Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34703-2020



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОБОРУДОВАНИЕ ТОРМОЗНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Термины и определения

Braking equipment for railway rolling stock. Terms and definitions



МКС 45.060

ОКВЭД 30.20.4

Дата введения 2021-05-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Технической Компетенции" (ООО "ЦТК")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2020 г. N 135-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2020 г. N 1316-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34703-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов с указанием номера статьи.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и аббревиатуры - светлым.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава (ПС).

Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области тормозного оборудования ПС.

     2 Термины и определения


Тормозные расчеты

1 отпускная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала снижения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при отпуске тормозов.

2 тормозная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала повышения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при торможении.

3 время подготовки тормозов к действию: Условное время, в течение которого единица ПС или поезд проходит подготовительный путь при постоянной скорости начала торможения без приведения в действие тормозов.

4 время торможения: Время с момента начала торможения единицы ПС или поезда до момента прекращения торможения или до полной остановки единицы ПС или поезда.

5 тормозная единица: Единица ПС, оборудованная действующим автоматическим пневматическим тормозом.

6 среднее замедление при торможении: Замедление ПС за время снижения скорости при торможении на площадке от начального до некоторого конечного значения скорости, определяемое как отношение разности квадратов начального и конечного значений скоростей к удвоенному пройденному пути.

7 расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок [накладок] (расчетный тормозной коэффициент): Обобщенный показатель, характеризующий обеспеченность ПС тормозами, численно равный отношению суммы расчетных сил нажатий колодок [накладок], приведенных к радиусу катания колес, на колесные пары (оси) ПС или поезда к силе тяжести (весу) единицы ПС или поезда, состоящего из нескольких единиц ПС.

8 действительный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Отношение тормозной силы к действительной силе нажатия на колодку [накладку], приведенной к радиусу катания колес, которое зависит от скорости движения, силы нажатия на колодку [накладку] и материала колодки [накладки].

9 расчетный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Коэффициент трения тормозной колодки [накладки] при определенной силе нажатия на колодку [накладку], зависящий только от скорости и вычисляемый по эмпирическим формулам с учетом материала колодки [накладки].

10 путь подготовки тормозов к действию: Условная часть расчетного тормозного пути, которую проходит поезд, или единица ПС за время подготовки тормозов к действию.

11

тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.68]

12 автостопный тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом или самоходным ПС от момента срабатывания автостопа до остановки.

13 действительный тормозной путь: Условная часть расчетного тормозного пути поезда или единицы ПС при постоянной максимальной тормозной силе или расчетный тормозной путь за вычетом пути подготовки.

14 расчетный тормозной путь: Тормозной путь, величина которого получена расчетом для заданных условий.

15 действительная сила нажатия колодки [накладки]: Величина силы нажатия одной тормозной колодки [накладки] на поверхность катания колеса (трения тормозного диска).

16 расчетная сила нажатия колодки [накладки]: Сила нажатия колодки [накладки], приведенная к радиусу катания колес, определяемая по эмпирическим формулам, исходя из условия равенства действительной и расчетной тормозных сил, т.е. произведений действительной силы нажатия на действительный коэффициент трения и расчетной силы нажатия на расчетный коэффициент трения.

17 действительная сила нажатия на ось: Сумма действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски), приведенных к радиусу катания колес, одной оси (колесной пары).

18 расчетная сила нажатия на ось: Сумма расчетных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски, приведенных к радиусу катания колес) одной оси (колесной пары).

19 тормозная сила: Составляющая равнодействующей внешних сил сопротивления движению ПС, искусственно вызываемых специальными устройствами - тормозами - в направлении, противоположном движению, с целью поддержания или снижения скорости или для остановки ПС.

Примечание - Тормозная сила также обеспечивает удержание ПС на стоянке от самопроизвольного движения.

20 удельная тормозная сила: Тормозная сила ПС, отнесенная к вертикальной нагрузке ПС на рельсы.

21 скорость тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда от места выпуска воздуха из нее при торможении до конца тормозной магистрали ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до появления давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

22 скорость эффективной тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до достижения давления 0,04 МПа в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

23 скорость отпускной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени, исчисляемому с момента установки органа управления устройством управления давлением в тормозной магистрали в отпускное положение до момента начала падения давления в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) последнего ПС.

24 тормозное нажатие на каждые 100 т веса поезда: Сумма расчетных сил нажатий на оси единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС, приходящаяся на каждые 100 т веса единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС.

Примечание - Аналог - безразмерный расчетный тормозной коэффициент.

25 передаточное число тормозной рычажной передачи: Число, показывающее, во сколько раз сумма сил нажатия всех тормозных колодок [накладок], передаваемых при торможении единицы ПС от одного тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза), больше силы на штоке тормозного цилиндра (исполнительном органе тормоза) исходя из соотношения размеров плеч рычагов и без учета потерь на трение в шарнирах.

26 эффективность тормозной системы: Параметр, характеризующий способность тормозной системы реализовать требуемый уровень тормозной силы ПС.

Примечание - Эффективность тормозной силы определена длиной тормозного пути при заданной скорости начала торможения, а также величиной расчетного тормозного коэффициента. Оценка эффективности тормозных средств может быть также определена величиной среднего замедления за весь период торможения в заданном диапазоне изменения скорости.

27

юз (скольжение): Поступательное движение железнодорожного подвижного состава без вращения его колесных пар.

[ГОСТ 33725-2016, пункт 3.10]


Тормоз. Типы тормоза

28 торможение противовключением (торможение контртоком): Электрическое торможение, осуществляемое изменением направления вращения электромагнитного поля тяговых электродвигателей.

29

рекуперативное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.75]


30

реостатное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.74]

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs