ОДМ 218.2.002-2008
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И УСТАНОВКЕ
ПОЛИМЕРНЫХ ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ МОСТОВ
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 20 февраля 2008 г. N 73-р
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН: ООО "Руссербмост" (под руководством инж., к.э.н. Поспелова В.М.).
2. СОГЛАСОВАН: ОАО "Гипротрансмост", ОАО "Институт Гипростроймост", ОАО "Союздорпроект", ГП "РосдорНИИ", ОАО "Мостотрест", ГУП "Гормост".
3. ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).
4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 20 февраля 2008 года N 73-р.
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по проектированию и установке полимерных опорных частей мостов" является актом рекомендательного характера.
Настоящий ОДМ распространяется на опорные части с полимерными материалами, предназначенные для использования в условиях эксплуатации на мостовых сооружениях федеральных автомобильных дорог общего пользования при воздействии на них различных климатических факторов и агрессивной среды.
Использование опорных частей на стадии строительства как технологического приспособления допускается при разработке специального проекта.
В ОДМ приведены рекомендации по проектированию, установке, приемке в эксплуатацию, обследованию и содержанию полимерных опорных частей.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
"Защита строительных конструкций от коррозии" | |
"Мосты и трубы" | |
"Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии" | |
"Мосты и трубы" | |
"Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний" | |
"Безопасность труда в строительстве. Общие требования" | |
"Безопасность труда в строительстве. Строительное производство" | |
"Строительная климатология" | |
"Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" | |
СНиП II-7-81* | "Строительство в сейсмических зонах" |
"Резины. Методы ускоренных испытаний на стойкость к озонному и светоозонному старению" | |
"Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия" | |
"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования" | |
"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля" | |
"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору" | |
"ЕСКД. Технические условия" | |
"Резина. Определение прочности связи с металлом методом отрыва" | |
"Резина. Метод определения твердости по Шору А" | |
"Резина. Метод определения плотности" | |
"Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении" | |
"Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки" | |
________________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных. | |
"Листы и полосы медные" | |
________________ На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1173-2006. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных. | |
"Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия" | |
________________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 535-2005. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных. | |
"Сталь углеродистая качественная конструкционная. Технические условия" | |
"Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия" | |
"Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия" | |
"Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия" | |
"Резина. Метод определения температурного предела хрупкости" | |
"Смазка ЦИАТИМ-221" | |
"Фторопласт-4. Технические условия" | |
"Пластмассы. Метод испытания на растяжение" | |
"Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы)" | |
"Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия" | |
"Прокат листовой горячекатаный. Сортамент" | |
"Резина. Метод определения твердости в международных единицах" |
3.1. Настоящий ОДМ рекомендуется применять при проектировании, установке, приемке в эксплуатацию, обследовании и содержании автодорожных и городских мостовых сооружений с опорными частями, в конструкциях которых наряду со стальными деталями используются полимерные материалы: резина, фторопласт, а также композиты - металлофторопласт.
3.2. Разрешается применять в мостовых сооружениях опорные части, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ в области строительства.
3.3. Опорные части с полимерными материалами подразделяются на типы: резиновые армированные, резинофторопластовые, стаканные и сферические (шаровые сегментные).
3.4. По функциональному назначению опорные части подразделяют на:
- всесторонне-подвижные, обеспечивающие линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений во всех направлениях;
- линейно-подвижные, допускающие линейные перемещения только в одном направлении, а угловые - во всех направлениях;
- неподвижные, допускающие только угловые перемещения опорных узлов пролетных строений в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
3.5. В резиновых армированных опорных частях линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, привулканизованной к стальным арматурным листам.
В резинофторопластовых опорных частях угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, а линейные, - в основном, парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.
В стаканных опорных частях угловые перемещения опорных узлов обеспечиваются перемещениями резиновой пластины (вкладыша), уложенной в стальную обойму, а линейные - парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.
В сферических опорных частях угловые перемещения опорных узлов обеспечиваются вращением шарового сегмента при скольжении по двум плоскостям - сферической и плоской. В качестве пар скольжения используется фторопласт - полированная хромированная или нержавеющая сталь. Линейные перемещения обеспечиваются парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.
3.6. Область применения опорных частей с полимерными материалами определяют в зависимости от марки резины (см. табл.1), используемой для изготовления опорных частей или их деталей, и расчетной минусовой температуры воздуха, принимаемой по СНиП 23-01-99 и СНиП 2.05.03-84*, равной средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства с обеспеченностью:
0,92 - для бетонных и железобетонных конструкций;
0,98 - для стальных конструкций и стальных частей сталежелезобетонных конструкций.
Таблица 1
Расчетные температуры для используемых марок резин, °С
Область применения | Марка резины | ||
НО-68-1 | ИРП-1347-1 | РСМ-3Л | |
Автодорожные и городские мостовые сооружения | -40 | -55 | -50 |
Резиновые армированные опорные части применяют при величине опорных реакций до 12 МН преимущественно в разрезных, а также неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях; резинофторопластовые - в неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях, когда резиновые опорные части не обеспечивают требуемых линейных перемещений опорных узлов пролетных строений.
Стаканные и сферические опорные части применяют преимущественно в разрезных, неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях при величинах опорных реакций 130 МН.
3.7. Запроектированную конструкцию опорных частей рекомендуется представлять как устройство (механизм), совокупность элементов которого в зависимости от функционального назначения обеспечивает беспрепятственные перемещения и повороты опорных узлов пролетных строений.
3.8. Конструкцию опорных частей и материалы для изготовления рекомендуется назначать, исходя из района строительства; величины усилий и воздействий, передающихся на опорную часть; обеспечения расчетных линейных и угловых перемещений опорных узлов пролетных строений.
Прогнозируемый срок службы опорных частей - не менее срока службы пролетного строения.
3.9. Опорные части с полимерными материалами рекомендуется изготовлять по соответствующим Техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
3.10. При проектировании опорных частей с полимерными материалами рекомендуется предусматривать возможность их замены.
4.1. Расположение опорных частей
4.1.1. Опорные части располагают горизонтально на подферменниках в соответствии с рабочим чертежом, на котором рекомендуется показывать план расположения опорных частей. В проекте также необходимо обеспечить учет температуры наружного воздуха в момент установки и замыкания пролетного строения.
4.1.2. Положение балочных пролетных строений в плане следует фиксировать постановкой необходимого количества неподвижных и односторонне линейно-подвижных опорных частей.
4.1.3. Пролетные строения балочных систем опирают на опорные части, обеспечивающие всесторонние угловые перемещения опорных узлов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Применение данных опорных частей по концевым опорным сечениям косых и криволинейных в плане пролетных строений является обязательным.
4.1.4. Для криволинейных в плане балочных пролетных строений предусматривают полюсно-лучевое или тангенциальное расположение опорных частей (рис.1).