РД 31.3.01.01-93
РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОРСКИХ ПОРТОВ
Часть I
Дата введения 1994-01-01
РАЗРАБОТАНО Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" в составе системы нормативных документов по проектированию морских портовых сооружений.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ф.Г.Аракелов (руководитель темы, доктор транспорта, академик Академии Транспорта РФ), М.А.Троцкий, М.И.Калашников, Ф.Д.Романовский канд. техн. наук, А.Ф.Редькин канд. техн. наук, В.И.Ярошенко, А.Т.Крутых, Е.А.Ступенькова, Н.А.Бегунова, О.А.Громов, А.А.Панарат, А.Я.Черняк канд. техн. наук, Ю.Л.Дмитриев, А.А.Киселев, М.А.Кмитто, А.А.Клейман канд. техн. наук, А.А.Брюм, В.Я.Зильдман канд. техн. наук, Ю.Г.Ибашев, Е.А.Шейн, М.К.Мацкевич, В.Ф.Стасюков, М.Г.Гриншпун, Н.К.Ровнер, Ю.И.Венкин, Л.А.Ровков, К.И.Агапов.
СОГЛАСОВАНО с Министерством Здравоохранения РФ (письма от 05.03.90 N 09РС-1Т-739, от 18.06.90 N 09РС-29-1/5110),
Министерством внутренних дел (ГУПО), письмо от 25.07.88 N 7/6,
ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота (письма от 04.09.89 N 5.08Д/1094, от 13.10.89 N 5.08Д/1128, от 21.06.89 N 5.08Д/746, от 01.06.90 N 5.08Д/625).
ВНЕСЕНО отделом инвестиционной политики Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ.
Начальник отдела А.Н.Соловьев.
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Заместителем директора Департамента морского транспорта Минтранса РФ Б.С.Гришиным от 15 ноября 1993 г. N CM-35/2194
ВЗАМЕН РД 31.31.37-78, РД 31.31.37.03-79, РД 31.31.37.04-79, РД 31.31.37.05-81, РД 31.31.37.32-88
Настоящее Руководство к Нормам технологического проектирования морских портов определяет основные технологические параметры структурных подразделений порта (портовые перегрузочные комплексы (ПК), объекты комплексного обслуживания флота и т.п.) и устанавливает общие положения, основные понятия и принципы технологического проектирования морских портов в целом или их отдельных структурных подразделений.
Руководство предназначается для проектных организаций в качестве руководящего документа при разработке проектной документации на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих портов и их отдельных структурных подразделений.
Нормативы и требования по технологическому проектированию морских портов или их отдельных структурных подразделений приведены в соответствующих разделах, входящих в настоящее Руководство. Перечень разделов представлен в табл.1.
Таблица 1
Перечень РД и разделов, входящих в состав Руководства по технологическому проектированию | ||
NN | Наименование РД и разделов | Примечания |
1 | 2 | 3 |
РД 31.3.01.01-93 | Часть I | |
1 | Общие положения | Взамен раздела 1 РД 31.31.37-78 |
2 | Компоновка морского порта | Взамен разделов 2 и 4 РД 31.31.37.05-78, РД 31.31.37-78 |
3 | Причалы. Основные размеры | Взамен раздела 5 РД 31.31.37-78 |
4 | Нормативные нагрузки на причалы | Взамен раздела 5.5 РД 31.31.37-78 |
5 | Железнодорожные и крановые рельсовые пути | Взамен раздела 7 РД 31.31.37-78 |
6 | Склады | Взамен раздела 6 РД 31.31.37-78 |
7 | Покрытия территорий и инженерные сети | Взамен разделов 8 и 14 РД 31.31.37-78 |
8 | Гаражи погрузчиков | Взамен раздела 10 РД 31.31.37-78 |
9 | Ремонтные мастерские | Взамен раздела 9 РД 31.31.37-78 |
10 | Портовый флот | Взамен раздела 15 РД 31.31.37-78 |
11 | Комплекс пассажирских причалов | Взамен раздела 5.2 РД 31.31.37-78 |
12 | Численность портовых рабочих на погрузочно-разгрузочных работах | Взамен раздела 3.4 РД 31.31.37-78 |
13 | Вспомогательные причалы | Взамен раздела 5.3 РД 31.31.37-78 |
РД 31.3.01.01-93 | Часть II | |
14 | Перегрузочные комплексы универсального назначения с крановыми схемами механизации | Взамен РД 31.31.37.05-81 |
15 | Перегрузочные комплексы, специализированные для контейнеров | Взамен РД 31.31.37.32-88 |
16 | Перегрузочные комплексы, специализированные для накатных судов | Вводится впервые |
17 | Перегрузочные комплексы, специализированные для судов лихтеровозной системы | Взамен РД 31.31.37.03-79 |
18 | Перегрузочные комплексы, специализированные для навалочных грузов | Взамен РД 31.31.37.04-79 |
19 | Перегрузочные комплексы, специализированные для наливных грузов | Взамен разделов 3.2 и 3.3 РД 31.31.37-78 |
В первой части РД содержатся нормативы и требования, которые одинаковы для всех ПК и других структурных подразделений порта.
Во второй части РД содержатся нормативы и требования для проектирования специализированных и универсальных ПК.
Проектирование объектов комплексного обслуживания транспортного флота производится по действующему РД 31.31.37.50-87.
Перечень РД и разделов, входящих в состав Руководства по технологическому проектированию морских портов.
2.1. Общие положения.
2.1.1. Генеральный план морского порта компонуется с учетом следующих основных условий:
обеспечение общих размеров территории, удовлетворяющих требованию рационального размещения береговых объектов, непосредственно реализующих технологические и производственные функции порта независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
обеспечение общих размеров акватории, удовлетворяющих условиям безопасного маневрирования и подхода судов к причалам, удобной и безопасной работы транспортных судов, портового флота и технических средств при выполнении грузовых и пассажирских операций, снабжении, обслуживании и отстое судов;
обеспечения удобного и надежного примыкания внутрипортовых транспортных коммуникаций к сетям магистральных железных и автомобильных дорог;
сочетания с компоновкой соседних промышленных предприятий и смежных населенных пунктов и с проектом (схемой) районной планировки;
преимущественного размещения портовых объектов в промышленной зоне города с соблюдением санитарных зон.
2.1.2. При компоновке территории и акватории морского порта учитываются существующие и намечаемые к строительству перегрузочные комплексы (ПК) других ведомств, независимо от того, располагаются ли они на территории или акватории порта либо смежно с ними.
К таким комплексам относятся:
транспортно-складские предприятия отраслевого профиля - портовые элеваторы, холодильники, лесоперевалочные базы, морские и территориальные перевалочные, базы сжиженных газов, жидких химических и пищевых грузов;
индустриальные портовые районы (гавани) промышленных предприятий (металлургических заводов, лесокомбинатов, горнообогатительных предприятий и т.п.).
2.1.3. Компоновка генерального плана производится с учетом резервирования части территории и акватории для перспективного развития как непосредственно порта, так и прилегающих населенных пунктов, промышленных предприятий и портовых объектов других ведомств.
2.1.4. При проектировании в одном географическом пункте вновь строящегося морского порта и судоремонтного завода следует избегать непосредственного примыкания заводской территории к территории грузовых и пассажирских районов порта либо ее размещение между производственными районами порта.
2.1.5. Компоновка генерального плана порта должна предусматривать компактное размещение объектов, сооружений, устройств и коммуникаций, исходя из условия экономного использования территории и акватории (особенно искусственно созданных).
В отдельных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается создание территориально обособленных портовых производственных объектов и подразделений.
2.1.6. На схемах генеральных планов морских портов устанавливают границы портовых вод и территории, включающие и резервные участки, предназначенные для развития портов на перспективу.
2.2. Компоновка территории порта.
2.2.1. Зонирование территории порта.
2.2.1.1. При компоновке территории морского порта следует предусматривать:
зонирование территории порта;
районирование порта по технологическим функциям и специализации перегрузочных комплексов;
рациональное взаимное расположение районов различного технологического назначения с соблюдением в необходимых случаях установленных разрывов, а также целесообразное размещение и блокировку портовых зданий и объектов комплексного обслуживания флота.
2.2.1.2. При компоновке территории и акватории морского порта учитываются существующие и намечаемые к строительству зоны грузовых районов порта и зоны общепортовых объектов.
2.2.1.3. В составе морского порта в общем случае различают следующие территориальные зоны:
операционные зоны перегрузочных комплексов;
производственные зоны технологических районов порта;
зоны общепортовых объектов;
зоны пассажирских операций;
предпортовую зону.
Операционные зоны, производственные зоны технологических районов порта и зоны общепортовых объектов входят в состав режимной (огражденной) территории порта.
2.2.1.4. Операционные зоны ПК предназначены для размещения основных технических средств порта, непосредственно реализующих перегрузочный процесс: причальных сооружений, складов, перегрузочного оборудования, грузовых фронтов железнодорожного и автомобильного транспорта и др. Операционные зоны не должны застраиваться объектами, не имеющими прямого отношения к перегрузочному процессу. Размеры операционной зоны перегрузочных комплексов принимаются в соответствии с рекомендуемыми технологическими схемами перегрузочных работ.
Примечания: 1. Территория пирсов, по обе стороны которых расположены грузовые причалы, независимо от ширины пирсов, полностью относится к операционной зоне.
2. Прикордонная полоса торцевых причалов широких пирсов, используемых для обработки судов (Ро-Ро, лихтеров и др.) относится к операционной зоне ПК, а используемая в качестве вспомогательных причалов - к зоне общепортовых объектов.
3. В реконструируемых портах в зависимости от конкретной планировки часть крытой и открытой складской площади может размещаться за пределами операционной зоны.
2.2.1.5. Производственные зоны грузовых районов располагаются, как правило, смежно с операционными зонами ПК, находятся за их пределами и предназначены для размещения объектов общерайонного назначения.
На территории производственной зоны располагаются:
крытые и открытые склады, которые в реконструируемых портах не могут разместиться в операционных зонах ПК из-за недостатка территории;
железнодорожные районные парки (как исключение) и автодороги;
все производственные и вспомогательные объекты соответствующего района или ПК (ремонтно-механические мастерские, гаражи погрузчиков, материальные и инвентарные склады, столовые, другие административно-конторские и бытовые помещения).
2.2.1.6. Зоны общепортовых объектов предназначены для размещения объектов и служб, деятельность которых связана с портом в целом и комплексным обслуживанием судов транспортного флота: базы портового флота, центральных мастерских, центрального материального склада, других вспомогательных зданий и помещений общепортового назначения, объектов комплексного обслуживания транспортного флота, бункеровочной нефтебазы.