ГОСТ 33465-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Протокол обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях
Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Data exchange protocol between in-vehicle emergency call device/system and emergency response system infrastructure
МКС 33.020
Дата введения 2017-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" и Акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация" (АО "НТЦ "Интернавигация")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
(Поправка)
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2035-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33465-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой (ИУС N 2-2020)
7 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54619-2011*
_______________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2035-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54619-2011 отменен с 1 июня 2017 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях" и является одним из базовых стандартов комплекса.
Система экстренного реагирования при авариях предназначена для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествий на дорогах посредством уменьшения времени доведения информации об указанных происшествиях до экстренных оперативных служб. В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом указанных систем является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой вышеуказанные системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).
Настоящий стандарт описывает протокол обмена данными между устройством/системой вызова экстренных оперативных служб и инфраструктурой оператора системы экстренного реагирования при авариях и связанный с ним протокол поддержки услуг, включая базовую услугу экстренного реагирования при авариях.
Настоящий стандарт предоставляет все необходимые данные о формате и правилах передачи сообщений и должен использоваться для разработки подсистем передачи данных на стороне устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и оператора системы экстренного реагирования при авариях.
Основные положения настоящего стандарта взаимоувязаны с основополагающим стандартом комплекса стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях".
В настоящем стандарте учтены основные положения соответствующих региональных (европейских) и международных стандартов и международных документов по стандартизации:
- по сетевой модели взаимодействия открытых систем - в части используемых протоколов транспортного и сетевого уровня для передачи данных между устройством/системой вызова экстренных оперативных служб и оператором системы;
- по общеевропейской системе безопасности в экстренных ситуациях eCall - в части состава передаваемого устройством/системой вызова экстренных оперативных служб минимального набора данных;
- по мобильной (подвижной связи) - в части передачи данных с использованием SMS-сообщений.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
- производителями устройств/систем экстренного реагирования при авариях;
- автопроизводителями;
- оператором системы экстренного реагирования при авариях;
- разработчиками и поставщиками услуг на основе навигационно-информационной платформы системы экстренного реагирования при авариях.
Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий М и N в соответствии с требованиями технического регламента [1].
Настоящий стандарт устанавливает требования к протоколам обмена данными между устройством/системой вызова экстренных оперативных служб и инфраструктурой системы вызова экстренных оперативных служб (далее - система), включая требования к протоколу обмена данными, связанными с предоставлением системой базовой услуги в целях выполнения требований технического регламента [1] и ГОСТ 33464.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 33464 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33464, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый устройством/системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.
3.1.2 оператор системы экстренного реагирования при авариях (оператор системы): Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.
3.1.3 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.
3.1.4 сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы системы экстренного реагирования при авариях, обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.
3.1.5 система экстренного реагирования при авариях: Федеральная государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.
Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).
3.1.6 система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.
Примечания
1 Система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.
2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению системами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].
3.1.7 устройство вызова экстренных оперативных служб; УВ: Устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания
1 Устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, а также сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [1].
2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению устройствами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
НИС | - | навигационно-информационные системы; |
ОЗУ | - | оперативное запоминающее устройство; |
ПО | - | программное обеспечение; |
ППУ | - | протокол уровня поддержки услуг; |
ПТУ | - | протокол транспортного уровня; |
ТП | - | телематическая платформа; |
ТС | - | транспортное средство; |
УСВ | - | устройство/система вызова экстренных оперативных служб; |
Цифровая подпись | - | информация в электронной форме, которая используется для идентификации отправителя данных; |
ЭРА | - | экстренное реагирование при авариях; |
СР-1251 | - | набор символов и кодировка, являющаяся стандартной 8-битной кодировкой для всех русских версий Microsoft Windows; |
CRC-8(16) | - | циклический избыточный код; |
DNS | - | система доменных имен; |
eCall | - | общеевропейская система экстренного реагирования при авариях; |
EGTS | - | телематический стандарт для системы экстренного реагирования при авариях; |
FTP | - | протокол передачи файлов; |
IP | - | протокол Интернет; |
GSM | - | глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи; |
HTTP | - | протокол передачи гипертекста; |
IMAP | - | протокол прикладного уровня для доступа к электронной почте; |
ISDN | - | цифровая сеть с интеграцией обслуживания; |
Little-endian | - | младший байт вперед (порядок следования байт); |
NGTP | - | телематический протокол следующего поколения. Архитектура и концепция построения; |
OSI | - | базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем - абстрактная сетевая модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов; |
PDU | - | элемент описания протокола; |
POP3 | - | протокол почтового отделения, версия 3; |
SC | - | сервис-центр, ответственный за обработку, хранение и передачу SMS-сообщений получателям; |
SIM | - | модуль идентификации абонента; |
SME | - | объекты, способные отправлять и получать SMS-сообщения; |
SMS | - | сервис коротких сообщений; |
SMSC | - | центр обработки коротких сообщений; |
SMTP | - | простой протокол передачи почты; |
TCP | - | протокол управления передачей; |
TFTP | - | простой протокол передачи файлов; |
telnet | - | сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети; |
UDP | - | протокол пользовательских дейтаграмм. |