Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-5-2016 Информационные технологии (ИТ). Оценка процессов. Часть 5. Образец модели оценки процессов жизненного цикла программного обеспечения

Приложение B
(справочное)

     
Характеристики рабочих продуктов


Характеристики рабочих продуктов, перечисленные в настоящем приложении, могут быть использованы при ревизии потенциальных входов и выходов реализации процесса. Характеристики приведены в качестве руководства для поиска атрибутов в конкретном образце рабочего продукта для того, чтобы предоставить объективное свидетельство, подтверждающее оценку конкретного процесса. С целью гарантии учета контекста процесса (домен приложения, бизнес-цель, методология разработки, размер организации и пр.) при использовании данной информации, необходимы документально оформленный процесс и решение оценщика. Рабочие продукты определяют с помощью схемы, приведенной в таблице В.1. Рабочие продукты и их характеристики следует рассматривать как отправную точку для выяснения, способствуют ли они, учитывая контекст, прямому назначению процесса не в качестве чек-листа того, что каждая организация должна иметь.


Таблица B.1 - Идентификация рабочего продукта

Идентификационный номер рабочего продукта

Идентификационный номер для рабочего продукта, который использован для ссылки на рабочий продукт

Имя рабочего продукта

Предоставляет пример типичного имени, связанного с характеристиками рабочего продукта. Данное имя приводят в качестве идентификатора типа рабочего продукта, который практика или процесс может произвести. Организации могут называть данные продукты по-разному. Присвоение наименования рабочему продукту организацией не является важным. Аналогичным образом организации могут иметь несколько равноценных рабочих продуктов, которые содержат характеристики, определенные для одного типа рабочего продукта. Форматы для рабочих продуктов могут варьироваться. Оценщик и координатор подразделения сами решают, как сопоставить фактические рабочие продукты, производимые в их организации, с приведенными здесь примерами

Характеристики рабочего продукта

Предоставляют примеры потенциальных характеристик, связанных с конкретными типами рабочих продуктов. Оценщик может искать их в образцах, представленных подразделением

B.1 Общие рабочие продукты

Индикаторы общих рабочих продуктов представляют собой наборы характеристик, которые можно было бы ожидать в рабочих продуктах общих типов в результате достижения атрибута. Общие рабочие продукты составляют основу для классификации рабочих продуктов, определенных как индикаторы осуществления процессов. Данные типы рабочих продуктов являют базовыми входными типами для владельцев процессов всех типов процессов.

ID

Имя

Характеристики


01-00

Элемент конфигурации

Элемент, который поддерживают управлением конфигурацией:

- может включать в себя модули, подсистемы, библиотеки, тестовые случаи, компиляторы, данные, документацию, физические носители и внешние интерфейсы.

Поддерживает идентификацию версий.

Доступны такие описания элемента, как:

- тип элемента;

- связанная библиотека, файл, система управления конфигурацией;

- ответственный владелец;

- дата размещения под управлением конфигурацией;

- информация о статусе (т.е. разработка, базовая версия, выпущен);

- взаимосвязь с более низкими по уровню элементами конфигурации;

- идентификация записи контроля изменений;

- идентификация истории изменений;

- взаимосвязь с предыдущими и/или базовыми версиями (если необходимо восстановление);

- информация о статусе утверждения (т.е. разработка, базовая версия, выпущен);

- информация о статусе ревизии (т.е. загружен, выгружен, только чтение)

02-00

Контракт

Определяет, что может быть куплено или поставлено.

Определяет сроки поставки или даты услуг по контракту.

Определяет все установленные законом требования.

Определяет денежные встречные удовлетворения.

Определяет гарантийную информацию.

Определяет информацию об авторских правах и лицензировании (патенты, авторские права, секретность, собственности, использования, владения, гарантии и лицензионные права, связанные со всеми соответствующими рабочими продуктами).

Определяет требования обслуживания заказчиков.

Определяет требования к уровню сервиса.

Ссылается на ожидания/ограничения/контроль по осуществлению и по качеству.

Ссылается на необходимые к использованию стандарты и процедуры.

Содержит свидетельство ревизии и утверждения уполномоченных лиц с правом подписи.

В зависимости от условий контракта рассматривается следующее:

- ссылки на критерии приемки;

- ссылки на особые потребности заказчика (т.е. требования к секретности, безопасности, аппаратному обеспечению и пр.);

- ссылки на организацию внесения изменений и процедуры разрешения проблем;

- идентификация интерфейсов для независимых агентов и субподрядчиков;

- идентификация роли заказчика в процессе разработки и поддержки;

- идентификация предоставляемых заказчиком ресурсов

03-00

Данные

Результат применения метрики.

Доступны для тех, кому необходимы, в установленные сроки

04-00

Структура

Описание общей структуры продукта/системы.

Определение требуемых элементов продукта/системы.

Определение взаимосвязи между элементами.

Внимание уделяют:

- требуемым характеристикам осуществления;

- требуемым интерфейсам;

- требуемым характеристикам безопасности

05-00

Цели

Определение конечной цели, которую необходимо достичь.

Определение лица/лиц, уполномоченных обеспечить достижение цели.

Определение промежуточных вспомогательных целей.

Установление определенных условий/ограничений.

Определение временных рамок для достижения цели.

Являются приемлемыми и достижимыми в пределах выделенных ресурсов.

Являются текущими, установленными для текущего проекта, организации.

Оптимизированы для поддержки известных критериев осуществления и планов

06-00

Документация пользователя

Определяет:

- внешние документы;

- внутренние документы;

- распределение текущего узла и поддерживаемый перечень для обслуживания.

Синхронизуется с последним выпуском продукта.

Затрагивает технические вопросы

07-00

Метрика

Количественные или качественные характеристики продукта или процесса.

Определяет метод сбора данных.

Понятна для тех, кто ее использует.

Обеспечивает эффективность деятельности организации/проекта.

Ссылается на соответствующие цели.

Не мешает рабочему процессу.

Соответствует процессу, модели жизненного цикла, организации

Имеет соответствующий анализ и комментарии для понимания пользователем

08-00

План

В зависимости от применения и назначения определяет владельца плана.

Включает в себя:

- цель и сферу того, что должно быть выполнено;

- принятые допущения;

- ограничения;

- риски;

- задачи;

- графики, вехи и контрольные сроки;

- критические зависимости.

Распределение поддержки для плана.

Метод/подход для осуществления плана.

Определяет:

- сопричастность задачи, в том числе задач, выполняемых другими лицами (например, поставщиком, заказчиком);

- критерии качества;

- требуемые рабочие продукты.

Включает ресурсы для осуществления задач плана:

- время;

- персонал (ключевые роли и полномочия, например, спонсор);

- материалы/оборудование;

- бюджет.

Включает в себя план действий в чрезвычайных ситуациях при невыполненных задачах.

План утверждается

09-00

Политика

Уставная.

Доступна для всех, на кого влияет.

Устанавливает практики/правила, которых надо придерживаться

10-00

Описание процесса

Подробное описание процесса/процедуры, которое включает в себя:

- приспособление эталонного процесса (если возможно);

- цель процесса;

- результаты процесса;

- задачи и мероприятия, которые следует выполнять, и порядок следования задач;

- важные зависимости между видами деятельности, связанными с задачами;

- ожидаемое время осуществления задачи;

- входные/выходные рабочие продукты;

- ссылки между входными и выходными рабочими продуктами.

 

 

Идентифицирует критерии входа и выхода процесса.

Идентифицирует внутренние и внешние интерфейсы к процессу.

Идентифицирует метрики процесса.

Идентифицирует ожидания по качеству.

Идентифицирует функциональные роли и обязанности.

Утверждено уполномоченным персоналом

11-00

Продукт

Является результатом/поставляемым результатом осуществления процесса, включает в себя сервисы, системы (программные и аппаратные) и обработанные материалы.

Имеет элементы, которые удовлетворяют одному или более аспектам цели процесса.

Могут быть представлены на различных носителях (материальных и нематериальных)

12-00

Предложение

Определяет предлагаемое решение.

Определяет выявление охвата первоначального предложения:

- требования, которые были бы удовлетворены;

- требования, которые не могли быть удовлетворены.

Предоставляет обоснование вариантов.

Определяет условия (например, время, местоположение), которые влияют на действительность предложения.

Определяет обязанности получателя и последствия, если обязанности не выполнены.

Определяет оценочную стоимость предлагаемой разработки, продукта или сервиса

13-00

Запись

Рабочий продукт, содержащий полученные результаты, или свидетельство выполненных работ в процессе.

Элемент, который являют частью набора идентифицируемых и извлекаемых данных

14-00

Реестр

Реестр представляет собой компиляцию данных или информации, зафиксированной в определенной последовательности, чтобы обеспечить:

- общее представление о свидетельстве видов деятельности, которые имели место;

- мониторинг и анализ;

- предоставление свидетельства осуществления процесса с течением времени

15-00

Отчет

Рабочий продукт, описывающий ситуацию, который:

- включает в себя результаты и статус;

- определяет применимую связанную информацию;

- определяет особенности/ограничения;

- обеспечивает свидетельство/верификацию

16-00

Репозиторий

Репозиторий для компонентов.

Возможность хранения и извлечения информации.

Возможность просмотра содержимого.

Перечень содержимого с описанием атрибутов.

Обмен и передача компонентов между затрагиваемыми группами.

Эффективный контроль над доступом.

Описания компонентов поддержки.

Восстановление архивных версий компонентов.

Возможность сообщать о статусе компонента.

Отслеживание внесения изменений в компоненты до направления запросов изменения/запросов пользователей

17-00

Спецификация требований

Каждое требование идентифицируют.

Каждое требование уникально.

Каждое требование проверяемо или может быть оценено.

Включает в себя законодательные и нормативные требования.

Включает вопросы/требования согласно ревизии (контракта)

18-00

Стандарт

Определяет область применения.

Определяет ожидания в отношении соответствия.

Может быть продемонстрировано соответствие требованиям.

Включены положения для соответствия или исключения из требований

19-00

Стратегия

Определяет, какие потребности и цели должны быть удовлетворены.

Устанавливает варианты и подход для удовлетворения потребностей и целей.

Устанавливает критерии оценки, в отношении которых оценивают стратегические варианты.

Определяет ограничения/риски и то, как они будут решаться

20-00

Заготовка

Определяет атрибуты, связанные с рабочим продуктом, который должен быть создан в результате осуществления процесса.

Определяет технические элементы обычно связанные с данным типом продукта.

Определяет ожидаемые стили и форму

21-00

Рабочий продукт

Определяет атрибуты, связанные с артефактом осуществления процесса:

- ключевые элементы, которые будут представлены в рабочем продукте

B.2 Общие и особые рабочие продукты

Особые типы рабочих продуктов созданы, как правило, владельцами процессов и применены лицами, развертывающими процессы, в целях удовлетворения выхода цели конкретного процесса.

Примечание - Общие типы рабочих продуктов включены в список для полноты.

ID

Имя

Характеристики

01-00

Элемент конфигурации

Элемент, который поддерживают управлением конфигурацией:

- может включать в себя модули, подсистемы, библиотеки, тестовые случаи, компиляторы, данные, документацию, физические носители и внешние интерфейсы.

Поддерживает идентификацию версий.

Доступны такие описания элемента, как:

- тип элемента;

- связанная библиотека, файл, система управления конфигурацией;

- ответственный владелец;

- дата размещения под управлением конфигурацией;

- информация о статусе (т.е. разработка, базовая версия, выпущен);

- взаимосвязь с более низкими по уровню элементами конфигурации;

- идентификация записи контроля изменений;

- идентификация истории изменений;

- взаимосвязь с предыдущими и/или базовыми версиями (если необходимо восстановление);

- информация о статусе утверждения (т.е. разработка, базовая версия, выпущен);

- информация о статусе ревизии (т.е. загружен, выгружен, только чтение)

01-01

Конфигурация продукта

Обзор конфигурации системы.

Определяет каждый элемент и их место в архитектуре системы.

Определяет ключевые интерфейсы системы.

Определяет сетевые особенности.

Определяет конфигурацию оборудования.

Определяет настройки работы/параметров системы

01-02

Многократно используемый объект

Разработан, чтобы быть:

- надежным;

- с инкапсуляцией данных.

Частичное основное средство и базовый компонент.

Предназначен для обеспечения взаимосовместимости.

Версии прослеживаемы до точки момента использования.

Содержит статус и классификацию.

Контролируемый по модификациям.

Модификации являют обратно совместимыми.

Определена спецификация на использование.

Определена спецификация на подстройку

01-03

Программный объект

Интегрированное программное обеспечение, состоящее из:

- исходного кода;

- программных элементов;

- исполняемого кода;

- файлов конфигурации.

Документация, которая:

- описывает и идентифицирует исходный код;

- описывает идентифицирующие элементы программного обеспечения;

- описывает и идентифицирует файлы конфигурации;

- описывает и идентифицирует исполняемый код;

- описывает статус жизненного цикла программного обеспечения;

- описывает критерии архива и выпуска;

- описывает компиляцию программных;*
 ________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.    


- описывает построение программного объекта

01-04

Элемент знаний

Явная единица опыта:

- документированная для распространения;

- контролируемая и поддерживаемая

02-00

Контракт

Определяет, что может быть куплено или поставлено.

Определяет сроки поставки или даты услуг по контракту.

Определяет все установленные законом требования.

Определяет денежные встречные удовлетворения.

Определяет гарантийную информацию.

Определяет информацию об авторских правах и лицензировании (патенты, авторские права, секретность, собственность, использование, владения, гарантии и лицензионные права, связанные со всеми соответствующими рабочими продуктами).

Определяет требования при обслуживании заказчиков.

Определяет требования, предъявляемые к уровню сервиса.

Ссылается на ожидания/ограничения/контроль по осуществлению и по качеству.

Приводятся необходимые к использованию стандарты и процедуры.

Предоставляет свидетельство ревизии и утверждения уполномоченных лиц с правом подписи.

В зависимости от условий контракта рассматривается следующее:

- ссылки на критерии приемки;

- ссылки на особые потребности заказчика (т.е. требования к секретности, безопасности, аппаратному обеспечению и пр.);

- ссылки на организацию внесения изменений и процедуры разрешения проблем;

- идентификация интерфейсов для независимых агентов и субподрядчиков;

- идентификация роли заказчика в процессе разработки и поддержки;

- идентификация предоставляемых заказчиком ресурсов

02-01

Обязательство/
соглашение

Подписано всеми сторонами, участвующими в обязательстве/соглашении.

Устанавливает суть обязательства.

Устанавливает ресурсы, необходимые для осуществления обязательства, такие как:

- время;

- люди;

- бюджет;

- оборудование;

- помещения.

Демонстрирует спонсорство и принятие итогового изменения

03-00

Данные

Результат применения метрики.

Доступны для тех, кому необходимы, в установленные сроки

03-01

Данные оценки

Определяют собранные объективные свидетельства.

Обоснование рейтингов достижения атрибута.

Набор профилей процесса, вытекающих из оценки (т.е. один профиль для каждого оцененного процесса с рейтингами атрибутов).

Идентификация любой дополнительной информации, собранной в ходе оценки, которая была определена во входных данных оценки для поддержки определения улучшения или возможности процесса

03-02

Данные об использовании активов

Определяют использованное время и даты.

Определяют описание, наименование или уникальный идентификатор актива.

03-03

Данные бенчмаркинга

Результаты измерения текущего осуществления, которые дают возможность сравнения с историческими или целевыми значениями.

Относятся к ключевым критериям целей/процесса/продукта/потребности рынка и информации, которую необходимо замерить

03-04

Данные об удовлетворенности заказчиков

Относятся к уровню удовлетворенности заказчиков продуктами и услугами.

Результаты применения полевых замеров.

Результаты исследования удовлетворенности заказчиков.

Заметки в ходе интервью.

Протокол переговоров со встреч с заказчиком

03-06

Данные об осуществлении процесса

Уместно сравнивать осуществление процесса с ожидаемыми значениями.

Может включать записи, такие как:

- протокол переговоров;

- записи об изменениях;

- записи по качеству.

Может включать данные:

- об использовании ресурсов;

- о соблюдении процесса;

- о степени осуществления критериев по качеству;

- о степени осуществления критериев по завершению задач

03-07

Тестовые данные

Набор входных значений, ассоциированных с набором тестовых случаев или тестовых процедур.

Указывают пределы действия.

Выявляют связанные тестовые случаи

04-00

Структура

Описывает общую структуру продукта/системы.

Определяет требуемые элементы продукта/системы.

Определяет взаимосвязь между элементами.

Внимание уделяется:

- требуемым характеристикам осуществления;

- требуемым интерфейсам;

- требуемым характеристикам безопасности

04-01

Структура базы данных

Определение характеристик структуры:

- используемая система управления базами данных;

- тип системы (реляционная, иерархическая, объектно-ориентированная, сетевая);

- формат записей, таблиц, объектов;

- режим доступа к базе данных;

- соответствующее программное обеспечение (программы, форматы пользовательских экранов, отчеты);

- поддерживаемые язык базы данных.

Определение логических и физических представлений, моделей:

- записи (структура данных, поля, таблицы, структуры);

- имена и определения полей;

- определения данных, классы, структуры и т.д.

- сущность/отношения;

- классы, схема наследования.

Определение пользовательских представлений:

- структуры экранов;

- доступ к полю;

- доступ к данным;

- команды.

Особенности интерфейса входа/выхода.

Информация об использовании базы данных (содержание, прикладные системы, ограничения использования и т.д.).

Определяет ограничения особенности:

- безопасности;

- доступа к данным;

- резервного копирования и восстановления;

- перезапуска системы;

- генераций системы;

- особенности осуществления

04-02

Архитектура домена

Определяет учитываемую(ые) модель(и) домена.

Определяет спецификации активов.

Определение границ и взаимосвязей с другими доменами (спецификация доменных интерфейсов, Domain Interface Specification).

Идентифицирует словарь предметной области.

Идентифицирует стандарт представления домена.

Предоставляет общие сведения о функциях, возможностях и концепциях в данной предметной области

04-03

Модель домена

Необходимо обеспечить четкое объяснение и описание по способу применения и свойствам для целей повторного использования.

Определяет менеджмент и структуры, используемые в модели.

Включает в себя особенности, возможности, концепции и функции

04-04

Высокоуровневый программный проект

Описывает общую структуру программного обеспечения.

Определяет необходимые элементы программного обеспечения.

Выявляет взаимосвязь между элементами программного обеспечения.

Внимание уделяют:

- требуемым характеристикам осуществления программы;

- требуемым программным интерфейсам;

- требуемым характеристикам безопасности;

- требованиям к структуре базы данных;

- требуемой обработке ошибок и атрибутам восстановления

04-05

Низкоуровневый программный проект

Предоставляет детальный проект (может быть представлен в качестве прототипа, блок-схемы, диаграммы отношений сущностей, псевдокода и пр.).

Предоставляет формат входных/выходных данных.

Предоставляет спецификацию потребностей в хранении данных.

Устанавливает требуемые соглашения по именованию данных.

Определяет формат требуемых структур данных.

Определяет поля данных и назначение каждого требуемого элемента данных.

Предоставляет спецификации структура программы

04-06

Проект архитектуры системы

Предоставляет общие сведения о проекте всей системы.

Описывает взаимосвязь между элементами системы.

Описывает связь между элементами системы и программным обеспечением.

Определяет проект для каждого необходимого элемента системы, учитывая такие вещи, как:

- требования к памяти/емкости;

- требования к аппаратным интерфейсам;

- требования к пользовательским интерфейсам;

- требования к интерфейсам внешних систем;

- требования к осуществлению;

- структуры команд;

- характеристики безопасности/защиты данных;

- настройки системных параметров;

- операции в ручном режиме;

- повторно используемые компоненты;

Приводит сопоставление требований с элементами системы

04-07

Организационная структура

Описывает организационные:

- структуру;

- роли;

- обязанности

05-00

Цели

Определяет конечную цель, которую необходимо достичь.

Определяет ответственного за достижение цели.

Определяет промежуточные вспомогательные цели.

Определяет определенные условия/ограничения.

Определяет временные рамки для достижения цели.

Являются приемлемыми и достижимыми в пределах выделенных ресурсов.

Являются текущими, установленными для текущего проекта, организации.

Оптимизированы для поддержки известных критериев осуществления и планов

05-01

Цели оценки

Нет характеристик, дополняющих (общие) цели

05-02

Бизнес-цели

Содержит описание цели.

Определяет спецификацию требований для конкретной бизнес-потребности.

Определяет ассоциации и интерфейсы для других целей.

Определяет уровень степени необходимости и влияние на бизнес, не имеющий данной потребности

05-03

Формулировка основных ценностей

Определяет значения, которые регулируют взаимоотношения между внутренними и внешними заинтересованными сторонами.

Является разрешенной к использованию на высшем уровне

05-04

Формулировка миссии

Определяет причины существования предприятия.

Информирует разработчиков об основных ценностях и формулировке видения.

Является разрешенной к использованию на высшем уровне

05-05

Формулировка видения

Определяет основные цели, которые должны быть достигнуты.

Предоставляет информацию об общей стратегии для подразделения, организации или бизнеса.

Являют разрешенной к использованию на высшем уровне

05-06

Цели в области качества

Устанавливают цели, связанные:

- с эффективностью проекта процесса;

- с удовлетворенностью заказчиков;

- с качеством продукции;

- с удовлетворенностью людей

05-07

Цели осуществления процесса

Цели осуществления процесса соответствуют бизнес-целям и другим релевантным целям со специфичным контекстом, таким как:

- эффективность проекта/процесса;

- базисы для осуществления процесса и качества продукции

06-00

Документация пользователя

Определяет:

- внешние документы;

- внутренние документы;

- распределение текущего узла и поддерживаемый перечень для обслуживания.

Документацию синхронизируют с последним выпуском продукта.

Затрагивает технические вопросы

06-01

Руководство по использованию

Учитывает:

- аудиторию и профили задач;

- окружение, в котором информация будет использована;

- удобство для пользователей;

- ассортимент технических средств, в том числе ресурсов и продукта, доступных для разработки и поставки документации, показываемой на экране;

- информационные характеристики;

- стоимость поставки и легкость сопровождения.

Включает информацию, необходимую для работы системы, включая, но не ограничиваясь:

- продукт и информацию о версии;

- инструкции по работе с системой;

- информацию для первоначального ознакомления;

- нетривиальные примеры использования;

- структурированный справочный материал, особенно для расширенных возможностей программного обеспечения;

- чек-листы;

- руководства по использованию устройств ввода

06-02

Руководство по обработке и хранению

Определяет задачи, которые необходимо осуществить по обработке и хранению продуктов, в том числе:

- предоставление мастер-копий кода и документации;

- аварийное восстановление;

- освещение соответствующих критических вопросов по безопасности и охране.

Предоставляет описание того, как хранить продукт, в том числе:

- необходимая среда хранения;

- защита носителя;

- необходимые упаковочные материалы;

- какие предметы должны хранить;

- необходимые оценки по хранимым продуктам.

Предоставляет инструкции по извлечению

06-03

Руководство по инсталляции

Задачи по загрузке/установке продукта в порядке требований по выполнению:

- загрузки программного обеспечения из файлов поставки;

- дозагрузки соответствующего программного обеспечения, файлов, папок, библиотек и пр.;

- инструкции по частичной установке или обновлению при необходимости;

- процедуры по установке в исходное положение;

- процедуры по преобразованию;

- процедуры по настройке конфигурации;

- процедуры по проверке;

- процедуры по поднятию;

- инструкции по эксплуатации.

Требования к установке определяют:

- связанные аппаратные средства, программное обеспечение, пользовательскую документацию;

- программы и инструкции по преобразованию;

- информацию по программам инициализации, генерации системы;

- компоненты и описания;

- минимально необходимую конфигурацию аппаратного/программного обеспечения;

- инструкции по резервному копированию восстановлению;

- программы по проверке;

- параметры конфигурации (например, требования по размеру, памяти).

Контакты заказчика технической поддержки.

Руководство по поиску и устранению неисправностей.

План отката

06-04

Учебный материал

Обновлен и доступен для новых релизов.

Охват системы, применения, эксплуатации, технического обслуживания в зависимости от применения.

Перечень курсов и их доступность

06-05

Руководство по эксплуатации продукта

Критерии для эксплуатационного использования.

Предоставляет описание того, как правильно эксплуатировать продукт в том числе:

- необходимое эксплуатационное окружение;

- необходимые вспомогательные инструменты и материалы (например, руководства пользователя);

- возможные предупреждения по безопасности;

- подготовка и последовательность ввода в эксплуатацию;

- часто задаваемые вопросы FAQ;

- источники дополнительной информации и помощь в эксплуатации продукта;

Сертификация и нормы безопасности.

Гарантии и инструкции по замене.

Руководство по устранению неисправностей.

Соответствующая информация для связи со службой поддержки

07-00

Метрика

Количественные или качественные характеристики продукта или процесса.

Определяет метод сбора данных.

Памятка для тех, кто использует.

Предоставляет эффективность деятельности организации/проекта.

Ссылают на соответствующие цели.

Не мешает рабочему процессу.

Соответствует процессу, модели жизненного цикла, организации.

