Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности


СП 32-106-2004

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ


МЕТРОПОЛИТЕНЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

Underground. Additional structures and devices


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН ОАО "Метрогипротранс", ФГУП "26 центральный научно-исследовательский институт" Минобороны России, ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" МПС России, Санкт-Петербургским филиалом ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России

СОГЛАСОВАН МЧС России (письмо N 43-95 от 14.01.04)

2 ВНЕСЕН Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

3 ОДОБРЕН для применения письмом Госстроя России N ЛБ-1907/9 от 23.04.2004

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ


Свод правил разработан в соответствии с общей системой нормативных документов в строительстве.

Свод правил устанавливает рекомендуемые признанные и оправдавшие себя на практике положения, развивающие требования СНиП 32-02, СП 32-105 и других нормативных документов при проектировании дополнительных сооружений и устройств новых и реконструируемых метрополитенов.

Состав технических требований настоящего Свода правил определен с учетом того, что основные требования к проектированию сооружений и устройств метрополитенов, используемых по двойному назначению (в транспортном режиме и в режиме убежища), изложены в СНиП 32-02 и СП 32-105.

В разработке настоящего Свода правил приняли участие специалисты следующих организаций: ОАО "Метрогипротранс" - Котов В.В., Панин Б.В., Лобанов Л.П., Земельман A.M., Гусев Ф.В., Силуянов В.И., Королев Е.Г., Королев Н.В., Касаткин А.Г., Плюхина Т.А., Кирик М.В., Константинова И.В., Тихонова Л.В.; ФГУП "26 ЦНИИ" Минобороны России - Эсаулов С.Л., Латушкин С.Н., Чуппин В.М.; "ВНИИЖТ" МПС России - Мозгрин B.C., Боданский М.Д.; СПБФ "ВНИИПО" МЧС России - Махин B.C., Бондарев В.Ф., Бороздин С.А.

 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий Свод правил распространяется на проектирование дополнительных сооружений и устройств новых и реконструируемых линий метрополитена, приспосабливаемых под защитные сооружения гражданской обороны.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем Своде правил использованы нормативные ссылки, термины и определения, а также сокращения, перечень которых приведен в приложении А.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Подземные линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища, предназначены для защиты укрываемого населения от расчетного воздействия средств поражения, высоких температур и продуктов горения при пожарах, биологических средств, отравляющих веществ, а также, при необходимости, от затопления и аварийно-химических опасных веществ.

3.2 Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время в транспортном режиме, максимально используются в режиме убежища для защиты и жизнеобеспечения укрываемых людей.

Дополнительные сооружения и устройства не должны приводить к ухудшению эксплуатационных качеств сооружений и устройств и нарушению условий работы метрополитена в транспортном режиме.

3.3 Приспосабливаемые под убежища линии метрополитена разделять на участки длиной не более 10 км, в каждом из которых предусматривать дополнительные сооружения и устройства, обеспечивающие его автономное функционирование (участки с автономным жизнеобеспечением).

Участки отделять от наружной среды и от других участков защитно-герметическими устройствами. Каждый участок разделять линиями герметизации на два-три отсека длиной до 5 км с включением в отсек не более трех станций.

3.4 Ввод укрываемого населения в метрополитен предусматривать через входы вестибюлей станций, через дополнительные входы в порталах тоннелей и в середине перегонных тоннелей при расстоянии между осями станций более 3000 м, а также, по отдельному заданию, в местах расположения крупных предприятий и учреждений.

Расчетное время заполнения станций и тоннелей укрываемыми людьми по сигналам ГО определять для условий военного времени и ЧС в мирное время.

3.5 Для вывода населения из метрополитена после воздействия средств поражения предусматривать эвакуационные выходы - не менее одного на каждый отсек. Для этой цели использовать:

а) на линиях мелкого заложения - подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, порталы тоннелей, стволы шахт вентиляционных установок, дополнительные входы на перегонах;

б) на линиях глубокого заложения - эскалаторные тоннели и подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, эскалаторные тоннели и наземные вестибюли, дополнительные входы на перегонах.

3.6 Проектирование дополнительных сооружений и устройств осуществлять исходя из следующих условий:

- размеры (интервалы) движения поездов в военное время устанавливать в соответствии с объемами намечаемых перевозок;

- число обращающихся на линии поездов определять исходя из условий их расстановки: по два поезда на каждой станции и по одному - на каждом станционном пути. Расстановку поездов в перегонных тоннелях не предусматривать;

- на платформах станций предусматривать сходные устройства для спуска людей на путь;

- световую маскировку наземных объектов и входов в подземные объекты обеспечивать путем централизованного отключения осветительных приборов или механического закрытия светящихся объектов.

3.7 Управление работой метрополитена в военное время предусматривать из защищенного командного пункта метрополитена и подчиненных ему командных пунктов на линиях. В мирное время КПМ может использоваться при возникновении чрезвычайных ситуаций, исключающих функционирование наземных средств управления.

Структура управления КПМ из городских пунктов управления в мирное и военное время устанавливается территориальными органами МЧС России.

3.8 КПМ размещать в районе расположения здания диспетчерских пунктов метрополитена (ЗДПМ). Между КПМ и ЗДПМ предусматривать соединения, предназначенные для прохода персонала и прокладки кабелей.

3.9 Для персонала метрополитена, располагаемого в наземных зданиях и объектах, длина пути от которых до ближайшего входа в защитное сооружение метрополитена составляет более 800 м, предусматривать отдельные убежища.

3.10 Дополнительные сооружения и устройства, используемые в транспортном режиме и в режиме ГО и ЧС, проектировать по СНиП 32-02 и СП 32-105, а также по соответствующим положениям настоящего Свода правил.

Сооружения и устройства, используемые только в режиме ГО и ЧС, проектировать по СНиП 2.01.51 и по настоящему Своду правил, а также по соответствующим положениям СНиП 32-02 и СП 32-105.

Проектирование основных и дополнительных сооружений и устройств рекомендуется выполнять одновременно.

3.11 Технические решения по приспособлению метрополитена под убежища принимать на основе сравнения технико-экономических показателей заданных вариантов, включая показатели живучести и эффективности капитальных вложений по каждому варианту.

Эффективность капитальных вложений оценивать по затратам на приспособление в расчете на одного укрываемого человека исходя из возможных потерь по каждому отсеку, определяемых при расчете живучести сооружений.

Показатели живучести укрываемого населения и оценку возможных водопритоков при повреждении ограждающих конструкций определять исходя из защищенности ограждающих конструкций станций и тоннелей, проектируемых согласно СНиП 32-02 и СП 32-105.

3.12 Расчеты показателей живучести, водопритоков и защищенности сооружений должны выполняться специализированными организациями с использованием ведомственных нормативно-методических документов по отдельному Перечню (рассылаются по запросу), а также СНиП 2.01.51, СНиП 32-02 и СП 32-105 на основе задаваемых исходных положений.

3.13 В составе проектной документации на строительство приспосабливаемой под убежище линии метрополитена должен быть обязательный раздел "Дополнительные сооружения и устройства", содержание которого принимать по СП 11-107* и настоящему Своду правил.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует на основании Приказа МЧС России от 29.07.2013 N 495. Следует руководствоваться ГОСТ Р 55201-2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Предпроектную документацию разрабатывать в соответствии с СП 11-113.

