ГОСТ 28751-90
Группа Э02
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Электрооборудование автомобилей
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. КОНДУКТИВНЫЕ ПОМЕХИ ПО ЦЕПЯМ ПИТАНИЯ
Требования и методы испытаний
Electrical equipment for vehicles. Electromagnetic compatibility. Electrical disturbance by conduction along supply lines. Requirements and test methods
МКС 33.100
43.040.10
ОКП 45 7300
Дата введения 1992-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 N 2943 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6895-89 "Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний" непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.92
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение отечественного норматовного документа, на который дана ссылка | Обозначение соответствующего стандарта | Номер пункта |
ГОСТ 16842-82 | СТ СЭВ 784-77 | Вводная часть |
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2004 г.
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые электронные и электрические изделия (далее - изделия), предназначенные для работы на автотранспортных средствах, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости по кондуктивным помехам в бортовых сетях с номинальным напряжением 12 и 24 В, а также методы испытаний.
Стандарт не устанавливает методы испытаний для источников радиопомех по СТ СЭВ 784 (ГОСТ 16842*).
__________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51320-99.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Электромагнитная совместимость изделий характеризуется помехоустойчивостью к кондуктивным помехам бортовой сети автомобиля, а также уровнем собственных кондуктивных помех, измеряемых на выводах питания.
Требования к электромагнитной совместимости следует устанавливать дифференцированным способом в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Основными факторами при этом должны являться условия применения, а также функции, которые изделия должны выполнять в автомобиле. При выполнении этих требований изделия считаются совместимыми.
Проверку соответствия изделия требованиям настоящего стандарта следует проводить при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на требования к их электромагнитной совместимости.
1.2. Помехоустойчивость изделия характеризуется функциональным состоянием изделия во время и после воздействия испытательных импульсов.
1.2.1. Форма и параметры испытательных импульсов, которые должны применяться для определения помехоустойчивости изделий, приведены в п.3.6.
1.2.2. С целью дифференцированного подхода к требованиям помехоустойчивости изделий установлены 4 степени жесткости воздействия испытательными импульсами, которые приведены в п.2.2. Это позволит учесть различные уровни напряжения помех в бортовых сетях автомобилей при установлении требований к помехоустойчивости изделия или характеризовать свойства изделий путем применения различных степеней помехоустойчивости.
1.2.3. В зависимости от требований к функциональному состоянию изделия во время и после воздействия испытательных импульсов устанавливаются следующие функциональные классы:
А - все функции изделий выполняются во время и после воздействия испытательных импульсов;
В - все функции изделий выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако значения одного или нескольких параметров могут выходить за пределы допусков. После воздействия значения всех параметров восстанавливаются;
С - одна или несколько функций изделий не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако после воздействия работоспособность изделия восстанавливается;
D - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов. После воздействия работоспособность изделия восстанавливается простой управляющей операцией;
Е - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, после окончания воздействия работоспособность изделия не восстанавливается без проведения ремонта.
Примечание. Снижение работоспособности по классу С допускается для таких изделий, которые при наличии в бортовой сети определенных видов электромагнитных помех необязательно должны функционировать.
Снижение работоспособности по классу D допускается для изделий, для которых защита против определенных видов электромагнитных помех экономически не оправдана.
Класс Е предусматривается для оформления результатов испытаний.
1.3. Уровень собственных помех изделий характеризуется:
1) видом собственных помех;
2) степенью эмиссии помех.
1.3 1. Собственные помехи подразделяются на следующие виды:
1 - отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс 2 мс;
2 - положительные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс 0,05 мс;
3 - импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс.
1.3.2. Степень эмиссии помех определяет требования к уровню помех изделия с учетом помехоустойчивости других электронных систем автомобиля при соблюдении интервала помех не менее 3 дБ.
Установлено 4 степени эмиссии помех.
Предельные значения амплитуд помех в зависимости от соответствующих степеней эмиссии приведены в п.2.3.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
2.1. Требования к электромагнитной совместимости изделий устанавливаются в стандартах и технической документации на конкретные виды изделий. При этом необходимо указывать данные:
по помехоустойчивости:
1) используемые виды испытательных импульсов;
2) степени жесткости воздействия;
3) требуемые функциональные классы изделия для каждого испытательного импульса;
4) число применяемых импульсов (для однократных при необходимости);
по допустимому уровню собственных помех:
1) виды собственных помех;
2) степени эмиссии помех.
Примеры оформления требований к электромагнитной совместимости изделий приведены в табл.1.
Таблица 1
Требования к помехоустойчивости | |||
Испытательный импульс | Степень жесткости | Функциональное состояние | Примечание |
1а | Не требуется | - | Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей |
1b | Не требуется | - | |
2 | Не требуется | - | |
3a | III | А | - |
3b | III | А | - |
4 | IV | С | 10 импульсов |
5 | I | D | Выключить прибор, затем снова включить |
6 | Не требуется | - | - |
7 | Не требуется | - | - |
Продолжение табл.1
Требования к уровню собственных помех | ||
Вид собственных помех | Степень эмиссии помех | Примечание |
1 | I | При размыкании рабочего напряжения допускается степень эмиссии II |
2 | I | |
3 | II | - |
2.2. Для испытания изделий на помехоустойчивость при различных степенях жесткости следует применять указанные в табл.2 пиковые значения напряжения испытательных импульсов, указанных в п.3.6.
Таблица 2
Испытательный импульс | Пиковое значение напряжения , В | |||||||
для бортовых сетей 12 В | для бортовых сетей 24 В | |||||||
При степени жесткости | ||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
1а | -25 | -50 | -75 | -100 | -50 | -100 | -150 | -200 |
1b | - | - | - | - | -275 | -550 | -825 | -1100 |
2 | +25 | +50 | +75 | +100 | +25 | +50 | +75 | +100 |
3a | -25 | -50 | -100 | -150 | -35 | -70 | -140 | -200 |
3b | +25 | +50 | +75 | +100 | +35 | +70 | +140 | +200 |
4 | -4 | -5 | -6 | -7 | -5 | -10 | -14 | -16 |
5 | +26,5 | +46,5 | +66,5 | +86,5 | +70 | +113 | +156 | +200 |
6 | -50 | -100 | -200 | -300 | - | - | - | - |
7 | -20 | -40 | -60 | -80 | - | - | - | - |