ГОСТ Р 14.13-2007
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Ecological management. Integral impact assessment of industrials on environment during the industrial ecology control
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью ООО "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 614-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Для осуществления комплексного подхода к предотвращению и/или снижению уровня загрязнений окружающей среды необходимы как законодательные требования, так и мероприятия на уровне не только государств, но и промышленных союзов, ассоциаций, объектов хозяйственной деятельности, направленные на комплексное предотвращение и контроль интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду.
Применяемые в развитых странах различные методы контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водную среду и/или на почву, накопления отходов скорее способствуют перемещению загрязнений между разными природными средами, чем защите окружающей среды в целом.
Для более успешного и эффективного решения проблем, связанных с уменьшением интегральных воздействий загрязнений на окружающую среду, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятий, работники предприятий должны уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды, что выражается в обязательном учете и документировании всех компонентов интегрального воздействия предприятия на окружающую среду, получении разрешений на комплексное природопользование от специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, декларировании экологической политики предприятия, заполнении декларации о мерах, предпринимаемых для защиты окружающей среды, и на этой основе - подготовке и проведению сертификации производства в системе экологического менеджмента.
Работники предприятий должны быть, прежде всего, уверены в том, что на предприятии предпринимаются все необходимые меры по предотвращению или контролю загрязнения окружающей среды. С этой целью на предприятиях должно быть обеспечено принятие комплексных мер защиты от загрязнения атмосферы, водной среды и земной поверхности.
При этом предельные значения и параметры выбросов, сбросов, образования отходов и соответствующие им меры технического характера должны определяться с помощью наилучших существующих технологий, доступность которых определяет возможность их практического применения.
Информация о предпринимаемых предприятиями мерах и соответствующая документация должны доводиться до сведения специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и общественности.
В случае, если изменения, осуществляемые на объектах хозяйственной деятельности, могут вызвать рост интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду, специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды должны быть поставлены в известность о таких изменениях.
Для того чтобы общественность получала достоверную информацию об уровне экологической безопасности объектов хозяйственной деятельности и их возможном интегральном воздействии на окружающую среду, а также для обеспечения прозрачности решений, принимаемых объектом хозяйственной деятельности, общественность должна иметь свободный доступ к соответствующей информации. Для этих целей должны быть обеспечены сбор данных и широкий обмен информацией о наилучших доступных технологиях, существующих в мировой практике.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Директивы Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений".
Настоящий стандарт устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых интегральным воздействием в процессе хозяйственной деятельности предприятий (объектов хозяйственной деятельности) на окружающую среду на стадии производственного экологического контроля, включая методы предотвращения выбросов загрязнений в атмосферу, сбросов в водную среду или на почву, в тех случаях, когда это практически возможно, с учетом утилизации отходов для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды.
Настоящий стандарт распространяется на строящиеся, вводимые в эксплуатацию и действующие предприятия (по видам и объектам хозяйственной деятельности), способные оказывать существенное негативное влияние как на состояние окружающей среды, так и на предприятия (объекты хозяйственной деятельности), которые могут подвергнуться негативному воздействию.
Настоящий стандарт не распространяется на объекты хозяйственной деятельности, подведомственные оборонной и атомной промышленности.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 14.322-83 Нормирование расхода материалов. Основные положения
ГОСТ 17.8.1.01-86 Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 51897, ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 17.8.1.01, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредное вещество: Любой химический элемент и его соединения, которые при попадании в окружающую среду способны создать опасность для жизни и здоровья граждан, экосистем, флоры и фауны, в связи с чем они подлежат контролю в соответствии с международными договорами государства.
Примечание - В соответствии с положениями Директивы Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" из числа вредных веществ, на которые распространяется настоящий стандарт, исключены радиоактивные вещества и генетически модифицированные организмы.
3.2
загрязнение: Привнесение в среду или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду. [ГОСТ 30772-2001, статья 6.4] |
Примечания
1 Выявленное наличие внесенных в результате человеческой деятельности веществ, физических воздействий (вибрационных, тепловых или шумовых) в атмосфере, водной среде или почве, которое является или может быть вредным для здоровья человека или окружающей среды, способно приводить к ущербу материальных благ, ухудшать и/или затруднять использование благоприятных свойств окружающей среды, иное ее законное использование.
2 Результат прямого или опосредованного загрязнения окружающей среды характеризуется и оценивается, как правило, количественными показателями.