Имеет соответствующий анализ и комментарии для понимания пользователем

07-01

Исследование удовлетворенности заказчиков

Механизм для сбора данных об удовлетворенности заказчиков:

- определяет заказчиков, с которыми необходимо связаться;

- определяет данные, которые будут собраны от заказчика;

- указывает намеченную дату ответа;

- определяет исследуемые продукты/сервисы;

- представляет методы анализа обратной связи

07-02

Эксплуатационная метрика

Идентифицирует такие атрибуты работы системы на местах, как:

- дефекты;

- метрики осуществления по сравнению с определенным уровнем обслуживания;

- способность системы удовлетворять определенные требования заказчика;

- необходимое время поддержки;

- жалобы пользователей (могут быть сторонними пользователям);

- запросы заказчиков о помощи;

- тенденции осуществления;

- отчеты о проблемах;

- необходимые улучшения

07-04

Метрика процесса

Включает такие метрики, связанные с выполнением процесса, как:

- размер и количество произведенных рабочих продуктов;

- соблюдение процесса;

- время, необходимое для осуществления процесса;

- усилия, необходимые для осуществления процесса;

- количество дефектов, связанных с процессом.

Измеряет воздействие изменений процесса.

Измеряет эффективность процесса.

07-05

Метрика проекта

Уместна для обеспечения надлежащего контроля за ключевыми процессами и важнейшими задачами проекта.

Включает следующие метрики, относящиеся к проекту:

- осуществление проекта в сравнении с установленным планом;

- использование ресурсов в сравнении с установленным планом;

- временной план в сравнении с установленным планом;

- качество процесса в сравнении с ожиданиями и/или критериями по качеству;

- качество продукта в сравнении с ожиданиями и/или критериями по качеству;

- выделение проблем, тенденций, связанных с эксплуатацией продукта;

- объем запланированных работ;

- фактические затраты в сравнении с завершенными задачами.

07-06

Метрика качества

Измеряет такие атрибуты качества определенных рабочих продуктов, как:

- функциональность;

- надежность;

- практичность;

- эффективность;

- сопровождаемость;

- переносимость.

Измеряет атрибуты качества и надежности продукта конечного заказчика.

Примечание - См. ИСО/МЭК 25010 для получения подробной информации об измерении качества продукции

07-07

Метрика риска

Определяет вероятность возникновения рисков.

Определяет влияние возникновения рисков.

Определяет изменение состояния риска

Определены интервалы риска

07-08

Метрика уровня обслуживания

Метрика, снятая в режиме реального времени, в то время как система находится в рабочем состоянии, измеряет осуществление системы или ожидаемый уровень сервиса

Определяет такие вещи, как:

- емкость;

- пропускную способность;

- эксплуатационные характеристики;

- эксплуатационное обслуживание;

- время перебоев в обслуживании;

- время пребывания в работающем состоянии;

- время выполнения работы

07-09

Методика количественного анализа

Руководства для определения вопросов или проблем, подлежащих количественному анализу.

Метрики и исторические данные, необходимые для техники количественного анализа.

Соответствующая методика анализа с учетом метрик, а также цели.

Предположения о выбранной технике.

Вклад в репозиторий измерений

07-10

Модель осуществления процесса

Цель анализа.

Метрики, связанные с целью анализа.

Рабочее определение метрик.

Модель, подходящая для контекста процесса.

Калибровка модели.

Допущения и ограничения модели.

Обновление базиса.

Распространение для соответствующих заинтересованных сторон.

Вклад в репозиторий измерений

08-00

План

В зависимости от применения и назначения:

- определяет владельца плана.

Включает в себя:

- цель и сферу того, что должно быть выполнено;

- принятые допущения;

- ограничения;

- риски;

- задачи;

- графики, вехи и контрольные сроки;

- критические зависимости;

- распределение поддержки для плана;

- метод/подход для осуществления плана.

Определяет:

- сопричастность задачи, в том числе задач, выполняемых другими лицами (например, поставщиком, заказчиком);

- критерии качества;

- требуемые рабочие продукты.

Включает ресурсы для осуществления задач плана:

- время;

- персонал (ключевые роли и полномочия, например, спонсор);

- материалы/оборудование;

- бюджет.

Включает в себя план действий в чрезвычайных ситуациях при невыполненных задачах.

План утверждают

08-01

План приемочных испытаний

Определяет мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы проверить поставляемый конечному потребителю продукт.

Определяет ответственного за выполнение деятельности по приемочным испытаниям (поставщик или заказчик).

Определяет конкретные требования к конфигурации системы.

Определяет конкретные требования к установке.

Определяет, каким образом проверить, были ли работы по установке выполнены правильно.

Определяет, каким образом проверить, что конечные результаты (аппаратное/программное обеспечение/продукт) удовлетворили требования заказчика.

Определяет связанные сценарии тестирования/тест-кейсы.

Определяет действия, которые будут иметь место при приемке продукта.

Ссылают на план по качеству

08-02

План приобретения

Определяет, что должно быть приобретено.

Устанавливает подход для приобретения продукта или сервиса; варианты могут быть следующими:

- взять готовый;

- разработать самим;

- разработать по контракту;

- улучшить существующий продукт или их сочетание.

Устанавливает критерии оценки и отбора поставщиков.

Стратегия приемки

08-03

План оценки процесса

Идентификатор спонсора оценки и спонсорские отношения к подразделению, где проводится оценка.

Цель оценки, включая согласование с бизнес-целями.

Область оценки, в том числе:

- исследуемые процессы в рамках подразделения;

- исследуемый самый высокий уровень возможности для каждого процесса в рамках области оценки;

- организационное подразделение, в котором развертывают эти процессы.

Контекст, который, как минимум, включает:

- размер организационного подразделения;

- демографические данные организационного подразделения;

- область применения продуктов или сервисов подразделения;

- размер, критичность и сложность продуктов или сервисов;

- качественные характеристики продукции.

Ограничения оценки, которые могут включать:

- доступность ключевых ресурсов;

- максимальное количество времени на оценку;

- специфические процессы или организационные подразделения, которые должны быть исключены из оценки;

- минимальный, максимальный или специфический размер выборки или охват, требующийся для оценки;

- право собственности на результаты оценки и любые ограничения на их использование;

- контроль информации, вытекающей из соглашения о конфиденциальности.

Идентификатор модели(ей), используемой(ых) в оценке.

Подход к оцениванию или методология.

Идентификатор оценщиков, в том числе компетентного оценщика с конкретными ответственностями по оценке.

Критерии компетентности оценщика, ответственного за оценку.

Идентификатор оцениваемого и вспомогательного персонала с конкретными ответственностями по оценке.

Любые дополнительные сведения, которые будут собраны в ходе оценки, для поддержания улучшение процесса или определения возможности процесса

08-04

План менеджмента конфигурацией

Определяет или ссылают на процедуры для контрольных изменений элементов конфигурации.

Определяет измерения, используемые для определения статуса видов деятельности по управлению конфигурациями.

Определяет критерии аудита управления конфигурациями.

Утвержден службой управления конфигурациями.

Определяет механизм или инструменты библиотеки конфигурации.

Включает отчеты управления и отчеты о статусе, которые отображают статус и историю контролируемых элементов.

Определяет расположение и механизм доступа к библиотеке управления конфигурациями.

Хранение, обработка и поставка (в том числе архивация/разархивация) указанных механизмов

08-05

План среды разработки

Поэтажный план.

Особенности охраны окружающей среды.

Нормативные требования.

Контрактные требования.

Вопросы безопасности.

Конфигурация помещения.

Особые требования к окружению (например, кондиционирование, фальшпол, энергомощность).

Определенные потребности индивидуальной рабочей зоны.

Требования к рабочим местам.

Вспомогательное аппаратное/программное обеспечение/продукт

Инструменты.

Оборудование связи.

План аварийного восстановления

08-06

Сетевой график проекта

Наглядная иллюстрация проекта в виде сетевого графика с указанием всех проектных мероприятий, их атрибутов и связей между ними; наиболее распространенной формой являют диаграмма PERT.

Атрибуты видов деятельности включают:

- имя деятельности;

- расчетную продолжительность;

- плановые и фактические даты начала;

- плановые и фактические даты завершения;

- потребности в ресурсах.

Взаимосвязи между деятельностями могут включать в себя:

- прототипные деятельности;

- наследованные деятельности;

- задержки зависимостей

08-07

План системного интеграционного тестирования

Определены цели интеграции:

- проверка интегрированных элементов системы;

- проверка интеграции элементов системы (оборудования, вспомогательного оборудования, интерфейсной системы)

08-08

План менеджмента людскими ресурсами

Цели/политика по людским ресурсам.

Удовлетворение потребности в людских ресурсах:

- выявленные необходимые навыки;

- выявленные необходимые компетенции;

- приобретение навыков и стратегии удержания;

- наличие персонала и проектное распределение.

Менеджмент людскими ресурсами:

- законодательные и нормативные требования;

- условия и преимущества;

- организационные отчетности и структура общения;

- развитие персонала;

- критерии оценки эффективности работы

08-09

План инсталляции и обслуживания

Определяет местоположения затрагиваемых объектов.

Определяет необходимые компоненты для установки с соответствующей информацией о версии (учитывая как минимум следующие):

- выпущенное программное обеспечение;

- тип носителя;

- требуемые сервисные исправления;

- требуемая поддержка программного обеспечения (конверсионные программы, процедуры проверки, связанные интерфейсы системы, система управления базами данных);

- требуемая документации для заказчика;

- инструкция по установке;

- требуемое аппаратное обеспечение и периферийное оборудование.

Определяет необходимую вспомогательную информацию или материалы:

- информацию о параметрах;

- информацию об эксплуатации и обслуживанию;

- информацию о предварительном преобразовании, материалах или установленном оборудовании.

Тип установки (новая или преобразование существующей системы, техническое обслуживание).

Обеспечивает сохранность мастер-резервных копий.

Определяет критерии принятия решения годен/не годен.

Определяет процесс проверки:

- необходимых задач для подготовки требующихся поставляемых результатов;

- компонентов требующихся на месте;

- процедур установки;

- предустановочных или преобразовательных видов деятельности;

- системной интеграции, сборок конечных версий и пр.

Определяет требования приемки заказчиком.

Определяет требования по защите и безопасности

08-10

План испытаний интеграции программных средств

Определены цели интеграции:

- проверка подмножества системы (все необходимые программы для работы субсистемы, функциональности и пр.);

- проверки интеграции программного обеспечения с другими элементами системы (аппаратным обеспечением, вспомогательным оборудованием, интерфейсной системой)

08-11

План логистического обслуживания

Определяет местоположения затрагиваемых объектов.

Определяет процедуры резервного копирования и восстановления.

Определяет контакты заказчика и персонала технической поддержки.

Определяет требования приемки заказчиком.

Определяет требования к защите и безопасности

08-12

План проекта

Определяет:

- рабочие продукты, которые необходимо разработать;

- модель жизненного цикла и методология, которая будет использоваться;

- требования заказчика, связанные с реализацией проекта;

- задачи;

- принадлежность задач;

- ресурсы проекта;

- графики, вехи и контрольные сроки;

- стоимость;

- критерии качества.

Определяет:

- критические зависимости;

- требуемые рабочие продукты;

- риски проекта и плана снижения рисков;

- возможные действия при незавершенных задачах

08-13

План качества

Цели по качеству:

- определяет задачи по видам деятельности, необходимые для обеспечения качества;

- ссылается на связанные рабочие продукты.

Метод оценки/обеспечения качества:

- ссылается на любые законодательные требования, стандарты, требования заказчика;

- определяет критерии ожидаемого качества;

- определяет срок проведения мониторинга и контрольные точки по качеству для определенного жизненного цикла и связанных с ним запланированных мероприятий.

Целевые интервалы для достижения желаемого качества.

Метод достижения цели:

- задачи, которые должны быть выполнены;

- принадлежность для задачи;

- аудит, который должен быть выполнен;

- обязательства по ресурсам.

Определяет критерии качества рабочих продуктов и задач процесса.

Задает порог/допустимый уровень до введения требующихся корректирующих действий.

Определяет измерения качества и бенчмарк данные.

Определяет механизм и время сбора записей о качестве.

Определяет механизм передачи собранных записей о качестве обратно в процесс, затронутый плохим качеством.

Утвержден организацией/службой, ответственной за качество

08-14

План восстановления

Определяет, что подлежит восстановлению:

- процедуры/методы для осуществления восстановления;

- график восстановления;

- время, необходимое для восстановления;

- критические зависимости;

- ресурсы, необходимые для восстановления;

- список хранимых резервных копий;

- персонал, который отвечает за восстановление, и назначенные роли;

- необходимые особые материалы;

- необходимые рабочие продукты;

- необходимое оборудование;

- необходимая документация;

- местоположения и хранение резервных копий;

- порядок восстановления резервных носителей;

- контактная информация, необходимая для уведомления о восстановлении уполномоченного лица;

- процедуры проверки;

- оценка стоимости восстановления

08-15

План регрессионного тестирования

План проверки, что существующие системы/функционал не были затронуты изменением.

План проверки, что изменение не затрагивает работающие элементы системы (интерфейсы, операции и пр.).

План проверки, что изменение совместимо с существующими системными требованиями (обратно-совместимо).

Определяет, что требования к элементу системы не изменились.

Определяет, какие элементы системы должны быть регрессионно протестированы (т.е. особенности, функции, интерфейсы, исправления).

Определяет внесенные изменения.

Определяет регрессионные тестовые случаи на выполнение.

Условия для выполнения регрессионного тестирования

08-16

План релиза

Определяет функциональность, которая будет включена в каждый релиз.

Определяет необходимые связанные элементы (например, оборудование, программное обеспечение, документация и т.д.).

Проводит сопоставление запросов заказчика, удовлетворенных требований с конкретными релизами продукта

08-17

План повторного использования

Определяет правила о том, какие элементы будут повторно использованы.

Определяет стандарты для разработки объектов многократного использования:

- определяет атрибуты повторно используемых компонентов;

- ожидания по качеству/надежности;

- стандартизует соглашения по именованию.

Определяет репозиторий повторного использования (библиотеку, инструмент CASE, файл, базу данных и др.).

Определяет компоненты многократного использования:

- каталог компонентов;

- описание компонентов;

- применимость их использования;

- способ их получения и использования;

- ограничения на модификацию и использование.

Метод использования повторно используемых компонентов.

Устанавливает цели для компонентов многоразового использования

08-18

План ревизии

Определяет:

- что будет пересмотрено;

- роли и обязанности рецензентов;

- критерии для ревизии (чек-листы, требования, стандарты)

- ожидаемое время на подготовку;

- расписание ревизий;

Определяет:

- порядок проведения ревизий;

- вход и выход ревизий;

- ожидаемую экспертизу на каждую ревизию;

- хранимый протокол ревизий;

- хранимые измерения ревизий;

- ресурсы, средства, выделяемые на ревизию

08-19

План менеджмента рисками

Риски проекта определены и приоритезированы.

Механизм отслеживания рисков.

Пороговые критерии для определения когда требуют корректирующие действия.

Предложенные пути минимизации рисков:

- страховая компания, страхующая от рисков;

- обходной путь;

- корректирующие мероприятия/задачи;

- критерии мониторинга;

- механизмы для измерения риска.

Предлагаемые меры на случай непредвиденных возможных рисков

08-20

План снижения рисков

Запланированные мероприятия и задачи по обработке рисков:

- описывает специфику работы с риском для выбранного риска или комбинации рисков, признанных неприемлемыми;

- описывает трудности, которые могут быть обнаружены при осуществлении обработки.

График обработки.

Ресурсы для обработки и их распределение.

Обязанности и полномочия:

- определяет ответственных за обработку, а также их полномочия.

Метрики контроля обработки:

- определяет метрики, которые будут использоваться для оценки эффективности обработки риска.

Стоимость обработки.

Интерфейсы между участвующими сторонами:

- представляет согласования между заинтересованными сторонами или обсуждение по поводу проекта генерального плана, которые необходимы для обработки должной реализации.

Окружение/инфраструктура:

- описывает окруженческие и инфраструктурные требования или воздействия (например, воздействия на защиту или безопасность, которые может производить обработка).

Процедуры и история изменения плана обработки рисков

08-21

План тестирования программных средств

Определяет стратегию для проверки того, что характеристики и/или функционал действуют сообразно требованиям

08-22

План тестирования системы

Определяет стратегию для проверки интеграции системных элементов в соответствии со спецификацией на архитектуру системы.

Определяет критерии соответствия для системных требований.

Обеспечивает тестовое покрытие всех элементов системы:

- программного обеспечения;

- аппаратного обеспечения;

- интерфейсов;

- документации заказчика;

- действий по установке;

- нициализации;

- конверсионных программ

08-23

План валидационных испытаний

Определяет подход к осуществлению теста.

Определяет элементы, которые будут проверены.

Указывает агрегаты и последовательность для тестирования.

Определяет первоочередной релиз.

Устанавливает необходимые системные конфигурации (программное обеспечение, оборудование, элементы интерфейса).

Определяет разработчика, связанного с тестируемыми элементами.

Определяет связанные сценарии тестирования/тест-кейсы.

