ГОСТ 31015-2002
Группа Ж18
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ
Технические условия
BITUMINOUS STONE MASTIC MIXTURES AND STONE MASTIC ASPHALT
Specifications
ОКС 93.080.20
ОКП 571840
Дата введения 2003-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Союздорнии", Корпорацией "Трансстрой" и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 октября 2002 г.
За принятие проголосовали
Наименование государства | Наименование органа государственного управления строительством |
Азербайджанская Республика | Госстрой Азербайджанской Республики |
Республика Армения | Министерство градостроительства Республики Армения |
Республика Казахстан | Казстройкомитет Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Государственная Комиссия по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики |
Республика Молдова | Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова |
Российская Федерация | Госстрой России |
Республика Таджикистан | Комархстрой Республики Таджикистан |
Республика Узбекистан | Госкомархитектстрой Республики Узбекистан |
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 В настоящем стандарте учтены основные положения международных стандартов* ИСО [1, 2], европейского стандарта pr EN 13108-6 [3], финских норм на асфальт 2000 [4] и немецких технических указаний ZTV Asphalt-StB 02 [5]
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 2003 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. N 33
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.
Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.
Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее - асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
ЩМА-20 | - | с | наибольшим | размером | зерен | до | 20 мм; | |||
ЩМА-15 | - | " | " | " | " | " | 15 мм; | |||
ЩМА-10 | - | " | " | " | " | " | 10 мм. |
5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
В процентах по массе
Вид смесей и асфальтобетонов | Размер зерен, мм, мельче | |||||||||
20 | 15 | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | |
ЩМА-10 | - | - | 100-90 | 40-30 | 29-19 | 26-16 | 22-13 | 20-11 | 17-10 | 15-10 |
ЩМА-15 | - | 100-90 | 60-40 | 35-25 | 28-18 | 25-15 | 22-12 | 20-10 | 16-9 | 14-9 |
ЩМА-20 | 100-90 | 70-50 | 42-25 | 30-20 | 25-15 | 24-13 | 21-11 | 19-9 | 15-8 | 13-8 |
Примечание - При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом. |
5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | Значение показателя для дорожно-климатических зон | ||
I | II, III | IV, V | |
Пористость минеральной части,% | От 15 до 19 | От 15 до 19 | От 15 до 19 |
Остаточная пористость,% | От 1,5 до 4,0 | От 1,5 до 4,5 | От 2,0 до 4,5 |
Водонасыщение,% по объему: | |||
образцов, отформованных из смесей | От 1,0 до 3,5 | От 1,0 до 4,0 | От 1,5 до 4,0 |
вырубок и кернов готового покрытия, не более | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее: | |||
при температуре 20 °С | 2,0 | 2,2 | 2,5 |
при температуре 50 °С | 0,60 | 0,65 | 0,70 |
Сдвигоустойчивость: | |||
коэффициент внутреннего трения, не менее | 0,92 | 0,93 | 0,94 |
сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее | 0,16 | 0,18 | 0,20 |
Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, МПа: | |||
не менее | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
не более | 5,5 | 6,0 | 6,5 |
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее | 0,90 | 0,85 | 0,75 |
Примечания 1 Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине. 2 При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге и предела прочности на растяжение при расколе на 20%. 3 При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25%. |
5.4 Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси.
5.5 Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки - выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с приложением В по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07% до 0,15% по массе.
5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, который должен быть не более 0,18.
5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С | Температура, °С | |
при отгрузке | при укладке, не менее | |
От 40 до 60 включ. | От 160 до 175 | 150 |
Св. 60 до 90 включ. | От 155 до 170 | 145 |
Св. 90 до 130 включ. | От 150 до 165 | 140 |
Св. 130 до 200 | От 140 до 160 | 135 |
5.8 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов () в применяемых материалах [6] используют при: