ГОСТ 20259-80
Группа Д88
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
Общие технические условия
Universal containers. General specifications
ОКП 31 7710
Дата введения 1982-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.80 N 4837
3. ВЗАМЕН ГОСТ 20259-74
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.4 | |
1.8.2 | |
1.6 | |
1.8.2 | |
1.8.1 | |
1.6 | |
1.6 | |
1.1 | |
Вводная часть, 1.1, 1.3, 1.10, 1.4, приложения 2, 3 | |
1.3 | |
1.8.2 | |
1.11, 1.20, 2.1 | |
1.3 | |
3.1 | |
1.3 | |
3.1 | |
3.1, 3.3 |
5. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 03.07.91 N 1199
6. ИЗДАНИЕ (август 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1983 г., октябре 1985 г., декабре 1987 г., марте 1990 г. (ИУС 7-83, 1-86, 4-88, 6-90).
Настоящий стандарт распространяется на закрытые и открытие универсальные среднетоннажные и крупнотоннажные контейнеры по ГОСТ 18477, предназначенные для прямых и смешанных внутренних и международных перевозок.
Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 1496-1.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Контейнеры должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 18477 по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке, при этом ни одна часть конструкции контейнера не должна выступать за пределы внешних размеров по ГОСТ 18477. Климатическое исполнение - У, категория 1 по ГОСТ 15150 с учетом требований к подвижному составу. Крупнотоннажные контейнеры должны, кроме того, отвечать действующим Правилам Регистра СССР по контейнерам, а также требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам ООН/ИМО, 1972 г. (КБК), и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, 1972 г. (ТКК).
Примечание. Среднетоннажные контейнеры по согласованию между изготовителем и заказчиком допускается изготовлять в климатическом исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150 без учета требований к подвижному составу.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. Конструкция контейнеров должна обеспечивать:
надежность и удобство в эксплуатации при прогрессивных удельных затратах материалов на изготовление контейнеров на единицу грузоподъемности и вместимости;
возможность штабелирования груженых среднетоннажных контейнеров в 3 яруса, крупнотоннажных контейнеров в 9 ярусов, а по согласованию между изготовителем и заказчиком - не менее чем в 6 ярусов;
сохранность груза при транспортировании, хранении и перегрузке контейнеров при условии выполнения правил эксплуатации;
удобство промывки, очистки, выполнения ремонтов, крепления грузов, технического и коммерческого осмотров;
невозможность извлечения груза из контейнера (закрытого или открытого с закрепленным тентом или съемной крышей) или загрузки в него груза без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
наложение печатей и навеску пломб на закрытые контейнеры и открытые, оборудованные тентом или съемной крышей;
отсутствие потайных мест для скрытия груза;
легкую доступность всех мест, где может помещаться груз, для таможенного досмотра.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.3. Контейнеры должны иметь:
двустворчатую дверь с эластичным уплотнением и запорными устройствами - закрытые контейнеры и открытые с тентом или съемной крышей;
двустворчатую дверь с запорными устройствами - открытые контейнеры без тента или съемной крыши высотой 1580 мм и более;
двустворчатую дверь или заменяющую ее откидную торцевую стенку с запорными устройствами - открытые контейнеры без тента или съемной крыши типоразмеров 1АХ, 1СХ и 1DX высотой менее 1580 мм;
рымные узлы до ГОСТ 18579 - среднетоннажные закрытые контейнеры; рымные узлы по утвержденной в установленном порядке конструкторской документации - среднетоннажные открытые контейнеры;
угловые фитинги по ГОСТ 20527 - крупнотоннажные контейнеры;
опорные (контактные) площадки на торцевых и промежуточных поперечных балках основания для передачи нагрузки на продольные балки полуприцепа, расположенные в пределах двух зон шириной 250 мм каждая (черт.1 приложения 1) - контейнеры типоразмеров 1АА, 1А, 1АХ, 1СС, 1С, 1CX;
одну пару вилочных проемов по ГОСТ 18477 - контейнеры всех типоразмеров, кроме 1АА, 1А, 1АХ, и контейнеры типоразмеров 1СС, 1C и 1СХ с боковыми дверями,
а также по требованию заказчика:
устройства для крепления грузов, расположенные на элементах конструкции стенок и не выступающие за их поверхность; конструкция устройств (жесткая, шарнирная) и их размещение - по утвержденной в установленном порядке технической документации;
вентиляционные устройства с заградительной системой - конуры с эластичным уплотнением всех типоразмеров;
паз в основании (туннель) по ГОСТ 18477 для установки на низкорамный полуприцеп-контейнеровоз - контейнеры типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ;
подхватные устройства в основании по ГОСТ 18477 - крупнотоннажные контейнеры;
карман для хранения транспортных документов;
карман внутри контейнера для хранения фактуры или спецификации.
Примечания:
1. Допускается выполнять двери среднетоннажных контейнеров (закрытых и открытых с тентом или съемной крышей) без эластичного уплотнения, но не менее чем с двумя лабиринтами, обеспечивающими непопадание атмосферных осадков и пыли внутрь контейнера.