Порядок выполнения тестирования, при осуществлении которого определены:

- требования, которые будут проверяться с помощью тестов (например, требования заказчика, нормативные требования и системные требования);

- механизм отчетности о проблеме;

- средства тестирования и необходимые ресурсы (тест-каналы, анализаторы, тест-эмуляторы и др.);

- расписание тестов;

- критерии окончания тестирования;

- аудит;

- официальные исходные библиотеки и версии аппаратного/программного обеспечения/продукта

08-24

Учебный план

Определяет текущий потенциал сотрудников.

Определяет необходимые навыки.

Излагает доступные средства для достижения учебных целей

08-25

План по юнит-тестам

Определяет стратегию для проверки функционального блока и нефункциональных требований (т.е. программы блока, модуля, подпрограммы) в соответствии с требованиями и структурой.

Указывает, каким образом именно соблюдение требований будут проверять

08-26

План документирования

Определяет документы, которые необходимо произвести.

Определяет виды деятельности по документации в течение жизненного цикла программного продукта или сервиса.

Устанавливает применимые стандарты и шаблоны.

Определяет требования к документам:

- практики по ревизии и утверждению;

- временные ограничения на обновление/ревизию/принятие документов.

Способствует распространение документов.

Оказывает поддержку и осуществляет утилизацию документов

08-27

План менеджмента проблемами

Определяет виды деятельности по менеджменту проблемами, в том числе выявление, учет, описание и классификацию.

Определяет подход к решению проблем: оценка и коррекция проблемы.

Определяет отслеживание проблем.

Указывает ограничения по срокам.

Устанавливает механизм сбора и распространения разрешений проблем

08-28

План менеджмента изменениями

Определяет виды деятельности по менеджменту изменений, включая выявление, учет, описание, анализ и реализацию.

Определяет подход для отслеживания статуса запросов на изменение.

Устанавливает виды деятельности по верификации и валидации.

Проводит утверждение изменений и рассмотрение последствий

08-29

План по улучшению

Цели по совершенствованию, вытекающие из организационных целей бизнеса.

Организационная сфера.

Область процесса, процессы, которые необходимо усовершенствовать.

Ключевые роли и обязанности.

Соответствующие вехи, точки ревизий и механизмы отчетности.

Мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы люди, задействованные в программе совершенствования, получали необходимую информацию в полном объеме

08-30

План по верификации

Показывает, каким образом мероприятия по проверке будут проводить на основе стратегии проверки

08-31

План по изъятию программных средств из обращения

Определяет прекращение полной или частичной поддержки после определенного периода времени.

Инструктирует относительно архивации программного продукта и соответствующей документации.

Определяет переход на новый программный продукт, если возможно.

Определяет доступность архивных копий данных

09-00

Политика

Уставная.

Доступна для всех, на кого оказывает влияние.

Устанавливает практики/правила, которых следует придерживаться

09-01

Кадровая политика

Определяет кадровую политику.

Определяет политику в области подготовки.

Определяет возможности карьерного роста для физических лиц в организации.

Определяет стратегию построения команды.

Устанавливает стратегию наград и признания.

Отвечает за стратегию аттестации сотрудников

09-02

Политика в области качества

Установлена топ-менеджментом.

Определяет выбор подходящей организации.

Согласована с бизнес-целями организации.

Касается целей в области качества продукта и процесса.

Поддерживает создание и пересмотр целей в области качества.

Устанавливает обязательства по соблюдению требований.

Способствует эффективности системы менеджмента качеством

09-03

Политика повторного использования

Определяет требования к повторному использованию.

Устанавливает правила повторного использования.

Документирует повторное принятие стратегии, включая цели и задачи.

Определяет программу повторного использования.

Определяет имя спонсора повторного использования.

Определяет участников программы повторного использования.

Указывает управляющую функцию повторного использования.

Определяет функции поддержки программы повторного использования

09-04

Политика выбора поставщика

Устанавливает практики правила, которых следует придерживаться:

- оценивать и выбирать субподрядчиков на основе их способности удовлетворять требования субподряда.

Определяет тип и степень контроля над поставщиками.

Устанавливает необходимость, поддержку требований, записи, связанные с выбором поставщика

09-05

Руководство по привязке

Определяет руководства по привязке стандартного процесса к продукту или сервису

10-00

Описание процесса

Подробное описание процесса/процедуры, которое включает в себя:

- приспособление эталонного процесса (если возможно);

- цель процесса;

- результаты процесса;

- задачи и мероприятия, которые должны выполняться и порядок следования задач;

- важные зависимости между видами деятельности, связанными с выполнением задач;

- ожидаемое время осуществления задачи;

- входные/выходные рабочие продукты;

- ссылки между входными и выходными рабочими продуктами.

Идентифицирует критерии входа и выхода процесса.

Идентифицирует внутренние и внешние интерфейсы к процессу.

Идентифицирует метрики процесса.

Идентифицирует ожидания по качеству.

Идентифицирует функциональные роли и обязанности.

Утверждено уполномоченным персоналом

10-01

Модель жизненного цикла

Высокоуровневое описание мероприятий, выполняемых на каждом этапе жизненного цикла.

Последовательность этапов жизненного цикла.

Определение критических зависимостей фаз жизненного цикла.

Указание необходимых входов, выходов для каждой фазы жизненного цикла.

Определение ключевых точек принятия решений (этапы) в модели.

Определение точек контроля качества в модели

10-02

Процедура тестирования

Определяет:

- название теста;

- описание теста;

- дату завершения теста;

Определяет потенциальные проблемы реализации.

Устанавливает лицо, завершающее процедуру тестирования.

Определяет необходимые предварительные условия.

Определяет шаги процедуры, включая номер шага, необходимые действия со стороны тестера и ожидаемые результаты.

Используют в тестированиях, связанных:

- с установкой программного обеспечения и систем;

- с интеграцией программного обеспечения;

- с программным обеспечением;

- с системной интеграцией;

- с системой

10-03

Процедура поддержки заказчика

Определяет доступность и охват предоставляемой поддержки:

- номер горячей линии;

- часы работы;

- соответствующую экспертизу;

- стоимость.

Определяет схему для классификации запроса заказчика и/или проблемы:

- указание типа запроса;

- установление приоритета/тяжести;

- определение времени ожидания ответа (по типу и тяжести.)

Определяет, какую информацию сохранять от заказчика:

- компания и расположение;

- детали контактной информации;

- описание запроса;

- ссылка на пересылаемую дополнительную информацию (дампы, файлы);

- сведения о конфигурации системы заказчика (продукт, выпуск, версия, последнее обновление);

- затронутая(ые) система(ы);

- влияние на работу существующих систем;

- критичность запроса;

- ожидаемый ответ заказчика/требования закрытия.

Определение процедур эскалации заказчика.

Определяет доступные инструменты службы поддержки и процедуры для их использования, такие как:

- механизм, используемый для записи запросов заказчиков;

- отчеты о статусе;

- способность к воспроизведению аппаратной/программной/продуктовой среды заказчика;

- способность к воспроизведению проблем, включая существующие системы:

- тестовые эмуляторы;

- тестовые сценарии;

- телекоммуникационные подключения;

- инструменты анализа дампа

10-04

Руководство по качеству

Обеспечивает однородность информации об организационной системе менеджмента качеством, как внутренне, так и внешне.

Указывает область действия системы менеджмента качеством, включая подробности и обоснование любых исключений.

Определяет документированные процедуры, установленные для системы менеджмента качеством, или ссылки на них.

Предоставляет описание взаимодействия между процессами системы менеджмента качеством

10-05

Концепция новых процессов

Совершенствование потенциала:

- достижения в смежных аппаратных продуктах;

- новые методы, методологии, процессы или модели жизненного цикла;

- новые методы, дающие совершенствование качества;

- новые средства процессной разработки и поддержки развертывания;

Ожидаемые выгоды, издержки и риски

10-06

Предел управления процессами

Руководство для определения, какие вопросы процесса или продукта подлежат управлению процессами.

Характеристики процесса или продукта, подлежащие внесению в диаграмму управления.

Выбор соответствующей диаграммы управления.

Начальный предел управления.

Мониторинг диаграммы управления.

Идентифицированные особые причины и его источники.

Проверенный результат после мероприятий по устранению особых причин.

Повторно установленные пределы управления.

Распространение соответствующим заинтересованным сторонам

11-00

Продукт

Является результатом/поставляемым результатом/осуществления процесса, включает в себя сервисы, системы (программные и аппаратные) и обработанные материалы.

Имеет элементы, которые удовлетворяют одному или более аспектам цели процесса.

Могут быть представлены на различных носителях (материальных и нематериальных)

11-01

Программный продукт

Совокупность программных элементов.

Набор компьютерных программ, процедур и, возможно, соответствующая документация и данные

11-02

Программный элемент

Сочетание программных единиц, как определено в проекте программного обеспечения

11-03

Информация о релизе продукта

Охват ключевых элементов (в зависимости от приложения).

Описание нового или измененного (включая удаленные функции).

Системная информация и требования.

Определяет преобразование программ и инструкций.

Имплементация нумерации релизов может включать в себя:

- номер основного релиза;

- номер функционального релиза;

- номер исправления дефекта;

- альфа- или бета-релиз и итерация внутри альфа- или бета-релиза.

Определяет список компонентов (включая идентификацию версии):

- элементов аппаратного/программного обеспечения/продукта, библиотеки и т.д.;

- перечня связанной документации.

Новые/измененные параметры и/или команды.

Информация о резервном копировании и восстановлении.

Список известных проблем, неисправностей, предупреждений и др.

Определяет процедуры проверки и диагностики.

Информация по технической поддержке.

Информация по авторскому праву и лицензионная информация.

Примечание к выпуску может включать в себя введение, требования к окружению, процедуры установки, вызов продукта, идентификацию новых возможностей и список устраненных дефектов, известные дефекты и способы их обхода

11-04

Релизный пакет продукта

Включает аппаратное/программное обеспечение/продукт.

Включает такие связанные с релизом элементов, как:

- системные аппаратные/программные/продуктовые элементы;

- связанная документация заказчика;

- определенные определения параметров;

- определенный командный язык;

- инструкции по установке;

- релиз-письмо

11-05

Программный модуль

Соответствует установленным стандартам кодирования (в зависимости от языка и применения).

Соответствует стандартам определения данных (в зависимости от языка и применения)

Определенные связи сущностей.

Определенные макеты баз данных.

Определенные файловые структуры и блокировки.

Определенные структуры данных.

Определенные алгоритмы.

Определенные функциональные интерфейсы

11-06

Система

Включают все элементы релиза продукта.

Любое необходимое оборудование.

Интегрированный продукт.

Документация заказчика.

Полностью настроенный набор элементов системы:

- определенные параметры;

- определенные команды;

- загруженные или преобразованные данные

11-07

Временное решение

Идентификация проблемы.

Информация о релизе и системе.

Определенное временное решение, намеченная дата фактического исправления.

Описание решения:

- ограничения на использование;

- дополнительные эксплуатационные требования;

- специальные процедуры;

- подходящие релизы.

Информация о резервном копировании/восстановлении.

Процедуры проверки.

Временная инструкция по установке

11-08

Элемент системы

Дискретная часть системы.

Реализована для достижения указанных требований.

Может включать элементы программного, аппаратного обеспечения, ручные операции и другие системы по мере необходимости

12-00

Предложение

Определяет предлагаемое решение.

Определяет выявление охвата первоначального предложения:

- требования, которые были бы удовлетворены;

- требования, которые не могли быть удовлетворены, и предоставляет обоснование вариантов.

Определяет условия (например, время, местоположение), которые влияют на действительность предложения

Определяет обязанности получателя и последствия, если они не удовлетворяют.

Определяет оценочную стоимость предлагаемой разработки, продукта или сервиса

12-01

Запрос предложения

Ссылка на спецификации требований.

Определяет критерии отбора поставщиков.

Определяет желаемые характеристики, такие как:

- архитектура системы, требования к конфигурации или требования к сервису (консультанты, техническое обслуживание и др.);

- критерии или требования по качеству;

- требования к графику проекта;

- ожидаемые сроки поставки/оказания услуг;

- ожидаемая стоимость/цена;

- нормативные стандарты/требования.

Определяет ограничения на предоставление:

- дата повторного предоставления ответа;

- требования относительно формата ответа

12-02

Запрос на снятие с эксплуатации

Определяет имя компонента/проекта для снятия с эксплуатации.

Определяет базовое описание.

Определяет предполагаемую дату снятия с эксплуатации.

Определяет продолжительность жизни компонента/проекта.

Определяет лицо, которое будет утверждать снятие с эксплуатации

12-03

Предложение повторного использования

Определяет имя проекта.

Определяет контакт проекта.

Определяет цели и задачи повторного использования.

Определяет перечень активов повторного использования.

Определяет вопросы/риски повторного использования компонента, включая особые требования (аппаратное, программное обеспечение, ресурсы и другие компоненты повторного использования).

Определяет лицо, которое будет утверждать предложение повторного использования

12-04

Ответ поставщика на предложение

Определяет предложенное поставщиком решение.

Определяет предложенный поставщиком график поставки.

Определяет охват первоначального предложения:

- определяет требования, которые будут удовлетворены;

- определяет требования, которые не могли быть удовлетворены, и предоставляет обоснование из вариантов;

Определяет оценочную стоимость предлагаемой разработки, продукта или услуги

12-05

Критерии принятия решения

Определяют объективные критерии в качестве основы для анализа

12-06

Альтернативное решение

Определяет альтернативный курс действий

12-07

Решение

Определяет выбранное предложение/курс действий

13-00

Запись

Рабочий продукт, содержащий полученные результаты или предоставляет свидетельство выполненных работ в процессе.

Элемент, который является частью набора идентифицируемых и извлекаемых данных

13-01

Акт приема

Включает протокол получения поставки.

Определяет дату получения.

Определяет поставленные компоненты.

Фиксирует проверки определенных критериев приемки заказчиком.

Подписывает заказчик

13-03

Запись о резервном копировании/
восстановлении

Приводится:

- дата резервного копирования.

- список того, что было резервно скопировано с соответствующими версиями.

- список, в который было резервно скопировано.

Определяет связанные системные атрибуты и конфигурации на время резервного копирования.

Определяет связанные восстановительные процедуры

13-04

Запись об общении

Все формы межличностного общения, в том числе:

- письма;

- факсы;

- e-mail;

- голосовые записи;

- сотрудничество и сообщения социальных сетей

13-05

Запись о ревизии контракта

Предмет контракта и требований.

Возможные непредвиденные обязательства или риски.

Согласование контракта со стратегическим бизнес-планом организации.

Защита служебной информации.

Требования, которые отличают от тех, что были в оригинальной документации.

Возможность осуществить контрактные требования.

Ответственность за субподрядную работу.

Терминология.

Возможность заказчика осуществить контрактные обязательства

13-06

Акт сдачи

Запись о позициях, которые были отправлены/поставлены в электронном виде заказчику.

Определяет:

- адресат;

- адрес поставки;

- дату осуществления поставки.

Запись о получении поставленного продукта

13-07

Запись о проблеме

Определяет имя подающего и его контактные данные.

Определяет лиц(о)/группу, ответственных за исправление.

Включает в себя описание проблемы.

Определяет классификацию проблемы (критичность, срочность, актуальность и т.д.).

Определяет серьезность проблемы (критическая, основная, второстепенная).

Устанавливает статус объявленной проблемы.

Определяет релиз(ы), где проблема будет исправлена.

Указывает дату открытия записи.

Указывает ожидаемую дату закрытия.

Определяет критерии закрытия.

Определяет действия по повторной проверке.

Описывает дефект (невыполнение требования, связанного с предполагаемым или заданным использованием).

Приводит сведения о конфигурации системы (такие как: версия релиза, системное программное обеспечение, конфигурации оборудования и т.д.).

Определяет связанные отчеты о дефектах, запросы заказчика, повторяющиеся проблемы, связанные исправления.

Определяет компоненты затронутого продукта.

Определяет связанную дополнительную информацию (дампы, файлы и др.).

Определяет применимый релиз программного продукта и информацию о версии

13-08

Запись об инсталляции

Запись о том, что было установлено.

Релиз и информация о конфигурации системы.

Особые, конкретные по месту данные.

Определяет выполненное приемочное тестирование.

Собранная информация о выполнении установки:

- количество ошибок, обнаруженных после установки или преобразования;

- время установки;

Способность поднять систему после установочной конверсии.

Запись об утверждении заказчиком

13-09

Запись о получении поддержки

Повестка и протокол совещания, которые являют записями, определяющими:

- цель совещания;

- участников;

- дату, место действия;

- ссылку на предыдущие протоколы совещания;

- что достигнуто;

- поднимавшиеся вопросы;

- открытые вопросы;

- следующее совещание, если необходимо

13-10

Запись о менеджменте конфигурацией

Статус рабочего продукта/элемента и модификации.

Определяет элементы, находящиеся под управлением конфигурацией.

Определяет выполняемые действия, например, резервное копирование, хранение, архивация, обработка и поставка сконфигурированых элементов.

Поддерживает целостность продукта.

13-11

Запись об оценке персонала

Соответствующая информация о персонале, в том числе:

- история оценки;

- достижения или их отсутствие;

- дисциплинарная история

13-12

Запись о персонале

Соответствующая информация о персонале, в том числе:

- имя, адрес, дата рождения, семейное положение;

- категория и оплата;

- квалификация;

- образование;

- навыки;

- опыт;

- обучение

13-13

Запись об утверждении релиза продукта

Информация о содержании того, что должно быть отправлено или поставлено.

Определяет:

- для кого предназначают;

- адрес куда поставляют;

- дату релиза.

Запись об утверждении поставщиком

13-14

Запись о статусе выполнения

Запись о статусе плана(ов) (фактическое выполнение по сравнению с запланированным), в том числе о статусе:

- фактических задач по сравнению с запланированными;

- фактических результатов по сравнению с установленными целями/задачами;

- фактического распределения ресурсов по сравнению с запланированными ресурсами;

- фактической себестоимости по сравнению со сметой расходов;

- фактического времени по сравнению с запланированным графиком;

- фактического качества по сравнению с запланированным качеством.

Запись о отклонений от запланированных видов деятельности и их причины

13-15

Запись о ревизии предложения

Объем предложения и требований.

Возможные непредвиденные ситуации или риски.

Соответствие предложения стратегическому бизнес-плану организации.

Защита служебной информации.

Требования, которые отличают от тех, что в оригинальной документации.

Возможность осуществить контрактные требования.

Ответственность за субподрядную работу.

Терминология.

Способность поставщика выполнить обязательства.

Утверждена

13-16

Запрос на изменение

Определяет цель изменения.

Определяет статус запроса (новый, принят, отклонен).

Определяет контактную информацию запрашивающего лица.

Затрагиваемая(ые) система(ы).

Определенное влияние на работу существующей(их) систем(ы).

Определенное влияние на связанную документацию.

Критичность запроса, дата, при необходимости

13-17

Запрос от заказчика

Определяет цель запроса, в том числе:

- новую разработку;

- совершенствование;

- внутреннего заказчика;

- операции;

- документацию;

- информационный запрос.

Определяет такие сведения о статусе запроса, как:

- дата открытия;

- текущий статус;

- дата назначения и статус ответственности;

- дата проверки;

- дата закрытия.

Определяет приоритет/тяжесть запроса.

Определяет такую информацию о заказчике, как:

- компания/человек, инициировавший запрос;

- контактная информация и реквизиты;

- сведения о локальной конфигурации системы;

- затрагиваемая(ые) система(ы);

- влияние на работу существующих систем;

- критичность запроса;

- ожидаемый ответ заказчика/требования для закрытия.

Определяет необходимые требования/стандарты.

Определяет сведения, отправляемые с запросом (т.е. RFP, дампы и пр.)

13-18

Запись о качестве

Определяет, какую информацию хранить.

Определяет, какие задачи/виды деятельности/процессы производят такую информацию.

Определяет, когда данные были собраны.

Определяет источник любых связанных данных.

Определяет связанные критерии качества.

Определяет связанные измерения, используя данную информацию.

Определяет требования, которые следует соблюдать, чтобы создать или удовлетворить запись

13-19

Запись о ревизии

Предоставляет контекстную информацию о ревизии:

- что было рассмотрено;

- список присутствовавших рецензентов;

- статус ревизии.

Предоставляет информацию об охвате ревизии:

- чек-листы;

- критерии ревизии;

- требования;

- соответствие стандартам.

Записывает сведения:

- о готовности для ревизии;

- о времени подготовки, затраченном на ревизию;

- о времени, проведенном за ревизией;

- о рецензентах, ролях и экспертизе.

Определяет необходимые корректирующие действия:

- идентификацию риска;

- приоритетный список обнаруженных отклонений и проблем;

- действия, задачи, которые должны быть выполнены, чтобы устранить проблему;

- владение корректирующими действиями;

- статус и целевые даты закрытия для выявленных проблем

13-20

Запрос на рискованное действие

Дата инициации.

Объем.

Предмет.

Составитель запроса.

Контекст процесса управления рисками:

- данный раздел может предоставляться один раз, затем можно ссылаться на него в последующих запросах на действие, если никаких изменений не произошло;

- охват процесса;

- точки зрения заинтересованных сторон;

- категории риска;

- пороги риска;

- цели проекта;

- проектные допущения;

- ограничения проекта.

Риски:

- данный раздел может охватывать один или множество рисков, в зависимости от выбора пользователя;

- если вся информация выше относится ко всей группе рисков, одного запроса на действие может быть достаточно;

- если информацию отличают, каждый запрос может охватывать тот риск или риски, которые имеют общую информацию;

- описание риска(ов);

- вероятность риска;

- последствия риска;

- ожидаемое время риска.

Варианты обработки риска:

- описания вариантов;

- рекомендуемый(ые) вариант(ы);

- обоснования.

Ликвидация запроса на рискованное действие:

- каждый запрос должен быть аннотирован, будет ли он принят, отклонен или изменен, и содержать обоснование принятого решения

13-21

Запись о контроле изменений

Используют в качестве механизма контроля изменений базовых продуктов/продуктов в библиотеке официального релиза проекта.

Запись об изменении, запрошенная и сделанная для базового продукта (рабочих продуктов, программного обеспечения, пользовательской документации и т.д.):

- определяет систему, документы, затрагиваемые изменением;

- указывает инициатора запроса на изменение;

- устанавливает сторону, ответственную за изменение;

- определяет статус изменения.

Связь со связанными запросами заказчиков, внутренними запросами на изменение и т.д.

Соответствующие согласования.

Одинаковые запросы идентифицируют и группируют

13-22

Запись о трассируемости

Определяет требования для трассировки.

Определяет сопоставление требований с жизненным циклом рабочих продуктовю

Обеспечивает связь между требованиями и декомпозицией рабочего продукта (т.е. требование ->проект ->код ->тест -> поставляемые результаты и т.д.).

Обеспечивает прямое и обратное сопоставление требований со связанными рабочими продуктами на всех этапах жизненного цикла.

Примечание - Данная информация может быть включена как функция oт другого определенного рабочего продукта (пример: инструмент CASE для декомпозиции проектирования может иметь возможность сопоставления в качестве части его функций)

13-23

Запись об обучении

Запись об обучении сотрудника.

Определяет имя сотрудника.

Определяет пройденные курсы (дата, часы, название курса).

Определяет текущие навыки/возможности/уровень опыта, перечисляет:

- формальное образование;

- сертификацию/результаты экспертизы;

- внутреннее обучение;

- наставничество.

Определяет будущие потребности в обучении.

Определяет текущий статус запросов на обучение

13-24

Результаты валидации

Валидационный чек-лист.

Элементы, прошедшие валидацию.

Элементы, не прошедшие валидацию.

Элементы, ожидающие валидацию.

Проблемы, выявленные в ходе валидации.

Анализ рисков.

Рекомендация к действиям.

Выводы валидации.

Подпись валидации

13-25

Результаты верификации

Верификационный чек-лист.

Элементы, прошедшие верификацию.

Элементы, не прошедшие верификацию.

Элементы, ожидающие верификацию.

Проблемы, выявленные в ходе верификации.

Анализ рисков.

Рекомендация к действиям.

Выводы верификации.

Подпись верификации

13-26

Протокол оценки

Определяет дату оценки.

Определяет вход оценки.

Определяет собранное объективное свидетельство.

Определяет используемый подход к оценке.

Определяет набор профилей процесса, вытекающих из оценки.

Определяет дополнительную информацию, собранную в ходе оценки, которая была определена на входе оценки, для поддержки улучшения процесса или определения возможности процесса

13-27

Уведомление о снятии с эксплуатации

Уведомляет заказчиков и пользователей о планах по снятию продуктов с эксплуатации

14-00

Реестр

Реестр представляет собой компиляцию данных или информации, зафиксированной в определенной последовательности, чтобы:

- составить общее представление о свидетельстве видов деятельности, которые имели место;

- проводить мониторинг и анализ;

- представить свидетельство осуществления процесса с течением времени

14-01

История изменений

Исторические записи всех изменений, внесенных в объект (документ, файл, программный модуль и др.):

- описание изменения;

- информация о версии измененного объекта;

- дата изменения;

- информация о запрашивающей изменения стороне;

- информация о записи контроля за изменениями

14-02

Реестр корректирующих действий

Определяет начальную проблему.

Определяет владение завершением определенного действия.

Определяет решение (ряд действий для устранения проблемы).

Определяет дату открытия и целевую дату закрытия.

Содержит индикатор состояния.

Указывает последующие действия по аудиту