Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55496-2013 Моторвагонный подвижной состав. Методика динамико-прочностных испытаний

Приложение В
(обязательное)

     
Методика проведения испытаний по определению первой собственной частоты изгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости при максимальной загрузке вагона

В.1 Вагоны, подлежащие испытаниям

В.1.1 Головной вагон

При наличии в составе МВПС двух головных вагонов с различной конструкцией кузова или с различными массами вагона в состоянии брутто испытаниям подлежит головной вагон с кузовом, имеющим наименьшее расчетное значение показателя .

В.1.2 В МВПС, состоящем из двух головных и одного неголовного вагона, испытаниям подлежат один из головных вагонов (с учетом указанного в В.1.1) и неголовной вагон.

В.1.3 В МВПС, в составе которого имеются несколько типов неголовных вагонов, испытаниям подлежит неголовной вагон с кузовом, имеющим наименьшее расчетное значение показателя .

Примечание - Источником расчетных значений показателей для различных вагонов МВПС являются расчеты собственных частот и форм колебаний кузовов, представляемые в ИЦ изготовителем.

В.2 Метод и условия проведения испытаний

Показатель определяют на основании анализа динамических процессов, зарегистрированных первичными преобразователями, установленными на кузове вагона, при возбуждении собственных изгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости. Возбуждение собственных колебаний кузова производят вибрационным или ударным способами, т.е. с использованием вибраторов, с реализацией удара по кузову (например, по типу испытаний на соударение, выполняемого с подпором объекта испытаний), сбросом вагона с клиньев (см. В.4.4) и др.

При применении для возбуждения собственных колебаний кузова сброса вагона с клиньев (см. В.4.4) длина прямого участка пути, на котором проводят испытания, должна быть такой, чтобы по окончании сброса (включая затормаживание) вагон (МВПС) оставался на прямом участке пути.

Испытания по определению показателя проводят на полностью укомплектованном (оборудованном) вагоне после его загрузки мерным грузом, имитирующим вес пассажиров при максимальной населенности.

Испытания проводят в климатических условиях по 7.2.

В.3 Средства испытаний

Для определения показателя используют следующие средства измерений:

- первичные преобразователи - акселерометры (датчики ускорений, вибропреобразователи и т.п.), датчики деформаций (тензорезисторы), датчики перемещений и др.;

- вторичные преобразователи - усилители измерительные.

Средства измерений должны соответствовать 7.3.

Измерительные каналы, состоящие из первичных и вторичных преобразователей и коммутационных линий, должны обеспечивать погрешность измерений не более 10%.

Регистрацию динамических процессов выполняют с помощью персонального компьютера.

В.4 Порядок проведения испытаний

В.4.1 Выполняют загрузку вагона мерным грузом, имитирующим вес пассажиров при максимальной населенности и обслуживающего персонала, в соответствии с планом загрузки (см. А.2.7).

В.4.2 Кузов оборудуют первичными преобразователями, устанавливаемыми с правой и левой сторон кузова по его длине. При наличии тяжелого (массой более 500 кг) подвесного оборудования на нем также устанавливают первичные преобразователи для анализа частот колебаний кузова. Датчики устанавливают непосредственно на несущие элементы кузова (как правило, на элементы рамы кузова). Расстановку датчиков фиксируют в журнале испытаний.

В.4.3  Проводят коммутацию всех составляющих измерительного канала. В журнале испытаний фиксируют расстановку первичных преобразователей по каналам вторичного преобразователя.

В.4.4 В зависимости от применяемого способа возбуждений колебаний кузова в вертикальной плоскости (см. В.2) выполняют соответствующие работы (действия).

При сбросе вагона с клиньев выполняют следующее:

- испытываемый вагон (МВПС) размещают на прямом участке пути;

- под все колеса испытываемого вагона подкладывают специальные металлические клинья;

Примечание - Специальный клин имеет наклонный участок, по которому вагон въезжает на него, и прямой участок, с которого происходит сброс вагона на рельсы, а также реборду, располагаемую на одной стороне клина и предназначенную для его фиксации на рельсе.