ГОСТ Р 52408-2005
(ИСО 8178-2:1996)

Группа Г84

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Двигатели внутреннего сгорания поршневые

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Часть 2

Измерения в условиях эксплуатации

Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission.
Part 2. Measurement of exhaust emission at site



ОКС 27.020

ОКП 31 2000

Дата введения 2007-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

     

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2005 г. N 319-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 8178-2:1996 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 2. Измерения газообразных выбросов и твердых частиц в условиях эксплуатации" (ISO 8178-2:1996 "Reciprocating internal combustion engines - Exhaust emission measurement - Part 2: Measurement of gaseous and particulate exhaust emissions at site") путем внесения технических отклонений с приведением соответствующих объяснений во введении к настоящему стандарту. При этом дополнительные раздел 2, таблица 7 и приложение Б, учитывающие особенности стандартизации в Российской Федерации, выделены курсивом

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт разработан в целях исполнения государственного законодательства в области охраны окружающей среды от вредного воздействия поршневых двигателей внутреннего сгорания, установленных на объектах применения и находящихся в эксплуатации. Введение стандарта обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух" в части, относящейся к контролю выбросов водного, железнодорожного и промышленного транспорта.

Периодичность контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами устанавливают не чаще чем один раз в год, если иное не предусмотрено правилами безопасности в особых условиях эксплуатации двигателей или другими специальными требованиями.

Для случаев, когда испытания и измерения не могут быть выполнены в полном объеме требований настоящего стандарта на объекте применения, двигатель подобного конструктивного исполнения может быть испытан на стенде изготовителя с использованием концепции семейства или группы двигателей. Стендовые испытания проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51250 и ГОСТ Р 51249.

Для сокращения объема измерений на месте установки двигателя при проведении испытаний на стенде изготовителя могут быть приняты концепции семейства или группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7, ГОСТ Р ИСО 8178-8. Каждая концепция позволяет распространять результаты испытаний базового двигателя, представляющего собой семейство (группу), на все двигатели этого семейства (группы). При использовании концепций предприятием-изготовителем допускаются методы упрощенного контроля их соответствия нормам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами в условиях эксплуатации.

Стандарт устанавливает требования и ограничения, которыми следует руководствоваться при проведении экологического контроля двигателей, установленных на объектах применения.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на поршневые двигатели внутреннего сгорания судового, тепловозного и промышленного назначения (далее - двигатели), находящиеся на объектах применения, и устанавливает процедуры контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ отработавших газов в условиях эксплуатации.

Стандарт не распространяется на двигатели судового, тепловозного и промышленного назначения, постановленные на производство до 01.01.80, а также на автомобильные и авиационные двигатели.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей
     
     
ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей
     
     
ГОСТ Р 51249-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
     
     
ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения
     
     
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия
     
     
ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

3.3 влажные отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в небольших количествах в отработавших газах и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства. В настоящем стандарте учитывают следующие вредные вещества: оксид углерода, оксиды азота и углеводороды.

3.5 оксид углерода: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива, СО.

3.6 оксиды азота: Смесь различных оксидов азота, образовавшихся в процессе горения топлива в цилиндре двигателя, NO.

3.7 углеводороды: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра двигателя, СН.

3.8 концентрация оксида углерода: Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %.

3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к NO: Объемная доля в отработавших газах оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота NO, %.

3.10 концентрация углеводородов, приведенных к CH: Объемная доля в отработавших газах суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана СН, %.

3.11 выброс вредных веществ: Количество вредного вещества, поступающего в атмосферу с отработавшими газами в единицу времени.

3.12 испытательный цикл (режимы испытаний): Совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы дизеля, устанавливаемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.

3.13 коэффициент весомости режима испытаний : Условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в эксплуатации вблизи данного режима.

3.14 технический норматив выброса: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества, установленный для двигателей внутреннего сгорания и отражающий их технический уровень по показателю максимально допустимой массы вредного вещества, приходящейся на единицу мощности.

3.15 удельный средневзвешенный выброс вредного вещества: Технический норматив выброса вредного вещества, равный количеству этого вещества, выбрасываемого в атмосферу с отработавшими газами, приходящегося на 1 кВт·ч эффективной работы двигателя при совершении им полного испытательного цикла.

3.16 предельно допустимый удельный средневзвешенный выброс вредного вещества: Значение технического норматива выброса вредного вещества, при превышении которого двигатель не допускается к эксплуатации.

3.17 газоанализатор: Прибор для непосредственного измерения концентрации вредного вещества в пробе отработавших газов.

3.18 дымность: Видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах двигателя.

3.19 дымомер: Прибор для измерения дымности отработавших газов.

3.20 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности отработавших газов, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

3.21 коэффициент ослабления светового потока , %: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеяния отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

3.22 натуральный показатель ослабления потока , м: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный величине, обратной толщине слоя отработавших газов, проходя через который световой поток от источника света дымомера ослабляется в раз, где - основание натурального логарифма.

3.23 эффективная база дымомера оптического типа , м: Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

3.24 предельно допустимое значение натурального показателя ослабления светового потока , м: Значение технического норматива дымности отработавших газов, измеренной оптическим дымомером, при превышении которого двигатель не допускается к дальнейшей эксплуатации.

3.25 дымомер фильтрационного типа: Прибор для измерения дымности, выраженной через показатель отражения света поверхностью фильтра, окрашенного всеми компонентами дисперсной фазы отработавших газов, после пропускания определенной их порции через фильтр.

3.26 дымовое число фильтра FSN (Filter Smoke Number): Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный степени потемнения фильтра, определяемой по оптическому отражению от окрашенного отработавшими газами фильтра по отношению к чистому фильтру, выраженный в условных единицах 10-балльной шкалы.

3.27 предельно допустимое значение FSN: Значение технического норматива дымности отработавших газов, измеренной фильтрационным дымомером, при превышении которого двигатель не допускается к дальнейшей эксплуатации.

3.28 эффективная длина дымовой колонки , м: Величина, определяемая эффективным объемом впуска и эффективной поверхностью фильтра. Указывает предприятие-изготовитель.

3.29 условия на месте установки: Условия, при которых коленчатый вал испытуемого двигателя соединен с приводимым в действие оборудованием.

3.30 вспомогательное оборудование: Любое оборудование, наличие или отсутствие которого влияет на выходную мощность двигателя.

3.31 объявленная мощность: Значение мощности, объявленное изготовителем двигателя, которую он будет вырабатывать при заданных условиях. Для некоторых применений объявленная мощность называется "номинальной мощностью".

3.32 частота вращения двигателя: Частота вращения коленчатого вала двигателя в минуту.

3.33 тормозная мощность: Мощность или сумма мощностей, измеренная на валу или валах отбора мощности на различных режимах испытательного цикла.

3.34 технический паспорт выбросов двигателя: Документ, содержащий детальную опись компонентов, регулировок и рабочих параметров двигателя, существенно влияющих на выбросы вредных веществ с отработавшими газами, а также способы их идентификации и проверки.

3.35 базовый двигатель для определения выбросов: Двигатель, обладающий совокупностью характерных признаков семейства или группы, имеющий наибольшие выбросы вредных веществ.

3.36 существенные конструктивные изменения: Изменения, внесенные в конструкцию, комплектацию или регулировку двигателя после завершения испытаний на предприятии-изготовителе, которые могут стать потенциальной причиной превышения нормы выбросов вредных веществ или дымности отработавших газов. Обычные замены компонентов запасными частями по спецификации технического паспорта выбросов двигателя не считают существенными конструктивными изменениями независимо от того, одна часть заменена или более.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs