Статус документа
Статус документа

    
     ГОСТ Р 55834-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

Экологическая политика предприятия

Resources saving. Requirements to documentation by production of products. Environmental police of organization



ОКС 13.030.01

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1771-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)     

Введение


В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента (на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии ГОСТ Р ИСО 9000), безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе BS EN 16001:2009* "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению").

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Требования по охране окружающей среды на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества, реже - в самостоятельной экологической политике или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают сохранение и защиту окружающей среды от негативного влияния хозяйственной деятельности.

Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.

Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее обращаются преимущественно те природопользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.

В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели. Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего законодательства, в том числе и международного. В частности, не должно предусматриваться финансирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Игнорируются требования законодательства о платности природопользования, о введении специального экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода компенсация за вред, причиненный окружающей среде. Таким образом, принцип "загрязнитель платит", введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.

Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях природоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом значительных инвестиций.

Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов. В последние десятилетия управленческая наука стала все теснее соприкасаться с такими специальными областями знания, как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной психологии и социологии. В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология, что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.

У человека, незнакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть вопрос: почему экология попала в этот список? Казалось бы, это сугубо добровольное дело, вопрос сознательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводителя. В реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы: без соблюдения ее правил любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы отечественного авто- и авиастроения. Например, сертифицированные в России самолеты не соответствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г. На рынке экологической сертификации превалируют иностранные компании, а со вступлением России в ВТО их будет еще больше.

Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для российских фирм может стать кредитование в западных банках. Но перед получением любого значительного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме. На сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации производства и инвестирования в экологический менеджмент.

Таким образом, возникает острая необходимость в том, чтобы каждый конкретный природопользователь формулировал свой подход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное место в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.

Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обоснованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмента как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природоохранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавших свою экологическую политику стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоохранной деятельности.

К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкивается с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том, что составление соответствующего документа зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее разработка зачастую рассматривается как малофункциональный "придаток", и в ходе работы над ней допускаются серьезные просчеты.

Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики организации.

Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента и содержащий исчерпывающую информацию, важную для условий деятельности организаций в составе ВТО, может оказать существенную методическую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или не до конца понимает ее значение в условиях современного бизнеса.

В основу настоящего стандарта положены известные принципы учета негативных воздействий на окружающую среду (с учетом ее сохранения и защиты), а также четыре стратегические функции экологического менеджмента (три из которых, кроме ресурсной, были сформулированы в Германии): ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (гарантирующая право на благоприятное существование всех поколений), СОЦИАЛЬНАЯ (с обеспечением качества образа жизни в регионе), РЕСУРСНАЯ (связанная с уровнем жизни населения) и ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (влияющая на качество красивых, надежных и традиционно приемлемых для этноса вещей).

В соответствии с четырьмя стратегическими функциями экологического менеджмента установлены стратегические требования по экологически состоятельному обращению с отходами, социальные стратегии и риски деятельности, технологические и ресурсные стратегии деятельности.

Такая структура позволяет охватить (см. рисунок 1) в содержании настоящего стандарта все четыре блока стратегий (законодательно-экологических в Целе-Экосфере, социально-организационных в Социосфере, описательно-технологических в Техносфере, мониторинга окружающей среды в Ресурсосфере с возвращением в социосферу на предмет информирования общественности о своей деятельности), обеспечивающих в качестве "рамочных" стратегических ограничений (ГОСТ Р 51750 "Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказания услуг в технологических энергетических системах. Общие положения") при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности.

  

Рисунок 1 - Стандарт понимания: модель "ЧЕТЫРЕ ВИДА СТРАТЕГИЙ"

"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к документированию экологической политики во взаимосвязи с другими политиками организации при осуществлении экологических действий и распространяется на стадию производства в жизненном цикле изделий, продукцию и услуги с учетом этапов технологического цикла отходов, на опасные отходы в твердом и жидком состояниях.

Настоящий стандарт не распространяется на медицинские, биологические, ядерные, военные производства.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам ликвидации изделий после их использования по назначению на этапах технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования

ГОСТ Р 14.01 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования

ГОСТ Р 14.03 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация

ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента

ГОСТ Р 14.12 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции

ГОСТ Р 14.13 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения

ГОСТ Р 54003 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения

ГОСТ Р 54097 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

ГОСТ Р 54134 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов

ГОСТ Р 54135 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг

ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14001-2007* Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

_______________

* Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14001-2016.


ГОСТ Р ИСО 14004-2007** Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования

_______________     

** Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14004-2017.


Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs