РД 31.31.46-88
МЕТОДИКА РАСЧЕТА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ ТЕРРИТОРИЙ МОРСКИХ ПОРТОВ
Дата введения 1988-07-01
РАЗРАБОТАН Ленинградским филиалом Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института
Директор Ю.М.Васильев
Руководитель темы и разработки, ст. науч. сотр., канд. техн. наук Н.И.Брагинская
Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта
И.о. главного инженера В.И.Шабанов
Руководитель разработки Ю.А.Новиков
Исполнители: Н.И.Брагинская, М.П.Костромкина, Ю.А.Новиков, А.Д.Чистухин
Ведущий инженер по стандартизации Б.Е.Керштейн
СОГЛАСОВАН Министерством транспортного строительства СССР
Заместитель министра В.В.Алексеев
УТВЕРЖДЕН Министерством морского флота СССР
Заместитель министра Л.П.Недяк
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Настоящая методика распространяется на проектирование жестких покрытий строящихся морских и речных портов, а также контейнерных терминалов железнодорожных станций.
1.1. При проектировании бетонных и железобетонных конструкций жестких покрытий портовых территорий необходимо руководствоваться СНиП, ГОСТ и другими общесоюзными и ведомственными нормативными документами, регламентирующими требования к материалам, правилам производства строительных работ и к защите конструкций от коррозии при наличии агрессивных сред.
1.2. При проектировании необходимо предусматривать такие бетонные и железобетонные конструкции покрытий (монолитные цементобетонные неармированные или армированные, сборные железобетонные, в том числе дисперсно-армированные), применение которых обеспечивает индустриализацию и механизацию работ, снижение трудоемкости, сокращение продолжительности и снижение стоимости строительства.
1.3. При проектировании покрытий в портах, строящихся на вновь образованных территориях, необходимо предусматривать мероприятия по улучшению механических свойств грунтовых оснований.
Особое внимание следует обращать на улучшение гидрологического режима территории в месте строительства площадок, расположенных вблизи причальных сооружений.
2.1. Нормативные нагрузки на покрытия портовых территорий, за исключением контейнерных терминалов с многоярусной схемой хранения контейнеров, определяют по "Нормам технологического проектирования морских портов" РД 31.31.37-78* в зависимости от технологического назначения площадок и в соответствии с табл.1.Заменен
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют РД 31.3.05-97, РД 31.3.01.01-93 (части 1 и 2), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Таблица 1
Схема нагрузки | Статическая нагрузка, кН | Нормативная нагрузка, кН | Расчетное давление, МПа (кгс/см) | Диаметр следа колеса , м |
КВ-70 | 350 | 400 | 0,85 (8,5) | 0,77 |
КВ-35 | 175 | 200 | 0,85 (8,5) | 0,55 |
Тс | 135 | 155 | 0,80 (8,0) | 0,50 |
Н-30 | 60 | 69 | 0,59 (5,9) | 0,39 |
Н-10 | 47,5 | 55 | 0,50 (5,0) | 0,36 |
Примечания: 1. Нормативная нагрузка - произведение величины статической нагрузки на коэффициент динамичности, равный 1,15.
2. Расчетное давление - результат деления расчетной нагрузки, равной по величине нормативной, на площадь отпечатка колеса.
3. Для операционной зоны принимают нагрузки по схемам КВ-70 или КВ-35, для проездов - по схеме Тс.
2.2. Нормативные нагрузки на покрытия площадок многоярусного (более двух) складирования контейнеров определяют в зависимости от количества устанавливаемых в ярусы контейнеров.
2.3. Расчетную нагрузку от многоярусного складирования контейнеров, воспринимаемую фитингом площадью поперечного сечения (0,0225 м), вычисляют по формуле
,
где - нормативная нагрузка на фитинг при складировании контейнеров (определяют по табл.2 в зависимости от количества ярусов);
- коэффициент надежности по нагрузке, равный единице; - коэффициент, учитывающий степень полноты загрузки контейнеров (принимают равным 0,9, 0,8 и 0,7 для групп контейнеров, устанавливаемых в 3, 4 и 5 ярусов соответственно).
