СНиП 32-02-2003
________________
Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 120.13330.2011. -
Примечание изготовителя базы данных.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТРОПОЛИТЕНЫ
Underground
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 32-02-2003 с СП 120.13330.2012 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2004-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНЫ ОАО "Метрогипротранс", Общероссийской общественной организацией "Тоннельная ассоциация России", Научно-исследовательским центром тоннелей и метрополитенов ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства", Санкт-Петербургским филиалом ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России, АНО "Инвестстройметро", АООТ "Метротоннельгеодезия", ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана Москвы", Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на Московском метрополитене, Дирекцией строящегося метрополитена ГУП "Московский метрополитен", ГУП "Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона", ОАО "ВИЗБАС", ОАО "Московский метрострой", ОАО "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Тоннельметрострой", ЗАО "Инженерная геология исторических территорий", ФГУП ВНИИЖТ МПС России и группой специалистов
2 ВНЕСЕНЫ Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 27 июня 2003 г. N 120
4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящие строительные нормы и правила содержат технические требования, обязательные на стадиях инженерных изысканий, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию новых и реконструируемых линий метрополитена.
В разработке настоящих строительных норм и правил приняли участие специалисты следующих организаций: ОАО "Метрогипротранс" - Котов В.В., Панин Б.В., Сазонов Г.Н., Шумаков Н.И., Гульбе В.И., Власов И.С., Власюк В.Р., Земельман A.M., Глебов В.А., Гусев Ф.В., Кабанова С.Г. Насибов A.M., Филиппов В.З., Королев Е.Г., Башарина Д.Г., Петрова P.M., Плюхина Т.А., Хильченков А.П., Жуков В.Г., Солодкова Е.М., Савельева О.В., Кирик М.В., Шендерова И.Е., Ордынец Г.Е.; Тоннельной Ассоциации России - Власов С.Н., Бочаров В.Ф., Костарев С.А., Алихашкин В.А.; НИЦ ТМ ОАО "ЦНИИС" - Меркин В.Е., Виноградов Б.Н., Курнавин С.А., Чеботаев В.В., Гарбер В.А., Смирнова Г.О., Иванова Н.М., Никоноров В.Б., Голубев В.Г.; СПБФ ФГУП "ВНИИПО" - Махин B.C., Бондарев В.Ф., Бороздин С.А.; АНО "Инвестстройметро" - Крук Ю.Е.; АО "Метротоннельгеодезия" - Соколов И.Н.; ГУП "НИПИ Генплана г.Москвы" - Соколова Л.Ф.; "ЦГСН на Московском метрополитене" - Дубровская Т.Д.; ГУП "Московский метрополитен" - Стрельцов В.Е.; ГУП "НИИЖБ" - Розенталь Н.К.; ОАО "ВИЗБАС" - Никифоров К.П.; ОАО "Мосметрострой" - Яцков Б.И., Богомолов Г.М.; СКТБ "Тоннельметрострой" - Симонов Ю.Ф.; ЗАО "ИГИТ" - Пашкин Е.М.; ФГУП ВНИИЖТ МПС РФ - Котельников А.В., Наумов А.В.; Госстрой России - Бовбель В.П.; ФЦС Госстроя России - Хорин Г.М.
Настоящие нормы распространяются на проектирование, строительство и реконструкцию линий, отдельных сооружений и устройств метрополитенов.
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные документы, перечень которых приведен в приложении А.
В настоящих нормах и правилах использованы термины и определения, приведенные в приложении Б.
3.1 Метрополитены должны обеспечивать безопасную перевозку пассажиров, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и безопасных условий труда для эксплуатационного персонала, охраны окружающей среды и противопожарным требованиям.
3.2 Линии метрополитена следует проектировать на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, утвержденной схемы развития метрополитена, отражающей направление, протяженность, места расположения станций, электродепо, административных зданий и производственных предприятий, соединения с путями общей сети железных дорог России, и в соответствии с градостроительным заданием.
