Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.3.007-2011



ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

НОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОКРЫТИЙ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ЗАО "Союздорнии" (Закрытое Акционерное общество "Дорожный научно-исследовательский институт "Союздорнии")

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ____________ N ___*

________________

* См. ярлык "Примечания".

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     

     1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на органические вяжущие материалы (ОВМ), предназначенные в качестве материала, для дорожного строительства России при устройстве покрытий, реконструкции и ремонте дорог, мостов и аэродромов.

Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает нормирование показателей свойств ОВМ, применяемых для устройства верхних слоев покрытий, поверхностных обработок, трещинопрерывающих прослоек, слоев усиления в зависимости от климатических условий района эксплуатации и условий движения автомобилей.

     

     2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88) Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 6617-76 Битумы нефтяные строительные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-74* - Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 11507-78, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия

ГОСТ 22245-90 с изм.1 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ОДН 218.010-98 Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ

ОДМ 218.2.001-2007 Метод определения трещиностойкости полимерасфальтобетона при отрицательных температурах.

ОДМ 218.2.003-2007 Рекомендации по использованию полимерно-битумных вяжущих материалов на основе блоксополимеров типа СБС при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

СНиП 23-01-99 Строительная климатология

ТУ 38.40327-98* Термоэластопласты бутадиенстирольные ДСТ-30Р, ДСТ-РМ. Технические условия

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

ТУ 0257-003-35475596-96 Присадки адгезионные дорожные "Амдор". Технические условия

ТУ 0257-012-33452160-2005 Присадка адгезионная "Техпрогресс-1". Технические условия

ТУ 0258-113-00151807-2002 Сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. Технические условия

ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд

ОДН 218.1.052-2002 Оценка прочности нежестких дорожных одежд

СП 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления

     

     3 Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1 органические вяжущие материалы (ОВМ): Битумы, полимерно-битумные вяжущие.

3.2 полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Вяжущее, полученное введением блоксополимера типа СБС, пластификатора и ПАВ в вязкие дорожные битумы.

3.3 эластичность: Способность к большим обратимым деформациям в широком диапазоне температур.

3.4 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.5 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с полимерно-битумным вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.6 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.7 полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь.

3.8 теплостойкость: Устойчивость материала к образованию и накоплению необратимых (остаточных) деформаций под действием высоких эксплуатационных температур и нагрузки, возникающей от автомобилей.

3.9 трещиностойкость: Устойчивость материала к образованию трещин при отрицательных температурах и деформаций, возникающих при движении автомобилей.

3.10 трещинопрерывающая прослойка-подгрунтовка: Сплошной слой из специальных материалов под верхним слоем покрытия для склеивания его с нижележащим слоем и исключения образования отраженных трещин на покрытии.

3.11 поверхностная обработка: Слой, состоящий из высокопрочных труднополируемых каменных материалов, приклеенный с помощью ОВМ требуемого качества к верхнему слою покрытия.

3.12 дорожная одежда: Многослойное искусственное сооружение, ограниченное проезжей частью автомобильной дороги, состоящее из дорожного покрытия, слоев основания и подстилающего слоя, воспринимающее многократно повторяющиеся воздействия транспортных средств и погодно-климатических факторов и обеспечивающее передачу транспортной нагрузки на верхнюю часть земляного полотна.

3.13 прочность (несущая способность) дорожной конструкции: Свойство, характеризующее способность дорожной конструкции воспринимать воздействие движущихся транспортных средств и погодно-климатических факторов.

З.14 надежность дорожной одежды: Вероятность безотказной работы дорожной одежды в пределах расчетного (нормативного) межремонтного срока службы.

3.15 слои усиления дорожной одежды: Конструктивные слои, необходимые для обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды, выполняемые перед устройством покрытия в процессе ремонта или реконструкции автомобильной дороги.

3.16 нагрузка расчетная: Устанавливаемая нормами расчетная нагрузка, на которую рассчитывают сооружение, принимая ее равной произведению нормативной нагрузки на коэффициент надежности (перегрузки).

3.17 полимерно-битумная композиция (ПБК): Вяжущее, полученное на основе битумов марок БН 70/30 или БНД 40/60 введением блоксополимеров типа СБС в количестве 1,5%; 2,8% и 3,5%.

     

     4 Общие положения

4.1 Существенные ежегодные убытки России, связанные с недостаточной сетью автомобильных дорог, затратами на малоэффективные ремонты и неудовлетворительным качеством дорог, ограничивающим скорость перемещения грузов, обусловливают настоятельную необходимость разработки и скорейшего внедрения комплексных решений, которые позволили бы гарантировать увеличение сроков службы бездефектной работы покрытий как на вновь построенных, так и на реконструированных и отремонтированных дорогах.

4.2 Комплексное решение, позволяющее в два-три раза повысить межремонтные сроки службы бездефектной работы дорожных, мостовых и аэродромных покрытий при условии обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды и работоспособного водоотвода, заключается в проведении следующих мероприятий:

- для устройства верхнего слоя покрытия и поверхностной обработки, устраиваемых одновременно, рекомендуется применять органические вяжущие материалы (ОВМ), удовлетворяющие требованиям, которые продиктованы климатическими условиями, условиями движения автомобилей в районе эксплуатации покрытия и не противоречащие требованиям действующих государственных стандартов;

- в целях исключения образования отраженных трещин на покрытиях подгрунтовка под верхним слоем покрытия должна выполнять роль трещинопрерывающей прослойки в течение межремонтного срока службы покрытия;

- в целях минимизации стоимости производства работ в процессе ремонта и реконструкции дорожной одежды, в частности, снижения толщины верхнего слоя до минимально возможной, но не менее 5 см, рекомендуется устраивать слой усиления, необходимый для обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды, выполняемый из смесей на основе высоковязких ОВМ, характеризуемых высоким расчетным модулем упругости.

4.3 Поверхностная обработка, возобновляемая каждые 5 лет, предназначена, в первую очередь, для обеспечения требуемой безопасности движения автомобилей, а также для значительного повышения сроков службы верхнего слоя покрытия за счет исключения его износа и проникания в материал покрытия и в другие конструктивные слои дорожной одежды атмосферных осадков, а также агрессивных жидкостей.

4.4 Для обеспечения требуемой работоспособности трещинопрерывающей прослойки-подгрунтовки необходимо, чтобы после уплотнения смеси, используемой для устройства верхнего слоя покрытия, между ним и нижним слоем сохранялась прослойка толщиной от 1,5 до 2,0 мм, то есть необходимо исключить или резко уменьшить диффузию материала прослойки в горячую смесь за счет распределения по ее поверхности щебня или песка.

4.5 Качество ОВМ для каждого из рассматриваемых конструктивных слоев: верхнего слоя покрытия; слоя усиления; поверхностной обработки; трещинопрерывающей прослойки-подгрунтовки регламентируется комплексом простых, широко применяемых, апробированных показателей свойств, определяемых по стандартным методикам, на которые устанавливаются нормы, гарантирующие стабильность заданного качества ОВМ.

4.6 Существенное отличие и важная особенность предлагаемого комплекса показателей свойств - наличие технических параметров, тесно связанных как с климатическими условиями, так и с условиями движения автомобилей в разных регионах России, с одной стороны, и работоспособностью материалов рассматриваемых слоев - с другой.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs