4.1 Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий выполняется на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы.
4.2 Количественные оценки опасности, уязвимости ГТС, риска аварии ГТС определяются исходя из того, что каждое из этих понятий является сложной функцией многих случайных переменных - факторов. Для получения количественных характеристик указанных понятий необходимо определить полный набор таких факторов. Их объединение по совокупностям будет являться, соответственно, показателями уязвимости ГТС, показателями опасности, показателями риска аварии ГТС (далее - показатели). В зависимости от величин показателей строится градация по степеням опасности, уязвимости ГТС, риска аварии ГТС.
Такой подход позволяет работать уже с достаточно ограниченным числом переменных и выполнять общую количественную оценку, которую можно назвать интегральной.
Степень опасности по каждому из показателей устанавливается отдельно на том или ином уровне на основании экспертных оценок.
При этом под кодом опасности (уязвимости) подразумевается цифровое выражение степени опасности (уязвимости) по каждому показателю (0 - опасность отсутствует, 1 - малая опасность, 2 - средняя опасность, 3 - большая опасность).
Балл - цифровое выражение опасности () и уязвимости () в пределах установленного кода. Диапазоны возможных балльных значений указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Диапазоны возможных балльных значений
Степень опасности (уязвимости) | Диапазоны возможных балльных значений | |
Балл () | Балл () | |
0 - опасность отсутствует | 0 | 0 |
1 - малая опасность | 01 | 01 |
2 - средняя опасность | 12 | 12 |
3 - большая опасность | 23 | 23 |
4.3 Численные значения баллов должны назначаться в соответствии с кодами, характеризующими уровень опасности (уязвимости) по тому или иному показателю с учетом приведенных ниже рекомендаций. Дробные значения баллов показателей опасности (уязвимости) могут назначаться лишь в отдельных случаях при соответствующем обосновании.
За основу количественной оценки степени опасности, уязвимости, риска ЧС (аварий) на ГТС принят подход получения нормирующих коэффициентов, характеризующих долю от наиболее неблагоприятной ситуации, принимаемой за единицу.