БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 57483-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры  ГЛОНАСС

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Протоколы обмена данными

Complex system of GLONASS unified on-board equipment. Technical means controlling circumstances of any harm inflicted to vehicle as a result of road traffic accident. Data exchange protocols.



ОКС 35.240.60

Дата введения 2018-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2017 г. N 594-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - технические средства контроля), функционирующие с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальным навигационными спутниковыми системами и предназначенные для установки в качестве дополнительного оборудования на транспортные средства категорий M и N, выпущенные в обращение с неустановленными устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб.

Настоящий стандарт устанавливает требования к протоколам обмена данными между техническими средствами контроля и ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" об обстоятельствах ДТП, необходимыми для оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции ("Европротокол"), а также для передачи информации о транспортном средстве в случае необходимости вызова экстренных оперативных служб.

Настоящий стандарт может быть также применен при разработке устройств и систем вызова экстренных оперативных служб в части реализации функции "Европротокол".

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ 33465-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протокол обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях

ГОСТ Р 57484-2017 Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматическая активация технического средства контроля: Процедура перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" при условии превышения текущих значений ускорений по соответствующим осям транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) установленных граничных значений.

3.2

глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 1]

3.3

Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС"; ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации

[1] (статья 2, статья 1)

3.4

дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 8]

3.5 "Европротокол" функция: Способность технического средства контроля по формированию, хранению и передаче по сетям подвижной радиотелефонной связи (при автоматической активации или вследствие нажатия кнопки на техническом средстве контроля) информации об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, предназначенной для оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Примечания:

1 Информация об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, а также требования к указанной информации, порядку ее формирования (хранения и передачи) по сетям подвижной радиотелефонной связи установлены в ГОСТ Р 57484.

2 Оформление документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции осуществляется в случаях, предусмотренных в [2], (статья 11.1, пункт 5).

3.6 ключ: Уникальная последовательность символов, сохраняемая в секрете и предназначенная для преобразования блока данных для проверки некорректируемости.

3.7 код аутентификации: Контрольное значение, которое используется для проверки некорректируемости блока данных и является результатом преобразования блока данных с помощью математической функции с использованием ключа.

3.8

минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии, включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 5]


Примечание - Техническое средство контроля обеспечивает формирование и передачу МНД при осуществлении экстренного вызова.

3.9 некорректируемость: Состояние защищенности информации, формируемой и обрабатываемой техническим средством контроля, от несанкционированного изменения в процессе хранения, обработки и передачи.

3.10

протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.

[ГОСТ Р 56083-2014, пункт 22]

3.11

профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до, в течение и после ДТП.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 23]

3.12 ручная активация технического средства контроля: Процедура перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" посредством нажатия кнопки "Европротокол".

Примечание - Допускаются варианты аппаратно-программной реализации процедуры перехода технического средства контроля в режим "Европротокол" посредством нажатия кнопки "Экстренный вызов" в соответствии с ГОСТ Р 57484.

3.13

сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 27]

3.14 техническое средство контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате ДТП (техническое средство контроля); ТСК: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортные средства, функционирующее с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими ГНСС, позволяющее формировать в некорректируемом виде и передавать по сетям подвижной радиотелефонной связи информацию о ДТП, а также обеспечивающее при необходимости вызов в ручном режиме экстренных оперативных служб и передачу информации о транспортном средстве с последующим установлением двусторонней голосовой связи.

Примечание - Минимально необходимые требования к ТСК для реализации функции "Экстренного вызова", разработанные на основе требований [3] для устройств вызова экстренных оперативных служб, установлены в ГОСТ Р 57484.

3.15 телематическая платформа ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС"; ТП: Комплекс аппаратно-программных средств и инженерных компонентов, предназначенных для обеспечения процессов сбора, обработки, хранения и предоставления пользователям мониторинговой информации, полученной от транспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб и/или телематическим оборудованием, использующим технологии ГЛОНАСС.

Примечание - Телематическая платформа ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" состоит из телематического сервера и функциональных программно-аппаратных комплексов различного назначения.

3.16

транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий M, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.

[ГОСТ Р 56083-2014, статья 32]

     

     4 Сокращения


В нвстоящем стандарте применены следующие сокращения:

АИС

- автоматизированная информационная система;

АСН

- аппаратура спутниковой навигации;

БИП

- блок интерфейса пользователя;

ГЛОНАСС

- Глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ПЗ-90.11

- государственная геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года" (90.11 - действующая редакция);

РСА

- Российский союз автостраховщиков;

ЭД

- эксплуатационная документация;

Beidou

- Глобальная навигационная спутниковая система Китайской Народной Республики;

deflate

- алгоритм сжатия данных без потерь;

EGTS

- телематический стандарт для системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС";

Galileo

- Глобальная навигационная спутниковая система Европейского союза;

GPRS

- пакетная радиосвязь общего пользования;

GPS

- глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

GSM

- глобальный цифровой стандарт для подвижной радиотелефонной связи;

g

- ускорение свободного падения;

ICCID

- уникальный идентификатор SIM/USIM-карты;

IMSI

- международный идентификатор абонента (индивидуальный номер абонента) сети подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM и UMTS, связанный (ассоциированный) с SIM/USIM-картой;

MSISDN

- номер абонента сети подвижной радиотелефонной связи с интеграцией услуг;

OSI

- базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем;

RFC 1950 (RFC 1951)

- информационные документы сети Интернет;

SIM/USIM-карта

- персональная универсальная идентификационная карта абонента для работы в сетях GSM 900/1800 и UMTS 900/2000, исполненная в виде съемной карты или микросхемы, впаиваемой в плату коммуникационного блока;

SMS

- служба коротких сообщений;

TCP/IP

- набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет;

TID

- уникальный идентификатор ТСК;

UMTS

- универсальная система подвижной связи;

UTC

- международная шкала координированного времени (всемирное координированное время);

UTC (SU)

- национальная шкала времени Российской Федерации;

VIN

- идентификационный номер транспортного средства;

WGS-84

- всемирная геодезическая система координат 1984 г.;

zlib

- библиотека для сжатия данных.