РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130057) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 488-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300005) (вступил в силу с 1 января 2022 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2022 года N 594-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2022, N 0001202212290082) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 594-ФЗ).

____________________________________________________________________

     

Принят
Государственной Думой
20 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система) - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) устройство вызова экстренных оперативных служб - устройство или система, установленные на транспортном средстве, осуществляющие определение на основе использования сигналов ГЛОНАСС координат места нахождения транспортного средства, скорости и направления его движения и обеспечивающие формирование, передачу в некорректируемом виде информации о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, а также двустороннюю голосовую связь транспортного средства с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;

3) датчики контроля состояния транспортного средства - датчики ускорения (акселерометры) или иные технические средства, установленные на транспортном средстве, позволяющие установить факт дорожно-транспортного происшествия и передающие информацию об этом факте на устройство вызова экстренных оперативных служб.

Статья 3. Принципы создания и функционирования системы


Создание и функционирование системы осуществляются на основании следующих принципов:

1) обеспечение полноты, достоверности, некорректируемости принимаемой и передаваемой с использованием системы информации, своевременности ее предоставления;

2) общедоступность и безвозмездность передачи информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации в экстренные оперативные службы от транспортных средств, на которых установлены устройства вызова экстренных оперативных служб;

3) соблюдение при автоматизированной обработке информации конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни;

4) бесперебойность работы комплекса технических средств системы.

Статья 4. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы


Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 5. Назначение и структура системы

1. Система предназначена для:

1) оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" или в случае, если такая система не введена в эксплуатацию, в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации, а также взаимодействия с профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года Федеральным законом от 29 декабря 2022 года N 594-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) предоставления размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;

3) решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ)

2. Система включает в себя:

1) информационный ресурс, содержащий указанную в статье 10 настоящего Федерального закона информацию;

2) программно-технические средства, предназначенные, в частности, для:

а) сбора, обработки и хранения информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации и о транспортных средствах, устройства вызова экстренных оперативных служб которых осуществили передачу этой информации;

б) сбора, обработки и хранения информации об устройствах вызова экстренных оперативных служб;

в) представления информации в государственные информационные системы, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года Федеральным законом от 29 декабря 2022 года N 594-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) технологическую инфраструктуру, обеспечивающую прием информации, поступившей от устройств вызова экстренных оперативных служб, и передачу этой информации в экстренные оперативные службы.

Статья 5_1. Использование системы в целях создания иных информационных систем

1. Создание в сфере транспорта и в иных сферах, определенных Правительством Российской Федерации, государственных информационных систем, а также информационных систем, входящих в состав объектов концессионных соглашений, при функционировании которых предполагается использование навигационной информации (далее - информационные системы), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе обязательного использования информационного ресурса, и (или) программно-технических средств, и (или) технологической инфраструктуры системы (далее - составные части системы) в создаваемой информационной системе при наличии технической возможности такого использования.

2. Заинтересованные лица, являющиеся операторами находящихся в эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе использовать составные части системы при эксплуатации соответствующих информационных систем при наличии технической возможности такого использования.

3. В целях настоящего Федерального закона под заинтересованными лицами понимаются органы или организации, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве.

4. При принятии решения о создании в соответствии с законодательством Российской Федерации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, либо при принятии решения об использовании составных частей системы при эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, заинтересованное лицо направляет оператору системы запрос о технической возможности использования составных частей системы в создаваемой или эксплуатируемой информационной системе.

5. Оператор системы в течение сорока дней с момента получения запроса, указанного в части 4 настоящей статьи, направляет заинтересованному лицу посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении заключение о технической возможности использования составных частей системы в создаваемой или эксплуатируемой информационной системе (далее - заключение оператора системы). Порядок направления и рассмотрения запросов, включающий в себя требования к информационным системам, указанным в части 1 настоящей статьи, в части взаимодействия с системой, а также форма и порядок подготовки заключения оператора системы утверждаются оператором системы и подлежат размещению на сайте оператора системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае, если оператор системы не направил заключение в адрес заинтересованного лица в течение сорока дней с даты получения оператором системы запроса, указанного в части 4 настоящей статьи, заинтересованное лицо имеет право создавать информационную систему, указанную в части 1 настоящей статьи, без обязательного использования составных частей системы.

7. Ненаправление оператором системы заключения о технической возможности использования составных частей системы при эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, приравнивается к отказу оператора системы в использовании составных частей системы.

8. Отказ оператора системы в использовании составных частей системы при создании и (или) эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, допускается только при отсутствии технической возможности такого использования.

9. Использование составных частей системы при создании и (или) эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется на платной основе.

10. Тарифы на использование составных частей системы подлежат государственному регулированию и устанавливаются оператором системы в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

____________________________________________________________________

Часть 10 настоящей статьи вступила в силу с 13 июля 2015 года - см. часть 2 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ.

____________________________________________________________________

11. Если составная часть системы, используемая при создании и (или) эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, включает в себя результаты интеллектуальной деятельности, право на использование таких результатов интеллектуальной деятельности предоставляется оператором системы по лицензионному договору.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ)



Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания и функционирования системы

1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области создания и функционирования системы, а именно устанавливает:

1) порядок создания и функционирования системы;

2) состав информации, представляемой обладателями информации в систему, и порядок информационного взаимодействия оператора системы с обладателями этой информации и ее пользователями;

3) порядок эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб;

4) порядок обеспечения доступа к информации, указанной в пункте 2 части 1 статьи 9 и пункте 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, юридических лиц, физических лиц;

5) порядок обеспечения доступа к информации, указанной в пункте 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

6) пункт утратил силу с 1 октября 2024 года - Федеральный закон от 29 декабря 2022 года N 594-ФЗ - см. предыдущую редакцию.

1_1. Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ)

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области создания и функционирования системы осуществляет следующие полномочия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) пункт утратил силу с 1 января 2016 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

2) пункт утратил силу с 1 января 2016 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

3) устанавливает требования к техническим, программным, лингвистическим средствам обеспечения эксплуатации системы;

4) утверждает форматы предоставления информации;

5) осуществляет в пределах своих полномочий от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, размещенной в системе;

6) устанавливает форму и порядок представления оператором системы ежегодного отчета о функционировании системы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 235-ФЗ)

Статья 6_1. Оператор системы

1. Оператором системы является акционерное общество "ГЛОНАСС".

2. Основным направлением деятельности акционерного общества "ГЛОНАСС" является обеспечение функционирования системы в соответствии с назначением и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) обеспечение оперативного получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации, ее хранения и передачи в экстренные оперативные службы, а также доступа к этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение использования и развития технологической инфраструктуры системы в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, поступающей от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»