Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ 33725-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

УСТРОЙСТВА ПРОТИВОЮЗНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Antislip devices for railway rolling stock. General specifications

     
МКС 45.060

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Технической Компетенции" (ООО "ЦТК")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 января 2016 г. N 84-П)

За принятие проголосовали:          

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

             

(Поправка), (Поправка. ИУС N 3-2019).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. N 59-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33725-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 2-2019)

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на противоюзные устройства (далее - ПУ) фрикционного тормоза подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на железных дорогах шириной колеи 1520 мм.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 27.301 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 17433 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 23088 Изделия электронной техники. Требования к упаковке, транспортированию и методы испытаний

ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 30630.1.1-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Определение динамических характеристик конструкции

ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 торможение: Намеренное или автоматическое создание (и поддерживание в течение необходимого времени) внешней силы сопротивления определенной (заданной) величины для замедления движения, остановки или удержания на месте железнодорожного подвижного состава.

3.2 тормозной путь: Расстояние, проходимое движущимся железнодорожным подвижным составом с момента перевода управляющих тормозами органов в тормозное положение (в случае срабатывания устройства экстренного торможения или при разрыве тормозной магистрали) до полной остановки.

Примечание - Тормозные пути различают в зависимости от вида торможения (тормозной путь служебного торможения, тормозной путь полного служебного торможения или тормозной путь экстренного торможения).

3.3 тормозной цилиндр: Основной силовой исполнительный орган тормоза железнодорожного подвижного состава.

3.4 тормозная сила: Продольная составляющая равнодействующих внешних сил сопротивления движению железнодорожного подвижного состава, искусственно вызываемых специальными устройствами в направлении, противоположном его движению, с целью снижения скорости или для остановки железнодорожного подвижного состава, приложенная к поверхностям катания колес в точках их касания с рельсами.

Примечание - Тормозная сила также при необходимости обеспечивает удержание железнодорожного подвижного состава от самопроизвольного движения.

3.5 фрикционный тормоз: Тормоз, осуществляющий торможение путем использования сил трения, возникающих между поверхностями колесных пар (дисков) и колодок (накладок) при их относительном перемещении.

Примечание - По конструктивному исполнению фрикционные тормоза разделяют на колодочные и дисковые.

3.6 сцепление колес с рельсами при торможении: Явление, обеспечивающее появление и существование тангенциальной силы между колесами железнодорожного подвижного состава и рельсами (внешней по отношению к движущемуся поезду), обеспечивающей его торможение.

3.7 сила сцепления колес с рельсами: Сила, действующая со стороны неподвижного рельса, касательная к ободу вращающегося колеса, в условиях его поступательного движения, при наличии у колеса нормальной составляющей от вертикальной нагрузки.

3.8 разрешающая способность противоюзного устройства: Рабочая (паспортная) характеристика устройства, характеризующая его быстродействие, численно равная величине линейного пути единицы железнодорожного подвижного состава, необходимого для поступления в систему очередного импульса от датчика скорости колесной пары.

3.9 дискретность выработки управляющего сигнала противоюзного устройства: Рабочая (паспортная) характеристика устройства, характеризующая его работоспособность (показывающая, сколько раз за один оборот колеса вырабатываются сигналы, управляющие исполнительными устройствами - электропневматическими клапанами).

3.10 юз (скольжение): Поступательное движение железнодорожного подвижного состава без вращения его колесных пар.

3.11 синхронный юз: Одновременное (синхронное) увеличение проскальзывания всех колесных пар подвижного состава до полной остановки их вращения (юза).

     4 Технические требования

     4.1 Общие требования

4.1.1 Противоюзная система должна нормально функционировать при качестве сжатого воздуха, соответствующем 6-му классу загрязненности по ГОСТ 17433.

По согласованию с изготовителем тормозной системы и заказчиком допускается устанавливать более высокие требования к качеству сжатого воздуха.

4.1.2 При срабатывании сбрасывающих клапанов электропневматических (далее - КЭП) ПУ и падении давления в тормозных цилиндрах (далее - ТЦ) отдельных колесных пар (далее - КП) не должно наблюдаться снижение давлений в ТЦ соседних КП более чем на 5%.

4.1.3 ПУ должно обеспечивать время снижения давления в ТЦ с момента возникновения проскальзывания до половины давления за время не более чем 0,1 с.

4.1.4 ПУ должно обеспечивать время повышения давления в ТЦ с момента прекращения проскальзывания до половины давления за время не более чем 0,2 с.

4.1.5 Число импульсов датчика скорости, приходящихся на один оборот колеса, должно быть не менее 72.

4.1.6 ПУ должно нормально функционировать независимо от значения требуемого (развиваемого) тормозного усилия, начиная со скорости 3 км/ч и до скорости, на 20% превышающей конструкционную скорость железнодорожного подвижного состава, для которого оно предназначено (если конструкционная скорость менее или равна 200 км/ч), и превышающей ее на 10% (если конструкционная скорость более 200 км/ч).

4.1.7 Работа ПУ не должна приводить к появлению тормозной силы, превышающей силу, которая была предусмотрена исходной командой на торможение.

4.1.8 Коэффициент эффективности использования сцепления ПУ должен быть не менее 0,5.

4.1.9 ПУ должно обеспечивать автоматическую защиту КП от синхронного вхождения в юз во всем диапазоне скоростей, указанных в 4.1.6.

ПУ должно сохранять работоспособность при синхронном юзе.

4.1.10 ПУ для скоростей движения свыше 160 км/ч должно быть выполнено с резервированием по каналу датчика скорости. В случае обнаружения отказа одного из каналов ПУ должно автоматически переключать ПУ на второй (дублирующий) канал соответствующей КП с регистрацией отказа во встроенную память и выводом информации на лицевую панель электронного блока или монитор в кабине машиниста.

4.1.11 Для самоходного подвижного состава должна быть предусмотрена возможность отключения алгоритма работы ПУ при подаче внешнего сигнала.

     4.2 Требования к системе электроснабжения противоюзных устройств