3.3 объект хозяйственной деятельности (объект комплексного природопользования, предприятие): Стационарный технический объект, на котором осуществляются один или несколько видов производственной деятельности, перечисленных в приложение А, на одной промышленной площадке, которые могут оказывать негативные воздействия на окружающую среду в виде выбросов, сбросов, отходов и других загрязнений.
Примечания
1 Объекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, на которые распространяется настоящий стандарт, установлены в приложении Б.
2 Несколько технических объектов, расположенных на одной площадке, считают одним объектом хозяйственной деятельности, если виды их деятельности непосредственно связаны друг с другом или если эти технические объекты связаны с одним и тем же технологическим процессом на одной и той же площадке.
3 Эксплуатируемый объект, на котором осуществляются один или более видов производственной деятельности и на который было получено природоохранное разрешение или для которого такое разрешение должно быть получено.
3.4
загрязнитель: Любой агент, имеющий природное или техногенное происхождение (прежде всего физический агент, химическое вещество и биологический вид - главным образом микроорганизмы), попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, выходящих за рамки предельных естественных колебаний или среднего природного фона и негативно влияющий на качество окружающей природной среды и здоровье человека. [ГОСТ 30772-2001, статья 6.1] |
Примечание - Загрязнителем также является любой объект, в первую очередь организация или субъект хозяйственной деятельности, служащие источниками загрязнения окружающей среды.
3.5
выброс: Газопылевые вещества, подлежащие выводу (выбросу в атмосферу) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.18] |
Примечание - Прямой или опосредованный выпуск в воздушную среду газообразных, пылевых веществ после очистки, вибраций, теплового или шумового воздействий из точечных или рассеянных источников, связанных с объектом хозяйственной деятельности.
3.6 предельно допустимый выброс/сброс; ПДВ/ПДС: Показатель, определяющий концентрацию или массу загрязняющего вещества, которое допускается выбрасывать или сбрасывать в окружающую среду в определенный период времени или на единицу продукции с определенной установки.
Примечания
1 Масса загрязняющего вещества должна быть выражена определенными параметрами, концентрацией и/или уровнем выброса/сброса, которые не должны быть превышены в течение одного или нескольких периодов времени.
2 Предельно допустимые значения выбросов/сбросов могут быть также установлены для определенных групп, семейств или категорий веществ, особенно тех, которые указаны в приложении В.
3 Предельно допустимые значения выбросов/сбросов для веществ обычно определяют в той точке, где выбросы покидают объект, при этом эффект разбавления/рассеивания вещества не учитывают.
3.7 стандарт качества окружающей среды: Документ, содержащий нормы, установленные на локальном, региональном или федеральном уровнях оценивания в соответствии с усредненными физическими, химическими, биологическими и иными показателями состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается ее необходимая чистота.
3.8 специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды (компетентный орган): Исполнительный орган государственной власти, наделенный полномочиями в области охраны окружающей среды, включая координацию деятельности других государственных органов и соответствующих уполномоченных территориальных органов местного самоуправления.
3.9 разрешение: Документ, содержащий письменное подтверждение положительного решения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и/или его территориального органа (отделения), санкционирующего эксплуатацию всего объекта хозяйственной деятельности или его части при соблюдении определенных условий, обеспечивающих соответствие объекта требованиям настоящего стандарта и действующего законодательства.
Примечания
1 Разрешение может распространяться как на один, так и на несколько объектов или частей объектов, находящихся в одном и том же месте и эксплуатируемых в одних и тех же режимах функционирования.
2 Под разрешениями понимают следующие разрешительные документы, выдаваемые в Российской Федерации уполномоченными на это органами исполнительной власти:
- лимиты размещения отходов;
- лимиты временно согласованного сброса веществ в поверхностные сточные воды;
- проект нормативов ПДС (предельно допустимых сбросов) веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
- разрешение на сброс загрязняющих веществ в природную среду со сточными, ливневыми, дренажными, фильтрационными водами;
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения и др.
3.10 изменение условий эксплуатации объекта хозяйственной деятельности: Модернизация и/или реконструкция объекта хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на жизнь и здоровье граждан и/или окружающую среду.
3.11 существенное изменение: Изменение условий эксплуатации объекта, которое, по мнению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды, может оказать значительное негативное воздействие на здоровье людей или окружающую среду.