2. Крупнотоннажные контейнеры помимо торцевой двери следует оборудовать боковыми дверями по согласованию между изготовителем и транспортными министерствами (заказчиком).
Среднетоннажные контейнеры допускается оборудовать либо торцевой, либо боковой дверью. Тип двери для этих контейнеров выбирает заказчик, а для используемых в смешанном и прямом железнодорожном сообщениях - МПС.
3. Контейнеры типоразмера УУК-5 допускается оборудовать объемными угловыми фитингами в соответствии с ГОСТ 18477 и ГОСТ 18579.
Эти контейнеры взамен объемных фитингов и все среднетоннажные контейнеры других типоразмеров по требованию заказчика следует оборудовать для крепления на подвижном составе нижними плоскими угловыми фитингами, имеющими такие же размеры отверстий, как отверстия на нижних опорных поверхностях объемных угловых фитингов по ГОСТ 20527.
4. Контейнеры типоразмеров 1СС, 1С и 1СХ без боковых дверей допускается изготовлять со второй внутренней парой вилочных проемов по ГОСТ 18477, предназначенных для работы только с порожними контейнерами, - по согласованию между изготовителем и заказчиком.
5. Открытые крупнотоннажные контейнеры индивидуального пользования без тента и съемной крыши высотой 2438 и 2591 мм допускается вместо торцевой двустворчатой двери оборудовать трехстворчатой, состоящей из одной нижней откидной створки и двух верхних створок, раскрывающихся в разные стороны.
6. Крупнотоннажные контейнеры типоразмеров 1AX, 1CX, 1DX высотой более 1580 мм допускается оборудовать откидной торцевой стенкой по согласованию с заказчиком.
7. Допускается оборудовать двери (откидные стенки) открытых контейнеров, имеющих устройства для крепления тента, лабиринтами для отвода атмосферных осадков наружу вместо эластичного уплотнения - по согласованию с заказчиком.
8. Рымные узлы открытых среднетоннажных контейнеров не должны выступать за пределы верхних балок, в которых они монтируются, а их конструкцией и расположением должна быть обеспечена возможность применения захвата по ГОСТ 22661.
9. Каждое устройство для крепления груза, размещенное на элементах конструкции стенок среднетоннажных контейнеров, должно выдерживать действующее в эксплуатационных условиях в любом направлении усилие не менее 2,5 кН, а крупнотоннажных контейнеров - не менее 5 кН. Наименьший свободный зазор для пропуска и надежного закрепления увязочных средств - по согласованию с заказчиком, но не менее 25 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
1.4. Металлические элементы конструкции должны быть защищены от коррозии. Подготовка поверхностей и система защитных лакокрасочных покрытий устанавливается нормативно-технической документацией на каждый типоразмер контейнера. Выбранные герметики (для уплотнения), грунтовки, краски и т.п. после нанесения и высыхания должны быть прочными, нетоксичными, влагонепроницаемыми, обладать стойкостью против действия морской воды и моющих средств, не оказывать отрицательного влияния друг на друга и не впитывать запахи. Они должны соответствовать условиям эксплуатации в диапазоне предельных температур от минус 50 до плюс 70°С. Окраска всех наружных поверхностей контейнера, кроме пола и крыши, должна соответствовать V классу, а внутренних поверхностей и крыши - VI классу покрытий по ГОСТ 9.032. Покрытие пола - по п.1.8.2 настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.5. Материалы и технология изготовления крупнотоннажных контейнеров должны отвечать требованиям Регистра СCCP.
1.6. Сварку следует производить по ГОСТ 5264, ГОСТ 14771 и ГОСТ 8713. Допускается применять сварные соединения других типов и конструкции по нормативно-технической документации на каждый типоразмер контейнера.
1.7. Конструкция пола должна обеспечивать:
полный сток воды при наклоне контейнера на 2°-3° в сторону торцевой двери;
возможность въезда погрузчика по специальному мостику с опиранием его на нижнюю балку дверной рамы;
водонепроницаемость пола в целом, в местах стыка отдельных его элементов между собой и по периметру пола - с элементами стенок и основания.
Крупнотоннажные контейнеры, кроме устройств для крепления грузов по п.1.3, должны по требованию заказчика иметь устройства для крепления тяжелых грузов, встроенные в пол и не выступающие над его поверхностью (розетки), или оборудоваться другими приспособлениями, расположенными на боковых балках основания и отвечающими требованиям п.1.2 в части сохранности груза.
При этом каждое устройство для крепления груза, расположенное в основании (в полу или на балках), должно выдерживать в эксплуатационных условиях усилие не менее 20 кН, приложенное в любом направлении; общее число таких устройств должно быть не менее 16 в контейнерах типоразмеров 1АА, 1А, 1АХ, не менее 10 - 1СС, 1C, 1СХ и не менее 8 - 1D и 1DX; наименьший свободный зазор для пропуска и надежного закрепления увязочных средств - по согласованию с заказчиком, но не менее 25 мм.