Группа Д56
ИЗМЕНЕНИЕ N 1*
ГОСТ 11018-2000 "Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия"
_______________
* Государство-разработчик Россия. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2009 N 115-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2009 (ИУС N 5, 2009 год).
МКС 45.060
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 34 от 11.12.2008)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 5816
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*
________________
* Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2009-07-01.
Пункт 1.1. Первый абзац после слов "локомотивов и" дополнить словами: "Моторным колесным парам".
Раздел 2. Наименование ГОСТ 12.0.003-74. Заменить слово: "Опасные" на "Опасные и";
заменить ссылки: ГОСТ 3225-80 на ГОСТ 3225-80**; ГОСТ 10791-89 (ИСО 1005-6-82) на ГОСТ 10791-2004;
исключить ссылку на ГОСТ 19200-80 и наименование;
дополнить ссылками:
"ГОСТ 1129-93* Масло подсолнечное. Технические условия
ГОСТ 5791-81 Масло льняное техническое. Технические условия
ГОСТ 7931-76 Олифа натуральная. Технические условия
ГОСТ 30803-2002/ГОСТ Р 51175-98 Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава магистральных железных дорог. Технические условия
ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками";
дополнить сносками:
"* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52465-2005.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52366-2005".
Раздел 3. Термин "колесо (ходовое)". Определение изложить в новой редакции: "Цельная деталь или сборочная единица, состоящая из колесного центра с бандажом и закрепляющим его бандажным кольцом";
термин "несплошность" и определение исключить;
термин "формирование колесной пары". Определение изложить в новой редакции: "Технологический процесс установки методом тепловой или прессовой посадки на ось колес, зубчатого колеса и других деталей";
дополнить термином и определением:
"фреттинг-коррозия: Физико-химический процесс, разновидность коррозии металла в местах контакта плотно сжатых или катящихся одна по другой деталей, если в результате деформации их поверхностей возникают микроскопические смещения сдвига в условиях воздействия коррозионной среды, например, воздуха".
Пункт 4.1. Второй абзац. Исключить слова: "Осмотр, освидетельствование и".
Пункт 4.2. Пятый, последний абзацы. Заменить слова: "подшипников тягового двигателя" на "опорно-осевых подшипников тягового двигателя";
шестой - восьмой абзацы изложить в новой редакции:
"двух колес (ходовых):
- цельных (катаных, штампованных, кованых, литых);
- составных: колесных центров (катаных, штампованных, кованых, литых дисковых, коробчатых или спицевых, или с упругими элементами), в том числе с удлиненной ступицей, предназначенной для посадки на нее деталей, бандажей и закрепляющих их бандажных колец;".
Пункт 4.3. Последний абзац изложить в новой редакции:
"- зубчатые колеса - ГОСТ 30803";
дополнить абзацем:
"- катаные и штампованные колесные центры и другие детали колесной пары - нормативной документации (далее - НД), утвержденной в установленном порядке, и требованиям настоящего стандарта".
Подпункт 4.3.1.1. Заменить обозначение: Ra10 мкм на Ra6,3 мкм.
Подпункт 4.3.1.2. Первый абзац после слов "непостоянства диаметра" дополнить знаком сноски: **;
пункт дополнить сноской:
"** Здесь и далее допускается вместо непостоянства диаметра в поперечном сечении измерять отклонение от круглости, вместо непостоянства диаметра в продольном сечении измерять профиль продольного сечения. Допуск круглости и профиля продольного сечения должен быть 0,5 значения допуска непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении";
пятый абзац. Исключить слова: "с учетом требований 4.3.2";
дополнить абзацем (после пятого):
"- предподступичных частей под упорные кольца подшипников букс не более 0,03 мм".
Подпункт 4.3.2.3. Заменить слова: "способе" на "методе" (2 раза), "напрессовку" на "посадку".
Подпункты 4.3.2.4 (третий абзац), 4.3.2.14, пункт 7.3.11. Заменить слово: "насадки" на "посадки".
Подпункт 4.3.2.6 после слова "перед" дополнить словом: "их";
заменить слово: "напрессовка" на "посадка" (2 раза).
Подпункт 4.3.2.8 изложить в новой редакции:
"4.3.2.8 Радиусы сопряжения элементов профиля выточки бандажа под бандажное кольцо должны быть не менее 2,5 мм, радиус сопряжения посадочной поверхности и упорного бурта должен быть не менее 1,5 мм. Параметр шероховатости поверхностей выточки под бандажное кольцо и под упорный бурт должен быть Ra10 мкм. На кромках выточки под бандажное кольцо, выходящих на внутреннюю посадочную поверхность бандажа и упорного бурта с двух сторон, должны быть фаски размером 1,5 мм под углом 45°. Допускается вместо фасок кромки скруглять радиусом 2 мм".
Подпункт 4.3.2.9. Заменить ссылку: 4.2.2.4 на 4.3.2.4.
Подпункт 4.3.2.11 изложить в новой редакции:
"4.3.2.11 Колесные центры и цельные колеса должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю по ГОСТ 4491 и ГОСТ 10791".
Подпункт 4.3.2.12. Заменить слова: "конструкторской документацией (далее - КД)" на "требованиями НД".
Подпункт 4.3.2.13. Заменить слова: "свыше 100 км/ч" на "свыше 100 до 160 км/ч (до 130 км/ч - для МВПС)";
после слов "не более 12,5 кг·см" изложить в новой редакции: "Место расположения неуравновешенной массы должно быть отмечено на ободе колесного центра маркировкой цифрой "0" высотой от 8 до 10 мм".
Подпункты 4.3.2.14, 4.3.3.1 (2 раза), подразделы 5.2 и 5.3 (по всему тексту), пункт 7.3.10 (2 раза), приложение А (перечисление в) (3 раза). Заменить слово: "способ" на "метод".
Подпункт 4.3.2.15 изложить в новой редакции:
"4.3.2.15 Температура нагрева бандажа перед посадкой на обод колесного центра должна быть от 220 °С до 270 °С. Контроль температуры осуществляют приборами, позволяющими контролировать ее значение в процессе нагрева, регистрировать на сохраняемом носителе информации график изменения температуры (диаграмму нагрева) бандажа во времени, а также автоматически отключать нагреватель при превышении ее допустимого значения".
Подпункт 4.3.2.16. Заменить значение: "49·10 Н (50 тс)" на "от 44·10 до 49·10 Н (от 45 до 50 тс)";
после слов "не ниже 100 °С" изложить в новой редакции: "После обжатия бурта бандажное кольцо должно быть плотно зажато в выточке без зазора по торцу. Допускается зазор между торцами кольца не более 2 мм".
Подпункты 4.3.2.17, 4.3.2.18 изложить в новой редакции:
"4.3.2.17 Для создания мерной базы прижимной бурт бандажа после окончания обжатия должен быть обработан на длине (7±1) мм от торца до действительного наружного (посадочного) диаметра обода колесного центра с предельными отклонениями ±0,2 мм.
4.3.2.18 На наружных торцах бандажа и обода колесного центра после посадки бандажа на прямой по радиусу колеса наносят контрольные отметки для контроля проворота бандажа на колесном центре в эксплуатации. Контрольные отметки на бандаже в виде 4-5 кернов глубиной от 1,5 до 2,0 мм наносят на расстоянии от 10 до 15 мм от кромки упорного бурта бандажа и располагают на длине от 24 до 30 мм равными интервалами между кернами. Контрольную отметку на ободе колесного центра глубиной до 1,0 мм и длиной от 10 до 20 мм наносят притупленным инструментом".
Пункт 4.3.4 изложить в новой редакции:
"4.3.4 Детали и узлы колесной пары, опирающиеся на ось, ступицы колес, колесных центров или зубчатых колес с возможностью относительного вращения или (и) перемещения и требующие для их демонтажа расформирования колесной пары, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта".
Подпункты 4.3.4.1, 4.3.4.2 исключить.
Пункт 4.4.1. Четвертый абзац изложить в новой редакции:
"С - по согласованной конструкторской документации (далее - КД);".
Пункт 4.4.2 дополнить абзацем:
"Отклонения остальных размеров - по 14-му квалитету ГОСТ 30893.1".
Пункт 4.4.3 дополнить абзацем:
"Разность диаметров колес у одной колесной пары в плоскости круга катания должна быть не более 0,5 мм".
Пункт 4.4.9. Второй абзац изложить в новой редакции:
"При использовании в производстве колесных пар в качестве базы середины оси (рисунок 2, база ) допуск симметричности расстояния между внутренними торцами ободьев колес должен быть равен значению поля допуска на размер ";
дополнить абзацем:
"Толщина прижимного бурта при обточке внутренних торцев бандажей должна быть не менее 6 мм".
Пункт 4.4.10. Заменить слова: "подвергают статической балансировке" на "подвергают проверке на остаточный статический дисбаланс";
после слов "не более 25 кг·см" изложить в новой редакции: "Допускается для колесных пар значение остаточного статического дисбаланса обеспечивать при их формировании с учетом 5.1.2. Допускается проверку на остаточный статический дисбаланс колесных пар заменять проверкой на остаточный динамический дисбаланс".
Пункт 4.4.11. Первый абзац. Заменить слова: "динамической балансировке" на "проверке на остаточный динамический дисбаланс";
второй, третий абзацы. Заменить слова: "динамический дисбаланс" на "значение остаточного динамического дисбаланса";
примечание исключить.
Пункт 4.4.12 изложить в новой редакции: