Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

     6.2 Меры по разработке безопасной конструкции самой машины

6.2.1 Общие положения


Разработка безопасной конструкции самой машины является первым и наиболее важным шагом в процессе снижения риска, так как она эффективно обеспечивает безопасность, в то время как даже хорошо спроектированные средства защиты могут, как показывает опыт, выходить из строя или повреждаться, а пользователь не всегда следует соответствующей инструкции их производителя.

Безопасная конструкция самой машины достигается путем устранения опасностей или снижения рисков за счет соответствующего выбора конструкции самой машины и/или улучшения взаимодействия между обслуживающим персоналом и машиной.

Примечание - Если меры по разработке безопасной конструкции самой машины (см. 6.1) не дают удовлетворительного результата, для снижения степени риска следует применять дополнительные средства защиты и защитные меры (см. 6.3).

6.2.2 Анализ геометрических и физических факторов

6.2.2.1 Геометрические факторы

К геометрическим факторам могут быть отнесены, например, следующие:

a) форма машины, которая должна в максимальной степени обеспечивать прямой обзор рабочего пространства и опасных зон с пункта управления, например, посредством уменьшения "мертвых зон", а также выбор и размещение, при необходимости, средств непрямого обзора (например, зеркал), учитывающих особенности зрения человека. В частности, такие средства следует использовать, если для обеспечения безопасной эксплуатации машины необходимо, чтобы оператор непосредственно контролировал, например:

- перемещение и рабочую зону движущихся машин;

- зону перемещения поднимаемых грузов или кабины для подъема людей;

- зону контакта инструмента с обрабатываемым материалом для машин, управляемых вручную или для переносных машин.

Форма машины должна также обеспечивать оператору, находящемуся на главном пункте управления, уверенность, что в опасной зоне никого нет;

b) форма и взаимное расположение механических частей машины, которые должны исключать опасности раздавливания и разрезания либо путем увеличения минимального промежутка между перемещаемыми частями таким образом, чтобы конкретная часть тела оператора могла проникать в этот промежуток безопасно либо путем уменьшения зазора таким образом, чтобы ни одна из частей тела оператора не могла попадать в этот промежуток (см. ISO 13854 [17] и ISO 13857 [20]);

c) части машины, к которым может прикасаться оператор, не должны иметь острых кромок, острых углов, шероховатых поверхностей, выступающих частей, которые могут нанести травмы, а также отверстий, которые могут затягивать части тела или одежду. В частности, кромки из листового металла следует отбортовать или зачистить, сняв заусенцы, а открытые концы трубок, которые могут стать причиной затягивания, следует заглушить;

d) форма машины должна быть сконструирована так, чтобы обеспечивать соответствующее рабочее место и доступность органов ручного управления (исполнительных механизмов).

6.2.2.2 Физические факторы

К физическим факторам относятся:

a) ограничение исполнительного усилия до достаточно малой величины, чтобы приведение в действие элемента машины не приводило к механической опасности;

b) ограничение массы и/или скорости перемещаемых элементов с целью уменьшения их кинетической энергии;

c) ограничение эмиссий за счет соответствующего воздействия на их источники:

1) меры по снижению шума, создаваемого источником (ISO/TR 11688-1 [12]);

2) меры по снижению вибрации, создаваемой источником, такие как балансировка и изменение параметров процесса, например частоты и/или амплитуды перемещений (для переносных машин и машин, управляемых вручную (см. CR 1030-1 [44]);

3) меры по снижению эмиссии опасных веществ, включающие использование менее опасных веществ или использование технологических процессов, уменьшающих выделение пыли (например, гранулы вместо порошков, фрезерование вместо шлифовки);

4) меры по снижению излучений (например, отказ от применения источников опасных излучений; ограничение мощности источников опасных излучений до минимального уровня, достаточного для нормального функционирования машины, а также проектирование источников излучения таким образом, чтобы пучок лучей концентрировался на заданной мишени; увеличение расстояния между источником излучения и оператором или дистанционное управление машиной). Меры по снижению эмиссии неионизирующего излучения см. в 6.3.4.5, а также в EN 12198-1 [47] и EN 12198-3 [48]).

6.2.3 Общие технические сведения о конструкции машины

Такие общие технические сведения могут быть получены из нормативно-технических документов, на основе которых разрабатывается конструкция машины (стандартов, норм и правил конструирования, правил расчета и т.п.), они должны использоваться для:

a) защиты от повышенных механических усилий, например, путем: