя;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;