Таблица 2
Количество ярусов контейнеров | Нагрузка на фитинг контейнера, кН (тс) | Расчетное давление на покрытие, МПа (кгс/см) | ||||
нормативная | расчетная | |||||
3 | 225 | (22,5) | 203 | (20,3) | 8,9 | (89) |
4 | 300 | (30,0) | 240 | (24) | 10,6 | (106) |
5 | 375 | (37,5) | 263 | (26,3) | 11,6 | (116) |
Примечания: 1. В числителе - значения нагрузки, передаваемой на фитинг контейнера типа 1А ГОСТ 20259-80, в знаменателе - типа 1C.
2. Расчетное давление - результат деления расчетной нагрузки на площадь круга, равновеликого площади фитинга.
3. Диаметр площади круга, равновеликого площади фитинга (0,0225 м), равен 0,17 м.
2.4. Схемы взаимного расположения технологического транспорта и контейнеров, а также расстановки контейнеров при их многоярусном складировании приведены на рис.1 и 2.
Рис.1. Схемы нагрузок КВ-70 и КВ-35
Рис.2. Схема расстановки контейнеров на складской площадке для их хранения
3.1. Бетон
3.1.1. Для устройства покрытий специализированных комплексов портовых контейнерных терминалов применяют тяжелые бетоны, отвечающие требованиям соответствующих ГОСТов.
3.1.2. Основным контролируемым показателем качества бетона жестких покрытий является прочность на сжатие, определяемая в проектном возрасте.
По прочности на сжатие следует применять бетон:
- класса В30 для монолитных цементобетонных покрытий;
- класса В27,5 для монолитных и сборных железобетонных покрытий.
Прочность бетона на сжатие, растяжение при изгибе и другие механические хар-ки, а также марки по морозостойкости приведены в обязательном приложении 6.
3.2. Арматура
3.2.1. Для армирования монолитных железобетонных покрытий и сборных покрытий из плит с ненапрягаемой арматурой следует применять арматуру в соответствии с СНиП 2.03.01-84* "Бетонные и железобетонные конструкции", СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии", действующими ГОСТами и техническими условиями.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СНиП 52-01-03, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Нормативные и расчетные характеристики арматуры следует принимать в соответствии с указаниями СНиП 2.03.01-84.
4.1. Верхние слои основания
4.1.1. Для верхних слоев основания следует использовать:
каменные материалы 1-3-го классов прочности, уложенные по способу заклинки;
щебень, гравий, песчано-гравийные смеси;
грунты, укрепленные цементом, активной золой уноса, известью, фосфатными и другими вяжущими;
однородные по качеству активные гранулированные шлаки с подобранным гранулометрическим составом.
В особо сложных случаях, например при устройстве покрытий на намывных или насыпных грунтах, подстилаемых естественными слабыми грунтами, необходимость устройства дополнительных слоев определяют на основании технико-экономических расчетов.
4.2. Грунтовое основание
4.2.1. Для устройства грунтового основания надводной части территории следует использовать грунты, соответствующие требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и СН 449-72 "Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог".
4.2.2. Требуемая степень уплотнения грунтового основания, характеризуемая коэффициентом уплотнения грунта, равным отношению плотности скелета грунта в основании к максимальной плотности того же грунта при стандартном уплотнении, назначается по ГОСТ 22733-77* и в соответствии с таблицей обязательного приложения 3.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 22733-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
4.2.3. Используемые в расчетах покрытий механические характеристики песчаных грунтов следует назначать в соответствии с указаниями, приведенными в справочном приложении 4.
5.1. Технические требования
5.1.1. Конструирование покрытий необходимо осуществлять с учетом анализа величин и характера приложения нагрузок (подвижной или статической), климатических и гидрогеологических условий строительства, наличия местных дорожно-строительных материалов.
Для площадок, расположенных вблизи строящихся причальных сооружений распорного типа, следует учитывать возможность повышения уровня грунтовых вод после завершения строительства причальных сооружений и площадок.
5.1.2. Конструирование покрытия следует начинать с назначения типа покрытия, оценки целесообразности каждого слоя и выбора материалов.
5.1.3. Жесткие покрытия следует назначать из монолитного армированного или неармированного цементобетона во всех случаях.
5.1.4. Покрытия со сборными железобетонными плитами следует применять в качестве временных, а также в качестве постоянных в зонах прокладки инженерных сетей и коммуникаций.