Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.2.09-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений. Общие положения (Переиздание)

     5 Интегральная оценка опасности гидротехнических сооружений

5.1 Опасность аварии на ГТС определяется следующими показателями:

1 Превышение принятых при обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий ().

2 Обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям ().

3 Соответствие проекту конструкции сооружения, технологии его возведения и свойств материалов сооружения и основания ().

4 Соответствие проекту условий эксплуатации сооружения и условий проведения мониторинга его состояния и безопасности ().

5.2 Показатель опасности является показателем опасности превышения принятых при расчетном обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий (сейсмические, волновые и температурные воздействия; нагрузки от наносов; гидростатические, ветровые и ледовые нагрузки; опасность превышения расчетных расходов через водосбросные сооружения и т.п.) принимается по экспертной оценке на одном из четырех уровней, каждый из которых имеет соответствующий код, с учетом указаний действующих нормативных документов по определению нагрузок и воздействий на сооружения, данных натурных наблюдений за период эксплуатации ГТС и отличительных признаков, приведенных в таблице 2.


Таблица 2 - Оценка показателя

Уровень опасности по показателю

Код
балл

Отличительные признаки

Опасность отсутствует

0
0

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС не отличаются от расчетных значений, принятых при проектировании.

Отсутствует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера

Малая опасность

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетные значения, принятые при проектировании, но при этом не возникает прямой угрозы разрушения ГТС и/или потери им основных качеств своего назначения.

Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, повреждениям отдельных конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения ЧС локального характера.

Проведение дополнительных расчетных обоснований, конструктивных изменений и специальных организационных мероприятий для безопасной эксплуатации ГТС не требуется

Средняя опасность

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетные значения, принятые при проектировании, но при этом не возникает прямой угрозы разрушения ГТС и/или потери им основных качеств своего назначения. Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, повреждениям отдельных конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения муниципальной и межмуниципальной ЧС. Требуется проведение дополнительных расчетных обоснований, конструктивных изменений и специальных организационных мероприятий для безопасной эксплуатации ГТС

Большая опасность



Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетные значения, принятые при проектировании, в связи с чем возникает прямая угроза разрушения ГТС и/или потери им способности выполнять заданные функции.

Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, разрушению конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения региональной, межрегиональной и федеральной ЧС. Необходимо проведение срочных организационных мероприятий и/или проектно-строительных работ по изменению режима эксплуатации и/или реконструкции (капитального ремонта) ГТС, вывода его из эксплуатации.


При оценке риска аварии на ГТС по показателю опасности оцениваются возможные опасности возникновения негативных природных и техногенных воздействий на ГТС, которые определяются местоположением ГТС (к таким опасностям можно отнести сход селевых и снежных лавин, смерчи, ураганы, развитие карстово-суффозионных процессов, цунами, штормовой нагон, образование заторов, обрушение в водохранилище или накопитель береговых склонов, просадки, связанные с подработкой территории, падение летательного аппарата, взрыв (пожар, химическая авария) на транспортном средстве, диверсия, теракт и др.).

5.3 Показатель опасности - показатель, оценивающий обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям, устанавливается по одному из 4 уровней в соответствии с таблицей 3.


Таблица 3 - Оценка показателя

Уровень опасности по показателю

Код
балл

Отличительные признаки

Опасность отсутствует

0
0

Полное соответствие современным нормативным требованиям по всем оцениваемым факторам

Малая опасность

В проекте имеются незначительные отклонения от современных нормативных требований, которые не приведут к нарушениям эксплуатационного режима ГТС

Средняя опасность

В проекте имеются значительные ошибки или существенные отклонения от современных нормативных требований, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, повреждениям отдельных конструктивных элементов и оборудования, при этом сохраняется в ограниченном режиме

Большая опасность

В проекте имеются грубые ошибки или существенные отклонения от современных нормативных требований, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, разрушению сооружения или отдельных его элементов. Возможность эксплуатации ГТС отсутствует


При экспертной оценке обоснованности и соответствия проектных решений современным нормативным требованиям принимаются во внимание следующие основные факторы:

1 Достаточность инженерно-геологических изысканий, выполненных при проектировании ГТС.

2 Надежность и обоснованность методов определения и назначения расчетных характеристик (физико-механические, фильтрационные и пр.) материалов сооружений и их оснований.

3 Достаточность расчетного обоснования конструкций сооружений, оснащения контрольно-измерительной аппаратурой, обоснованность и соответствие современным нормативным требованиям применявшихся расчетных методов.

4 Повышение класса опасности ГТС.

5.4 Показатель опасности - показатель, по которому оценивается соответствие проекту конструкций сооружения, технологии его возведения и свойствам материалов конструкций и основания.

При экспертной оценке аварии ГТС по показателю опасности подлежат учету следующие основные факторы:

1 Соответствие проекту компоновочных схем ГТС.

2 Соответствие проекту конструктивных элементов ГТС.

3 Соответствие проекту качества материалов (по данным геотехнического контроля при строительстве ГТС, а также данным инструментальных обследований и инженерно-геологических работ по определению фактических характеристик материалов ГТС и основания в период эксплуатации).

4 Соответствие проекту типов и конструкций гидромеханического оборудования и устройств по их управлению и ремонту, оборудования систем гидротранспорта и оборотного водоснабжения, а также другого вспомогательного оборудования.

Показатель опасности устанавливается на одном из четырех уровней, характеризуемых отличительными признаками, приведенными в таблице 4.