ГОСТ 34703-2020
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОБОРУДОВАНИЕ ТОРМОЗНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
Braking equipment for railway rolling stock. Terms and definitions
МКС 45.060
ОКВЭД 30.20.4
Дата введения 2021-05-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Технической Компетенции" (ООО "ЦТК")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2020 г. N 135-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2020 г. N 1316-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34703-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2021 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
В стандарте приведен алфавитный указатель терминов с указанием номера статьи.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и аббревиатуры - светлым.
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава (ПС).
Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области тормозного оборудования ПС.
Тормозные расчеты
1 отпускная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала снижения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при отпуске тормозов.
2 тормозная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала повышения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при торможении.
3 время подготовки тормозов к действию: Условное время, в течение которого единица ПС или поезд проходит подготовительный путь при постоянной скорости начала торможения без приведения в действие тормозов.
4 время торможения: Время с момента начала торможения единицы ПС или поезда до момента прекращения торможения или до полной остановки единицы ПС или поезда.
5 тормозная единица: Единица ПС, оборудованная действующим автоматическим пневматическим тормозом.
6 среднее замедление при торможении: Замедление ПС за время снижения скорости при торможении на площадке от начального до некоторого конечного значения скорости, определяемое как отношение разности квадратов начального и конечного значений скоростей к удвоенному пройденному пути.
7 расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок [накладок] (расчетный тормозной коэффициент): Обобщенный показатель, характеризующий обеспеченность ПС тормозами, численно равный отношению суммы расчетных сил нажатий колодок [накладок], приведенных к радиусу катания колес, на колесные пары (оси) ПС или поезда к силе тяжести (весу) единицы ПС или поезда, состоящего из нескольких единиц ПС.
8 действительный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Отношение тормозной силы к действительной силе нажатия на колодку [накладку], приведенной к радиусу катания колес, которое зависит от скорости движения, силы нажатия на колодку [накладку] и материала колодки [накладки].
9 расчетный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Коэффициент трения тормозной колодки [накладки] при определенной силе нажатия на колодку [накладку], зависящий только от скорости и вычисляемый по эмпирическим формулам с учетом материала колодки [накладки].
10 путь подготовки тормозов к действию: Условная часть расчетного тормозного пути, которую проходит поезд, или единица ПС за время подготовки тормозов к действию.
11
тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки. [ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.68] |
12 автостопный тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом или самоходным ПС от момента срабатывания автостопа до остановки.
13 действительный тормозной путь: Условная часть расчетного тормозного пути поезда или единицы ПС при постоянной максимальной тормозной силе или расчетный тормозной путь за вычетом пути подготовки.
14 расчетный тормозной путь: Тормозной путь, величина которого получена расчетом для заданных условий.
15 действительная сила нажатия колодки [накладки]: Величина силы нажатия одной тормозной колодки [накладки] на поверхность катания колеса (трения тормозного диска).
16 расчетная сила нажатия колодки [накладки]: Сила нажатия колодки [накладки], приведенная к радиусу катания колес, определяемая по эмпирическим формулам, исходя из условия равенства действительной и расчетной тормозных сил, т.е. произведений действительной силы нажатия на действительный коэффициент трения и расчетной силы нажатия на расчетный коэффициент трения.
17 действительная сила нажатия на ось: Сумма действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски), приведенных к радиусу катания колес, одной оси (колесной пары).
18 расчетная сила нажатия на ось: Сумма расчетных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски, приведенных к радиусу катания колес) одной оси (колесной пары).
19 тормозная сила: Составляющая равнодействующей внешних сил сопротивления движению ПС, искусственно вызываемых специальными устройствами - тормозами - в направлении, противоположном движению, с целью поддержания или снижения скорости или для остановки ПС.
Примечание - Тормозная сила также обеспечивает удержание ПС на стоянке от самопроизвольного движения.
20 удельная тормозная сила: Тормозная сила ПС, отнесенная к вертикальной нагрузке ПС на рельсы.
21 скорость тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда от места выпуска воздуха из нее при торможении до конца тормозной магистрали ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до появления давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.
22 скорость эффективной тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до достижения давления 0,04 МПа в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.
23 скорость отпускной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени, исчисляемому с момента установки органа управления устройством управления давлением в тормозной магистрали в отпускное положение до момента начала падения давления в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) последнего ПС.
24 тормозное нажатие на каждые 100 т веса поезда: Сумма расчетных сил нажатий на оси единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС, приходящаяся на каждые 100 т веса единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС.
Примечание - Аналог - безразмерный расчетный тормозной коэффициент.
25 передаточное число тормозной рычажной передачи: Число, показывающее, во сколько раз сумма сил нажатия всех тормозных колодок [накладок], передаваемых при торможении единицы ПС от одного тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза), больше силы на штоке тормозного цилиндра (исполнительном органе тормоза) исходя из соотношения размеров плеч рычагов и без учета потерь на трение в шарнирах.
26 эффективность тормозной системы: Параметр, характеризующий способность тормозной системы реализовать требуемый уровень тормозной силы ПС.
Примечание - Эффективность тормозной силы определена длиной тормозного пути при заданной скорости начала торможения, а также величиной расчетного тормозного коэффициента. Оценка эффективности тормозных средств может быть также определена величиной среднего замедления за весь период торможения в заданном диапазоне изменения скорости.
27
юз (скольжение): Поступательное движение железнодорожного подвижного состава без вращения его колесных пар. [ГОСТ 33725-2016, пункт 3.10] |
Тормоз. Типы тормоза
28 торможение противовключением (торможение контртоком): Электрическое торможение, осуществляемое изменением направления вращения электромагнитного поля тяговых электродвигателей.
29
рекуперативное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть. [ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.75] |
30
реостатное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе. [ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.74] |