3.3 Станции следует предусматривать в центрах пассажироформирующих нагрузок территорий, вблизи железнодорожных, автобусных и речных вокзалов и других объектов массового посещения города.
При расстоянии между станциями 3000 м и более в средней части перегона следует предусматривать дополнительный выход для эвакуации пассажиров из тоннеля на поверхность или зону коллективной защиты пассажиров.
3.4 Линии метрополитена следует проектировать, как правило, подземными мелкого и глубокого заложения. При пересечении водных преград, в незаселенных местах, вдоль линий железных дорог и т.п. возможно предусматривать наземные или надземные участки в галереях закрытого типа, а также открытые наземные и надземные участки линий.
3.5 Прокладка участков линий мелкого заложения, сооружаемых открытым способом, на землях заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических парков, лесопарков и в охранных зонах памятников истории и культуры не допускается.
3.6 Для обеспечения строительства участков линий мелкого заложения необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м. Возведение зданий в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается.
3.7 Прокладку подземных коммуникаций, посадку кустарника и устройство газонов в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен.
3.8 Пересечение линий метрополитена между собой и с линиями других видов транспорта следует предусматривать в разных уровнях.
В местах пересечения линий следует предусматривать однопутные соединительные ветки.
3.9 На каждой линии метрополитена следует предусматривать автономное движение поездов. В сложных транспортных узлах допускается предусматривать соединения между линиями и организацию маршрутного движения поездов.
3.10 Линии метрополитена следует проектировать двухпутными с правосторонним движением поездов.
На каждой линии необходимо предусматривать электродепо, тупики и пункт технического обслуживания подвижного состава.
3.11 Первая линия метрополитена должна иметь соединение с путями общей сети железных дорог. При увеличении сети метрополитена на каждые 50 км следует предусматривать дополнительные соединения с путями общей сети железных дорог.
3.12 При проектировании метрополитена следует предусматривать максимальное использование подземного пространства для размещения в нем объектов городской инфраструктуры.
3.13 Основные параметры сооружений и устройств линии, обеспечивающие ее провозную и пропускную способность, следует устанавливать по максимальным расчетным пассажирским потокам в следующие периоды эксплуатации линии:
а) первый период - с первого по десятый годы;
б) второй период - с десятого по двадцатый годы;
в) третий период - расчетный срок (более 20 лет).
3.14 Конструкция входов в подземные сооружения должна исключать возможность поступления в них вод при паводках и наводнениях с вероятностью превышения высшего уровня вод 1 раз в 300 лет.
3.15 На линиях метрополитена следует предусматривать меры по защите помещений станций, а также зданий, расположенных вдоль трассы, от шума и вибрации, возникающих при движении поездов, работе эскалаторов и других установок метрополитена.
3.16 В метрополитене должны предусматриваться дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать его как защитное сооружение.
3.17 Вблизи станций следует предусматривать общественные туалеты, проектирование которых должно осуществляться на основании градостроительного задания.
3.18 Для размещения административно-управленческого и эксплуатационного персонала, диспетчерских служб, ремонтно-монтажных, медицинских и других специализированных подразделений следует предусматривать наземные здания.
Подразделения персонала, непосредственно связанные с обслуживанием линии, следует располагать на станциях.
3.19 Торговые зоны, павильоны и другие объекты попутного обслуживания пассажиров в сооружениях метрополитена не допускается размещать ниже уровня кассового зала вестибюля станции.
Указанные объекты не должны ограничивать зоны прохода и обслуживания пассажиров и отрицательно воздействовать на технологию обслуживания метрополитена.
3.20 Внедрение новых технических решений и новой техники в области строительства и эксплуатации метрополитенов, не отраженных в нормативных документах, может выполняться первоначально в экспериментальном порядке при соответствующем научном сопровождении, согласовании с надзорными органами и с последующей, при необходимости, корректировкой проектной документации.
3.21 При проектировании, строительстве и реконструкции метрополитенов следует предусматривать:
- технические решения, обеспечивающие безаварийный процесс строительства и эксплуатации сооружений;
- применение современных материалов, оборудования, изделий, соответствующих стандартам и другим нормативным документам, а также применение материалов, оборудования и изделий, изготовленных по зарубежным нормам и стандартам, имеющих сертификаты соответствия и технические свидетельства;
- индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, а также применение типовых конструкций и узлов оборудования и аппаратуры, отвечающих мировым стандартам;
- технические средства, объемно-планировочные решения подземных сооружений и условия эксплуатации, обеспечивающие пожарную безопасность и безопасность движения поездов, безопасность пассажиров при нахождении в поездах, на эскалаторах, в лифтах, на платформах станций и в тоннелях;
- технические решения, обеспечивающие выполнение требований санитарных норм и правил, правил охраны труда рабочих и служащих в периоды строительства и эксплуатации;
- максимальную механизацию и автоматизацию процессов эксплуатации, повышение комфорта проезда пассажиров, повышение производительности труда персонала, соблюдение принципов эргономики и технической эстетики;
- мероприятия по охране окружающей среды, памятников истории и культуры.
4.1 Инженерные изыскания следует проводить для разработки технико-экономического обоснования, проекта и рабочей документации на строительство метрополитена.
В состав изысканий должны входить инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-экологические изыскания и, при необходимости, археологические изыскания.
Результаты изысканий должны являться основой для определения рациональных способов выполнения строительных работ, исключающих опасные для окружающей среды процессы.
Изыскания должны соответствовать требованиям СНиП 11-02.
4.2 Состояние грунтового массива должно быть исследовано в пределах предполагаемой сферы взаимодействия строительства и эксплуатации метрополитена с геологической средой. При этом глубина исследования должна превышать глубину заложения лотка тоннелей не менее чем на 10 м.
4.3 Разведочные скважины, пробуренные в процессе изысканий, подлежат обязательной ликвидации с тампонированием ствола скважины.
4.4 Инженерно-экологические изыскания должны обеспечивать:
- комплексное изучение природных и техногенных условий;
- разработку прогноза возможных изменений природных систем при строительстве и эксплуатации метрополитена;
- рекомендации по предотвращению вредных экологических последствий строительства и обоснование природоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению экологической обстановки.
5.1 ПРОПУСКНАЯ И ПРОВОЗНАЯ СПОСОБНОСТЬ
5.1.1 Пропускную способность линии следует принимать не более 40 пар поездов в час.
Для расчетов устройств электроснабжения и управления движением поездов пропускную способность линии следует увеличивать на 20%.
5.1.2 Максимальное число вагонов в поезде необходимо определять для каждого периода эксплуатации.
5.2 ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
5.2.1 Минимальную глубину заложения подземных сооружений следует принимать с учетом защиты верха строительных конструкций от промерзания, а также возможности устройства дорожного покрытия.
5.2.2 Прямые участки путей следует сопрягать между собой круговыми и переходными кривыми.
5.2.3 На кривых участках главных и соединительных путей наружный рельс необходимо укладывать с возвышением над внутренним рельсом.
5.2.4 Габариты приближения строений и расстояния между осями смежных путей следует принимать по ГОСТ 23961.
5.2.5 Продольный уклон подземных и закрытых наземных и надземных участков линии и путей следует принимать не менее 3‰ и не более 45‰, открытых наземных и надземных участков - не более 35‰.
5.3 СТАНЦИИ
5.3.1 Станции необходимо располагать в плане, как правило, на прямых участках пути, в профиле - по возможности на возвышениях, на односкатном продольном уклоне, равном 3‰.
Допускается размещение станции в плане на кривых участках пути радиусом не менее 800 м и на продольном уклоне до 5‰ или на горизонтальной площадке при условии обеспечения отвода воды.
5.3.2 Станции следует предусматривать с двумя вестибюлями.