ГОСТ Р 54260-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Стандартное руководство по использованию топлива, полученного из отходов шин
Resources saving. Waste management. Standard practice for use of scrap tire-derived fuel
ОКС 01.040.13;
01.040.83;
83.160.01
ОКП 25 000;
25 1110 2;
25 1133 8
ОКСТУ 0004;
0090
Дата введения 2012-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 декабря 2010 г. N 1062-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту АСТМ Д 6700:2001* "Стандартное руководство по использованию топлива, полученного из отходов шин" (ASTM D 6700:2001 "Standard practice for use of scrap tire-derived fuel"). При этом:
- дополнительные слова (фразы, показатели, ссылки), включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены полужирным курсивом**, а объяснения причин их включения приведены в сносках;
- вместо ссылок на международные стандарты приведены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации, которые распространяются на тот же объект и аспект стандартизации, но не являются гармонизированными со ссылочными международными стандартами;
- в него не включены сноски в разделах 2, 3, библиография и таблица 5, носящие справочный характер и не действующие в Российской Федерации.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" и таблице ДА.1 приложения ДА приводятся обычным шрифтом, в разделе "Нормативные ссылки" - курсивом, остальные по тексту документа выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководство по переработке отходов автомобильных шин в материалы, представляющие ценность в качестве топлива. Процесс преобразования цельных шин в измельченные отходы осуществляется для использования в качестве топлива продукта под названием "топливо, получаемое из шин (ТПШ)". Подобная практика утилизации превратилась из новаторской идеи начала 80-х гг. ХХ века в концепцию, доказавшую свою надежность.
1.2 Имеется большое количество оборудования, спроектированного для сжигания таких видов твердого топлива, как уголь или древесина. Во многих из этих устройств в настоящее время используют ТПШ, даже если они не были специально предназначены для сжигания ТПШ. Совершенно очевидно, что ТПШ имеет характеристики сгорания, схожие с другими видами твердого топлива на основе углерода. Это сходство привело к разработке методов по тестированию существующего оборудования. Успешные испытания привели к последующему принятию ТПШ в качестве дополнительного топлива, смешиваемого с обычным топливом в существующих устройствах сжигания. Изменения, требуемые для модификации соответствующего оборудования при использовании ТПШ, являются незначительными либо вообще не требуются. Вопросы надлежащего применения и спецификации оборудования имеют решающее значение для успешного использования этого альтернативного энергетического ресурса.
1.3 В настоящем руководстве объясняется, как использовать ТПШ, когда оно смешивается с обычно используемыми видами топлива и сжигается в нормальных условиях эксплуатации. Сжигание цельной шины для рекуперации энергии не обсуждается в настоящем руководстве, так как использование цельной шины не требует обработки шины до получения топлива с определенными характеристиками.
1.4 В настоящем стандарте не рассматриваются все проблемы безопасности, связанные с его использованием, если таковые имеются. Создание соответствующего уровня безопасности, качества медицинских услуг и определение применимости нормативных ограничений находятся под ответственностью пользователя данного стандарта до его использования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ 147-95 (ИСО 1928-76) Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
ГОСТ 2059-95 (ИСО 351-96) Топливо твердое минеральное. Метод определения общей серы сжиганием при высокой температуре
ГОСТ 2093-82 Топливо твердое. Ситовый метод определения гранулометрического состава
ГОСТ 2408.1-95 (ИСО 625-96) Топливо твердое. Методы определения углерода и водорода
ГОСТ 6382-2001 (ИСО 562-98, ИСО 5071.1-97) Топливо твердое минеральное. Методы определения выхода летучих веществ
ГОСТ 8606-93 (ИСО 334-92) Топливо твердое минеральное. Определение общей серы. Метод Эшка
ГОСТ 9326-2002 (ИСО 587-97) Топливо твердое минеральное. Методы определения хлора
ГОСТ 11014-2001 Угли бурые, каменные, антрацит и горючие сланцы. Ускоренные методы определения влаги
ГОСТ 11022-95 (ИСО 1171-97) Топливо твердое минеральное. Методы определения зольности
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22374, ГОСТ Р 54098, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Общие определения
3.1.1 всесезонные радиальные шины (all season radial): Шоссейные шины, предназначенные для погодных условий всех сезонов года.
3.1.2 измененная шина (altered tire): Изношенная шина, которая изменилась до такого состояния, что больше не может удерживать воздух, не обладает водоотталкивающими свойствами или не может использоваться транспортным средством.
3.1.3 анализ (analysis): Деятельность для определения приблизительных и окончательных данных анализа топливной ценности (калорийности) и технических требований к размеру частиц ТДШ.
3.1.4 борт покрышки (bead): Анкерная жесткая часть покрышки шины, прилегающая к ободу колеса. Борт покрышки изготовлен из скрученной высокопрочной стальной проволоки.
3.1.5 бортовая проволока (bead wire): Высокопрочная стальная обрезиненная проволока, которая формирует борт шины, чтобы был обеспечен плотный контакт с ободом.
3.1.6 медвежий коготь (bear claw): Острый конец бортовой проволоки, выступающий из обрезков шин.
3.1.7 брекер (belt): Комплект из ткани или проволоки, покрытой резиной, используемый для укрепления протектора шины. В радиальных шинах также позволяет ограничивать внешний (наружный) диаметр при воздействии давления и центробежной силы.
3.1.8 проволока брекера (belt wire): Высокопрочная стальная нить корда, покрытая латунью, используемая в стальных брекерах.
3.1.9 диагональные шины с перекрещивающимися нитями корда (bias ply tires): Шина, сконструированная с использованием двух или более нитей корда, которые перекрещиваются в смежных слоях посередине беговой дорожки в каркасе с углом наклона от 30° до 45° к осевой линии протектора.
3.1.10 корпус (body): Конструкция шины за исключением протектора (см. также каркас)
3.1.11 каркас (carcass): См. 3.1.12.
3.1.12 каркас (casing): Базовая конструкция шины за исключением протектора (см. 3.1.11).
3.1.13 размер измельченных обрезков (chip size): Диапазон размеров обрезков резины, получаемых в результате обработки целой шины.
3.1.14 измельченная шина (chipped tire): Классифицированная частица отходов шины, у которой есть элементарная геометрическая форма, обычно размером 2 дюйма (5,08 см) или меньше, у которой удалена большая часть бортовой проволоки. Также может называться "обрезки шины".
3.1.15 нарезанная шина (chopped tire): Изношенная шина, нарезанная на относительно крупные куски неопределенного размера.
3.1.16 классификатор (classifier): Оборудование, предназначенное для разделения кусков шины слишком большого размера и кусков шины желаемого размера.
3.1.17 горение (combustion): Химическая реакция материала за счет быстрого окисления с выделением тепла и света.
3.1.18 устройство сгорания (сжигания) (combustion unit): Любые устройства для производства или высвобождения энергии в полезных целях путем сжигания топлива, включающие, но не ограничивающиеся такими устройствами, как промышленные котлоагрегаты, котлоагрегаты, используемые для производства электроэнергии, и цементообжигательные печи.
3.1.19 коммерческая шина (commercial tire): Шина для грузовых и промышленных автомобилей.
3.1.20 соединение (compound): Смесь химических веществ, созданная в соответствии с требованиями к специфическим компонентам шин.
3.1.21 конверсированная шина (converted tire): Изношенная шина, которая была переработана в продукт, годный к употреблению, но не в качестве шины.
3.1.22 корд (cords): Нити проволоки или ткани, которые формируют слои и брекеры в шинах.
3.1.23 беспроволочный (dewired): Отсутствие выступающей (торчащей) проволоки по периметру обрезков шины. Брекер обычно остается в обрезке, но при этом он находится внутри обрезка.
3.1.24 отбракованные шины (discarded tires): Изношенные или поврежденные шины, которые были удалены с транспортного средства.
3.1.25 конечный пользователь (enduser): Объект, который использует тепло или другие формы энергии при сжигании отходов шин (для рекуперации энергии). Последнее юридическое лицо, которое использует шину, чтобы выпустить продукт или предоставить услугу, имеющую экономическую эффективность (для другого использования).
3.1.26 рекуперация энергии (energy recovery): Процесс, при котором вся шина или ее часть утилизируется в топливо, чтобы возвратить энергозатраты на изготовление шин.
3.1.27 энергетическая ценность (energy value): Значение энергетической ценности топлива, полученного из шин, измеряемое в британских тепловых единицах/фунт или калориях/грамм.
3.1.28 тканевый корд (fabric): Текстильные корды, используемые в производстве шин.
3.1.29 рыболовные крючки (fishhooks): Нити брекера или бортовой проволоки, выступающие (торчащие) из отходов шин, или отдельные части брекера или бортовой проволоки (см. также 3.1.6).
3.1.30 хлопья (fluff): Волокнистая, не резиновая, неметаллическая часть шины, которая остается после переработки отходов шины (к ним относятся хлопок, искусственный шелк, полиэстер, стекловолокно или нейлон).
3.1.31 энергетическая ценность топлива (калорийность) (fuel value): Теплотворность, измеренная в Британских тепловых единицах (Бте)/фунт или кал/г.
3.1.32 волос (hair): Нить провода корда, выступающая по периметру крошки или обрезка шины (см. 3.1.29).