Оценка риска аварии производится на основании экспертного анализа уровня опасности аварии и уровня уязвимости ГТС. Для оценки уровня риска аварии вначале рассчитывается коэффициент риска на основе принципа пересечения этих событий, т.е.
, (3)
где - коэффициент опасности для ГТС;
v - коэффициент уязвимости ГТС.
Физический смысл коэффициента состоит в том, что он представляет собой меру (дозу) опасного воздействия на данное ГТС с установленной степенью уязвимости. Уровень безопасности ГТС оценивается по величине этого коэффициента , характеризующего суммарную дозу вредных воздействий в соответствии с данными, приведенными в таблице 12.
Таблица 12 - Классификация уровня безопасности ГТС по значению дозы вредного воздействия
Уровень безопасности ГТС | Доза вредного воздействия |
Нормальный уровень безопасности | Не более 0,15 |
Пониженный уровень безопасности | Свыше 0,15, но не более 0,3 |
Неудовлетворительный уровень безопасности | Свыше 0,3, но не более 0,5 |
Опасный | Более 0,5 |
При этом следует иметь в виду, что если хотя бы один показатель опасности или уязвимости принимает максимальное значение, равное 3, то уровень безопасности принимается неудовлетворительным.
Диапазоны изменения параметра в таблице 13 определены таким образом, чтобы была возможность практически увязать характеристики риска аварии с качественными характеристиками уровня безопасности, регламентированными [1].
В области значений 0,15 уровень безопасности ГТС оценивается как нормальный. Сооружение удовлетворяет всем проектным требованиям по назначению и конструктивной надежности, а также современным нормативным требованиям; эксплуатация осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами, нормами и правилами. Дальнейшая эксплуатация сооружений и оборудования возможна без проведения каких-либо технических или организационных мероприятий по повышению безопасности при обеспечении мониторинга безопасности и своевременном выполнении плановых ремонтно-профилактических работ.
В области значений 0,150,30 уровень безопасности ГТС оценивается как пониженный. Имеются те или иные отклонения от правил безопасной эксплуатации, не устраненные своевременно в ходе плановых мероприятий по обеспечению нормального уровня безопасности, которые, однако, не препятствуют возможности выполнения сооружением заданных эксплуатационных функций. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения в проектном режиме возможна при обязательном выполнении в согласованные (установленные) органами государственного надзора сроки мероприятий по повышению уровня безопасности, конкретный перечень которых вытекает из анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости.
При большом значении дозы вредного воздействия (0,300,50) уровень безопасности ГТС оценивается как неудовлетворительный. Имеются отклонения от проектного состояния и нарушения правил безопасной эксплуатации, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима без проведения в установленные органами государственного надзора сроки тех или иных технических (вплоть до капитального ремонта, замены оборудования и др.) и организационных мероприятий по снижению риска аварий и восстановлению нормального уровня безопасности на основе анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости. К проведению такого анализа и разработке мероприятий по повышению уровня безопасности, как правило, должны привлекаться специализированные научно- исследовательские и проектные организации; в случае необходимости по специальным программам предусматриваются полевые исследования физико-механических характеристик грунтовых материалов, бетонных конструкций, проводятся дополнительные расчеты обоснования прочности и устойчивости сооружений и конструкций, корректируются ПДЗ контролируемых параметров состояния и пр.
Значения параметра 0,50 свидетельствуют об аварийной ситуации, уровень безопасности ГТС оценивается как критический или опасный. В этом случае дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме по условиям риска аварии недопустима и должна осуществляться в соответствии с требованиями [2].
При уровне безопасности ГТС "опасный", необходимо незамедлительно информировать органы государственного надзора и в соответствии с полученным предписанием, ввести ограничения на режим эксплуатации (снижение уровня верхнего бьефа и др.), разработать и утвердить временные правила эксплуатации. Мероприятия по восстановлению нормального уровня безопасности должны выполняться на основании анализа факторов, обусловливающих возникновение аварийной ситуации, с обязательным привлечением специализированных организаций. После проведения необходимых мероприятий перевод сооружений вновь в проектный режим эксплуатации должен быть согласован с органами государственного надзора за безопасностью ГТС.
Расчеты дозы вредного воздействия позволяют не только определять уровень безопасности ГТС, но и оценивать вероятность возникновения аварии (ГТС):
, (4)
где erfc х - вероятностная функция, значения которой приведены в таблице 13.
;
- критическое (опасное) значение дозы вредного воздействия;
- допустимое значение дозы вредного воздействия, выше которого не обеспечивается нормальный уровень безопасности ГТС;
- коэффициент вероятности, зависящий от класса ГТС (см. табл.14).
Таким образом, формула принимает вид
, (5)