3.14 Состав задания на проектирование дополнительных сооружений и устройств принимать по СП 11-107. Кроме того, в задании отражать следующие данные:

- основание для проектирования;

- расчетные сценарии возможных чрезвычайных ситуаций, перечень и параметры средств поражения;

- расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в приспосабливаемых под убежища сооружениях в военное время, защитные свойства (расчетные нагрузки) сооружений и устройств, а также режимы функционирования;

- варианты использования линии по сигналам ГО (в качестве убежища; в транспортном режиме для эвакуации и рассредоточения населения и др.);

- перечень приспосабливаемых участков и состав ДСУ;

- перечень используемых входов в метрополитен для заполнения и эвакуации укрываемых людей;

- время пропуска людей в метрополитен до закрытия затворов, время эвакуации пассажиров из метрополитена в военное время и при возникновении опасности их поражения при ЧС в мирное время;

- характеристику возможной пожарной обстановки и вторичных поражающих факторов в зонах размещения установок тоннельной вентиляции и ФВУ;

- данные о предполагаемой численности укрываемых людей, тяготеющих к входам в метрополитен за расчетное время заполнения, включая численность детей до трех лет;

- исходные данные для расчетов.

Задание на проектирование раздела "Дополнительные сооружения и устройства" согласовывается территориальными органами МЧС России.

4 РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ УКРЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

4.1 Размещение укрываемого населения предусматривать на платформах станций, в перегонных тоннелях, в тоннелях станционных и соединительных путей, а также в поездах, стоящих у платформ станций.

Не допускается размещение людей:

- на участках перегонных тоннелей линий мелкого заложения, расположенных под реками, каналами и водоемами;

- на участках перегонных тоннелей линий глубокого заложения, расположенных под реками, каналами и водоемами, если расстояние от тоннелей до слоя неустойчивых водонасыщенных грунтов менее неразрушаемой толщи, определяемой расчетом;

- на переходных участках с глубокого на мелкое заложение, расположенных в неустойчивых водонасыщенных грунтах.

4.2 Расчетное число укрываемых людей определять с учетом расстановки поездов по сигналам ГО исходя из нормы площади на одного человека, м:

- в тоннелях линий глубокого заложения и на платформах станций - 1,0;

- в тоннелях линий мелкого заложения - 1,5.

Численность людей в поездах, стоящих у платформ станций, принимать равной 50 чел. на каждый вагон.

Расчетную площадь пола в тоннеле определять на уровне головок рельсов.

4.3 Расчетную скорость движения людей по тоннелям принимать равной 2 км/ч.

5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Пропускную способность входов в метрополитен при заполнении и выводе населения определять расчетом исходя из данных таблицы 5.1.1 СП 32-105.

5.2 Все входы в метрополитен оснащать устройствами, регулирующими поток укрываемых людей.

5.3 По концам платформ станций предусматривать сходные устройства на каждый путь; расстояние между ними должно превышать максимальную расчетную длину поезда. Сходные устройства рекомендуется встраивать в платформу; приведение их в рабочее положение должно обеспечиваться двумя работниками за время не более 2 мин.

5.4 Каждый УАЖ должен состоять, как правило, из отсеков на участках линий только мелкого или только глубокого заложения. В отдельных случаях они могут состоять из отсеков, расположенных на участках линий глубокого и мелкого заложения.

5.5 В каждом УАЖ предусматривать, как правило, один эвакуационный выход на поверхность. В УАЖ с отсеками на участках линий глубокого и мелкого заложения эвакуационные выходы предусматривать на обоих участках.

В составе эвакуационных выходов предусматривать санпропускники согласно 15.

5.6 Пропускную способность шлюзов эвакуационных выходов определять исходя из возможности вывода людей на поверхность за расчетное время.

В качестве шлюза использовать:

а) на линиях мелкого заложения - подземный пешеходный переход, припортальный участок перегонного тоннеля, один из отсеков, участок перегона со станцией;

б) на линиях глубокого заложения - подземный пешеходный переход, подземный вестибюль, защищенный наземный вестибюль, один из отсеков, участок перегона со станцией. Площадь шлюза определять из расчета 0,2 м площади пола на одного человека.

5.7 Пропускную способность шлюза на станции с подземным пешеходным переходом и подземным вестибюлем определять с учетом обеспечения прохода 10% расчетного числа укрываемых людей в части отсека, заполняемой через данную станцию. Для этой цели допускается использовать также шлюзы, входящие в состав других эвакуационных выходов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».