БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ 31015-2002

Группа Ж18

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ

Технические условия

     
BITUMINOUS STONE MASTIC MIXTURES AND STONE MASTIC ASPHALT

Specifications



ОКС 93.080.20

ОКП 571840

Дата введения 2003-05-01

     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Союздорнии", Корпорацией "Трансстрой" и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

ВНЕСЕН Госстроем России

2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 октября 2002 г.

За принятие проголосовали

Наименование государства

Наименование органа государственного управления строительством

Азербайджанская Республика

Госстрой Азербайджанской Республики

Республика Армения

Министерство градостроительства Республики Армения

Республика Казахстан

Казстройкомитет Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Государственная Комиссия по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики

Республика Молдова

Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова

Российская Федерация

Госстрой России

Республика Таджикистан

Комархстрой Республики Таджикистан

Республика Узбекистан

Госкомархитектстрой Республики Узбекистан



3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 В настоящем стандарте учтены основные положения международных стандартов* ИСО [1, 2], европейского стандарта pr EN 13108-6 [3], финских норм на асфальт 2000 [4] и немецких технических указаний ZTV Asphalt-StB 02 [5]

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 2003 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. N 33


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.

Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки


Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

     4 Основные параметры и виды


Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее - асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

ЩМА-20

-

с

наибольшим

размером

зерен

до

20 мм;

ЩМА-15

-

"

"

"

"

"

15 мм;

ЩМА-10

-

"

"

"

"

"

10 мм.

 

     5 Технические требования

5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.

5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.


Таблица 1


В процентах по массе

Вид смесей и асфальтобетонов

Размер зерен, мм, мельче

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

ЩМА-10

-

-

100-90

40-30

29-19

26-16

22-13

20-11

17-10

15-10

ЩМА-15

-

100-90

60-40

35-25

28-18

25-15

22-12

20-10

16-9

14-9

ЩМА-20

100-90

70-50

42-25

30-20

25-15

24-13

21-11

19-9

15-8

13-8

Примечание - При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом.



5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Значение показателя для дорожно-климатических зон

I

II, III

IV, V

Пористость минеральной части,%

От 15 до 19

От 15 до 19

От 15 до 19

Остаточная пористость,%

От 1,5 до 4,0

От 1,5 до 4,5

От 2,0 до 4,5

Водонасыщение,% по объему:

образцов, отформованных из смесей

От 1,0 до 3,5

От 1,0 до 4,0

От 1,5 до 4,0

вырубок и кернов готового покрытия, не более

3,0

3,5

4,0

Предел прочности при сжатии, МПа, не менее:

при температуре 20 °С

2,0

2,2

2,5

при температуре 50 °С

0,60

0,65

0,70

Сдвигоустойчивость:

коэффициент внутреннего трения, не менее

0,92

0,93

0,94

сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее

0,16

0,18

0,20

Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, МПа:

не менее

2,0

2,5

3,0

не более

5,5

6,0

6,5

Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее

0,90

0,85

0,75

Примечания

1 Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине.

2 При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге и предела прочности на растяжение при расколе на 20%.

3 При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25%.



5.4 Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси.

5.5 Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки - выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с приложением В по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07% до 0,15% по массе.

5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, который должен быть не более 0,18.

5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.


Таблица 3

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

Температура, °С

при отгрузке

при укладке, не менее

От 40 до 60 включ.

От 160 до 175

150

Св. 60 до 90 включ.

От 155 до 170

145

Св. 90 до 130 включ.

От 150 до 165

140

Св. 130 до 200

От 140 до 160

135



5.8 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов () в применяемых материалах [6] используют при: