Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 54147-2010

Группа Т58


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Термины и определения

Strategic and innovation management. Terms and definitions



ОКС 03.100

Дата введения 2011-09-01

     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром "ИНТЕК"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 901-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


В современном мире, в условиях динамично развивающихся в сторону глобализации торговых отношений, в условиях все более быстрых и глубоких разрывов между старыми и новыми решениями и взрывного характера проникновения в нашу жизнь новых продуктов и технологий, влекущих за собой и новые формы конкурентных отношений, необходимы и новые взаимоотношения между государством и бизнес-сообществом.

Инновации невозможны без соответствующих изменений в сознании руководителей, в применении ими соответствующих и адекватных мер совершенствования своей деятельности. Лучшего понимания того, чего мы хотим и к чему стремимся. Инновации в промышленности требуют инноваций и в менеджменте. Слово "менеджмент" все более проникает в нашу жизнь, также как и понятие "инновации". Практически они неразделимы. Необходимо внедрять перспективные инновационные механизмы менеджмента.

Инновации невозможны без оценки рисков. Необходимо отчетливо осознавать, с какими рисками предстоит столкнуться при внедрении инноваций. Этой цели и служит механизм менеджмента рисков. Важно уметь правильно соотносить доходы от инноваций с затратами на их достижение и не допускать ситуации, когда эффект от инновационной деятельности может быть сравним с возможным ущербом от неправильных и несвоевременных действий.

И поэтому сегодня одним из важнейших механизмов стратегического и инновационного менеджмента является менеджмент проектов. Любая стратегия и инновация должны начинаться с проектной деятельности. Вернее, к любой стратегии и инновации следует относиться как к проекту, который имеет сложный жизненный цикл. Невозможны инновации и без применения механизмов реинжиниринга.

Комплексы стандартов в области стратегического и инновационного менеджмента либо уже существуют, либо находятся на стадиях окончательной разработки. Разработан комплекс стандартов в области менеджмента рисков, идет активная разработка стандартов в области менеджмента проектов. В разработке находятся стандарты в области интегрированных систем менеджмента. Конечно же, начинать необходимо с терминологии.

Как никакое другое, инновационное развитие невозможно без инновационных прорывов в информационной деятельности. Необходимы механизмы и инструменты использования перспективных информационных технологий в области стратегического и инновационного менеджмента.

Важную роль играет и оценка соответствия инновационной продукции предъявляемым к ней требованиям. Необходимо использовать перспективные и наиболее объективные механизмы оценки соответствия.

Ни одна организация не может надеяться на абсолютное лидерство, если не понимает, чем завтрашний мир будет радикально отличаться от мира вчерашнего и настоящего.

Современный рынок характеризуется существенным расширением номенклатуры новых продуктов и услуг, ассортимент которых с каждым годом становится шире.

Новые технологии и продукты на их основе становятся все более и более взаимозависимыми и комбинированными. Объединяются ранее не связанные между собой технологии.

С ростом предложения продукции и слиянием технологий усиливается размывание границ между отраслями или сегментами отрасли.

Происходит быстрое устаревание информации. Информация об эволюции продукта, изменениях технологии, стратегиях конкурентов, покупательских предпочтениях, разграничениях отраслей, политических приемах и т.п. теряет свою актуальность чуть ли не мгновенно.

Усиливается взаимосвязанность участников. Все чаще возникают структуры, объединяющие предприятия и компании различных отраслей.

Наблюдается существенный рост профессионализма в организациях. Изменения в организации бизнес-процессов сопровождаются изменениями и внутри компаний. Старые способы ведения бизнеса не отвечают динамике развивающегося рынка и становятся все менее востребованными, по мере того как компании совершенствуют свои технологии, принимают на вооружение, используют и изменяют внутренние операции.

Происходит резкое увеличение разрывов между старым и новым. Новые продукты, способы производства, доставки и обслуживания, изменение взаимоотношений с партнерами и потребителями, новые способы коммуникации резко меняют характер рынка, заставляют конкурентов действовать иначе и принимать иные решения. Теперь прошлое и даже настоящее нельзя рассматривать как медленно разворачивающийся переход к будущему. Конкурентная борьба не только постоянна, но и демонстрирует множество резких поворотов, большинство из которых предугадать трудно, а порой и невозможно.

Все это порождает острую необходимость в развитии стратегического и инновационного менеджмента в организациях. Стратегия, используемая компанией, быстро превращается в обычную, т.е. уже не дающую конкурентных преимуществ.

Стратегический менеджмент должен решить три взаимосвязанные задачи:

- управление стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегий, обеспечивающих победу на рынке. Стратегия - это средство, с помощью которого изменяются взаимоотношения организации с партнерами и конкурентами. За счет этого она получает конкурентные преимущества;

- управление организацией: внутренние перемены организации, определяющие и ее действия на рынке, и направленность этих действий;

- реализация стратегического менеджмента: взаимодействие между стратегией (тем, что организация делает на рынке) и организационными процессами (тем, что происходит в самой организации).

Для управления стратегией деятельности на рынке важно осознавать, что конечная цель стратегии - это получение продукта, соответствующего запросам потребителей, и увеличение прибыли компании. Следовательно, стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения.

Важно уметь предвидеть изменения, создавать и использовать их в своих интересах.

Можно выделить три основные формы стратегии: инновационную, обновления и постепенного совершенствования.

Инновационная стратегия строится вокруг новых, "прорывных" продуктов или решений. Преимущество этой стратегии в том, что ею не может воспользоваться ни один конкурент.

Новизна стратегии охватывает все основные составляющие: масштаб бизнеса, его облик и цели.

Стратегия обновления является промежуточной между инновационной стратегией и стратегией постоянного совершенствования. Можно вполне обоснованно утверждать: большинство новых участников рынка используют разновидности стратегий конкурентов, а не разрабатывают по-настоящему инновационные предложения. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, расширить или изменить существующую стратегию гораздо легче на интеллектуальном и организационном уровнях.

Во-вторых, если стратегия успешная с точки зрения показателей рынка и финансовых результатов, естественно, компания стремится "остаться на этой ключевой стратегии максимально долго".

В-третьих, и личный, и организационный риск, связанный с преобразованием существующей стратегии, здесь значительно меньше, по крайней мере в краткосрочном плане.

Стратегия постепенного совершенствования предполагает постепенные небольшие изменения масштаба, облика и цели: выполнение в основном прежних операций, но в больших объемах и с незначительными изменениями используемых процессов.

В настоящем стандарте приведены термины и определения из области стратегического и инновационного менеджмента, а также связанных с ним направлений деятельности.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области стратегического и инновационного менеджмента.

В настоящий стандарт вошли термины с соответствующими определениями, которые являются основополагающими для развития стратегического и инновационного менеджмента.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

     

     3.1 Термины в области стратегического менеджмента и инновационной деятельности

3.1.1 бенч-маркинг: Изучение бизнеса других предпринимателей на основе сравнения в критических точках с целью выявления основополагающих характеристик для повышения своей конкурентоспособности.

3.1.2 бенч-маркинг в области инноваций: Изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

3.1.3 бизнес-процесс: Упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ с указанием их начала и конца.

3.1.4 реинжиниринг: Оптимизация системы организации и управления хозяйственным процессом, которая основана на принципах ориентации на весь процесс, на качественный скачок, на ликвидацию закомплексованности в бизнесе, на использование эффективных технологий информационного продукта.

3.1.5 жизненный цикл инновации: Период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя инновации.

3.1.6 инвестиции: Денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, или иные права, имеющие финансовую оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения полезного эффекта.

3.1.7 инвестор: Субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

3.1.8 стратегический менеджмент: Разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Примечание - Стратегический менеджмент является одной из функций управления и распространяется на долгосрочные цели и действия компании.

3.1.9 стратегия: Образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Примечание - Под стратегией также понимают решение задачи, заключающейся в том, как достичь стратегической цели в исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учетом возможных действий конкурентов.

3.1.10 стратегия организации: Взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам. Стратегия организации, по существу, - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

3.1.11 стратегический план: План, разрабатываемый на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы) с целью определения миссии компании, главных ориентиров ее долговременного роста, создания основы для разработки номенклатуры товаров и распределения ресурсов между подразделениями компании.

3.1.12 стратегический анализ: Инструмент стратегического менеджмента (управления), с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития.

3.1.13 стратегическая цель: Цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

3.1.14 инжиниринг: Деятельность исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации.

3.1.15 инжиниринг инноваций (engineering): Комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инноваций.

3.1.16 инициация: Деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращении идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

3.1.17 инкубатор (фирма-инкубатор): Организация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий.

3.1.18 инновационная активность: Комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

3.1.19 инновационная деятельность, процесс: Процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

3.1.20 инновационный менеджмент: Взаимосвязанный комплекс действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

3.1.21 инновационная инфраструктура: Строение (устройство) организации (учреждения), способствующее осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса.