18.1 Машины должны быть сконструированы так, чтобы возможность их возгорания и механического повреждения, влияющих на безопасность, или опасность поражения электрическим током в результате ненормальной работы была сведена к минимуму.
Плавкие предохранители, тепловые выключатели, устройства защиты от перегрузок или аналогичные им, встроенные в машину, можно использовать для обеспечения необходимой защиты. Соответствие требованию проверяют испытаниями по 18.2-18.9.
18.2 Машины с нагревательными элементами подвергают испытаниям по 18.3 и 18.4. Кроме того, машины, оснащенные устройствами, ограничивающими температуру в процессе испытаний по разделу 12, если на них не распространяются требования стандартов на машины конкретных видов, подвергают испытаниям по 18.5, а где это применимо, - испытаниям по 18.6.
Каждый раз имитируют только одно ненормальное условие. Если к одной и той же машине применимо более чем одно испытание, то это испытание выполняют последовательно.
Если нет других указаний, испытания проводят до срабатывания выключателя без самовозврата или до достижения установившегося состояния. Если во время испытаний нагревательный элемент или преднамеренно ослабленная часть постоянно разрывает цепь, то данное испытание повторяют на втором образце. Испытание второго образца должно быть в пределах вышеизложенного, если нет других указаний. Результат этого испытания должен быть удовлетворительным.
Преднамеренно ослабленная часть - часть, предназначенная для разрушения в условиях ненормальной работы, для предотвращения возникновения условий, которые могут повлиять на соответствие требованиям настоящего стандарта. Такой частью может быть заменяемый элемент, например резистор, конденсатор или термозвено, или часть элемента, которая должна быть заменена, как, например, недоступный тепловой выключатель без самовозврата, встроенный в двигатель.
18.3 Машины с нагревательными элементами испытывают в условиях, указанных в разделе 12, но с ограниченным теплорассеянием. Напряжение питания, определенное перед испытанием, должно быть таким, чтобы обеспечивалась потребляемая мощность, равная 0,85 номинальной потребляемой мощности при нормальной работе при достижении установившегося состояния. Это напряжение поддерживают в течение всего испытания.
До проведения испытания по 18.4 машина должна остыть примерно до комнатной температуры.
18.4 Испытание по 18.3 повторяют, но при этом напряжение питания, значение которого определяют перед испытанием, должно быть таким, чтобы потребляемая мощность составила 1,24 номинальной потребляемой мощности при нормальной работе и достижении установившегося состояния. Это напряжение поддерживают в течение всего испытания.
18.5 Машину испытывают в условиях, указанных в разделе 12, при нормальной работе, при напряжении питания, при котором потребляемая мощность составляет 1,15 номинальной потребляемой мощности, но с каким-либо регулирующим устройством, ограничивающим температуру в течение испытаний по разделу 12, которое должно быть замкнуто накоротко.
Если машина оснащена несколькими регулирующими устройствами, то их замыкают накоротко поочередно.
18.6 Если при испытаниях по 18.5 отключают все полюса машин класса I с встроенными нагревательными элементами с трубчатой оболочкой, но не предназначенных для постоянного подключения к стационарной проводке, то испытания по 18.5 повторяют, при этом устройства регулирования ограничения температуры во время испытания по разделу 12 не замыкают накоротко, а один конец нагревательного элемента подсоединяют к земле. Испытание машины повторяют, изменив полярность источника питания и подключив к земле другой конец нагревательного элемента.
18.7 Испытания машин, предназначенных для резания, проводят без пильных дисков, абразивных кругов и т.п.
Машины с встроенным коллекторным двигателем должны работать при напряжении, равном 1,3 номинального напряжения или верхнего предела диапазона напряжения, в течение 1 мин на холостом ходу.
После испытаний по 18.2-18.7 не должна быть нарушена безопасность машины, в частности обмотки и соединения не должны быть ослаблены. После проведения этих испытаний машину не следует использовать в дальнейшем.
18.8 Следующие категории машин, имеющие асинхронный двигатель и характеризуемые тем, что они:
a) имеют пусковой момент меньше крутящего момента при полной нагрузке или
b) запускаются вручную, или
c) имеют движущиеся части, которые склонны к заклиниванию и которые можно остановить рукой с включенным при этом двигателем, -
включают в холодном состоянии на номинальное напряжение или на верхний предел диапазона номинальных напряжений, заблокировав движущиеся части в течение:
- 30 с - для машин, удерживаемых в руках во время работы;
- 5 мин - для машин, не предназначенных для работы без надзора.
По истечении указанного периода испытания или в момент срабатывания плавких предохранителей, тепловых выключателей, защитных устройств двигателя и т.п. значение температуры обмоток не должно превышать значений, указанных в таблице 3.
Таблица 3 - Максимальная температура обмоток
Защита обмоток | Предельная температура, °С | |||||||
Класс изоляции | ||||||||
А | Е | В | F | Н | 200 | 220 | 250 | |
Защита внутренним импедансом (или полным собственным сопротивлением) | 150 | 165 | 175 | 190 | 210 | 230 | 250 | 280 |
Защита защитными устройствами, срабатывающими во время испытаний | 200 | 215 | 225 | 240 | 260 | 280 | 300 | 330 |
18.9 Пуск машин, имеющих асинхронный двигатель, должен быть проведен в холодном состоянии: