СП 32-105-2004
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
МЕТРОПОЛИТЕНЫ
Underground
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ОАО "Метрогипротранс", Общероссийской общественной организацией "Тоннельная ассоциация России", Научно-исследовательским центром тоннелей и метрополитенов ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства", Санкт-Петербургским филиалом ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России, АНО "Инвестстройметро", АООТ "Метротоннельгеодезия", ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана Москвы", Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на Московском метрополитене, Дирекцией строящегося метрополитена ГУП "Московский метрополитен", ГУП "Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона", ОАО "ВИЗБАС", ОАО "Московский метрострой", ОАО "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Тоннельметрострой"", ЗАО "Инженерная геология исторических территорий", ФГУП "ВНИИЖТ" МПС России, ГУП "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" и группой специалистов
СОГЛАСОВАН Федеральным горным промышленным надзором России (письмо N 08-УГР/355 от 04.06.2003 г.), Департаментом государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России (письмо N 32-01-10/67 от 28.05.2003 г.), Главным управлением Государственной противопожарной службы МЧС России (письмо N 18/4/1561 от 10.06.2003 г.), Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем главного государственного санитарного врача Российской Федерации (письмо N ЦУВСС-8-15 от 30.05.2003 г.)
ВНЕСЕН Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
2 ОДОБРЕН для применения письмом Госстроя России N ЛБ-1912/9 от 23.03.2004 г.
3 ВЗАМЕН "Пособия по проектированию метрополитенов", утвержденного Корпорацией "Трансстрой" 26.06.92 г. N МО-120
Настоящий Свод правил разработан в соответствии с общей системой нормативных документов в строительстве.
Документ устанавливает рекомендуемые, признанные и оправдавшие себя на практике положения, развивающие и обеспечивающие реализацию требований СНиП 32-02 и других нормативных документов на стадиях инженерных изысканий, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию новых и реконструируемых линий метрополитена.
В разработке настоящего Свода правил приняли участие специалисты следующих организаций:
ОАО "Метрогипротранс" - Котов В.В., Панин Б.В., Сазонов Г.Н., Шумаков Н.И., Гульбе В.И., Власов И.С., Топильский П.И., Власюк В.Р., Земельман А.М., Глебов В.А., Гусев Ф.В., Кабанова С.Г., Насибов А.М., Филиппов В.З., Дьяконов П.Л., Королев Е.Г., Петрова Р.М., Башарина Д.Г., Плюхина Т.А., Хильченков А.П., Жуков В.Г., Солодкова Е.М., Савельева О.В., Кирик М.В., Шендерова И.Е., Ордынец Г.Е.;
Тоннельной Ассоциации России - Власов С.Н., Бочаров В.Ф., Костарев С.А., Алихашкин В.А.;
НИЦ ТМ ОАО "ЦНИИС" - Меркин В.Е., Виноградов Б.Н., Курнавин С.А., Чеботаев В.В., Гарбер В.А., Смирнова Г.О., Иванова Н.М., Никоноров В.Б., Голубев В.Г.;
СПБФ ФГУП "ВНИИПО" МЧС России - Махин B.C., Бондарев В.Ф., Бороздин С.А.;
АНО "Инвестстройметро" - Крук Ю.Е.;
АО "Метротоннельгеодезия" - Соколов И.Н.;
ГУП "НИПИ Генплана г.Москвы" - Соколова Л.Ф.;
"ЦГСН на Московском метрополитене" - Дубровская Т.А.;
ГУП "Московский метрополитен" - Стрельцов В.Е.;
ГУП "НИИЖБ" - Розенталь Н.К.;
ОАО "ВИЗБАС" - Никифоров К.П.;
ОАО "Мосметрострой" - Яцков Б.И., Богомолов Г.М.;
СКТБ "Тоннельметрострой" - Симонов Ю.Ф.;
ЗАО "ИГИТ" - Пашкин Е.М.;
ФГУП "ВНИИЖТ" МПС Российской Федерации - Котельников А.В., Наумов А.В.;
ГУП "МНИИТЭП" - Добровольский А.Н.;
Госстрой России - Бовбель В.П.;
ФЦС Госстроя России - Хорин Г.М.
Настоящий Свод правил распространяется на инженерные изыскания, проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых линий, отдельных сооружений и устройств метрополитенов.
В настоящем Своде правил использованы нормативные ссылки, термины и определения и сокращения, перечень которых приведен в приложении 2А.
3.1 Трассу линии в плане и профиле назначать исходя из размещения станций в пассажирообразующих узлах, минимальных затрат времени пассажиров на поездку, применения наиболее экономичного продольного профиля по расходу электроэнергии, а также с учетом инженерно-геологических, геоморфологических, гидрологических условий и коррозионной активности среды.
3.2 На линии при длине до 20 км (в двухпутном исчислении) должно сооружаться одно электродепо, при длине линии более 20 км и свыше 40 км - соответственно второе и третье электродепо.
Допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом в течение первого периода эксплуатации второй линии.
3.3 На линии через 5-8 км предусматривать тупик за станцией и соединение главных путей перед станцией. Длину тупика принимать с учетом возможности установки на каждом пути двух составов.
На первом пусковом участке линии протяженностью до 20 км в одном из тупиков предусматривать пункт технического обслуживания подвижного состава с производственными и бытовыми помещениями.
При протяженности линии свыше 20 км второй ПТО размещать за станцией, которая в качестве конечной будет эксплуатироваться более 5 лет. В дальнейшем число ПТО на линии определять расчетом.
У станции, вблизи которой предусматривается строительство электродепо, ПТО не размещается.
3.4 Ночной отстой составов предусматривать в электродепо и на станционных путях линии с обеспечением условий для отдыха локомотивных бригад в наземных зданиях или в вестибюлях станций (не ниже уровня кассового зала).
3.5 На линиях метрополитена предусматривать единую автоматизированную систему оплаты проезда и контроля прохода пассажиров на станции, автоматизированное управление движением поездов, эскалаторами и другими производственными установками из диспетчерских пунктов линий и станций.
Управление работой станций предусматривать с применением СУРС согласно Приложению 5Б.
Диспетчерские пункты линий должны состоять из отраслевых ДП: управления движением поездов, электроснабжения, эскалаторов, электромеханических устройств, а также ДП охраны общественного порядка и безопасности, пожарной безопасности.
ДП оборудуются автоматизированными рабочими местами, системами телеуправления и необходимыми видами диспетчерских связей на современной элементной базе.
3.6 При проектировании линий метрополитена предусматривать возможность ввода их в эксплуатацию отдельными участками.
3.7 На метрополитене рекомендуется предусматривать Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, поликлинику и загородный профилакторий санаторного типа.
3.8 Требования настоящих правил рассматривать совместно с соответствующими положениями СНиП 32-02 и СП 32-106.
4.1.1 Инженерно-геологические изыскания проводят на этапах разработки ТЭО (проекта) и рабочей документации.
Примечание - Примерное соотношение объемов работ по этапам составляет, %: ТЭО (проекта) - 40-50; рабочая документация - 60-40.
4.1.2 На этапе разработки ТЭО (проекта) изыскания проводить в объеме, обеспечивающем получение достаточных инженерно-геологических материалов для:
- обеспечения возможности выбора оптимального варианта проложения трассы;
- выбора видов конструкций и способов работ, позволяющих осуществлять строительство с минимальным влиянием на окружающую среду;
- проектирования перегонных тоннелей, станций, стволов шахт, других подземных и наземных сооружений.
4.1.3 На этапе разработки рабочей документации изыскания проводить с целью детализации сведений об инженерно-геологических условиях, уточнения инженерно-геологической обстановки на участках применения специальных методов работ, подготовки, при необходимости, гидрогеологического мониторинга.
4.1.4 В состав изысканий должны входить следующие основные работы:
- сбор, обобщение и анализ архивных инженерно-геологических материалов;
- рекогносцировка местности вдоль трассы линии;
- метрологическое обеспечение;
- проходка разведочных выработок;
- полевые исследования грунтов;
- геофизические исследования;
- лабораторные исследования свойств грунтов и химического состава подземных вод;
- камеральная обработка результатов изысканий и составление отчета.
В сложных инженерно-геологических условиях, при необходимости, рекомендуется проводить научно-исследовательские работы.
4.1.5 В результате проведения изысканий и исследований устанавливать и оценивать:
- географическое положение, орографию, гидрографию и климатические условия района строительства;
- геологическое строение (возраст, условия залегания, состав пород), геоморфологию, тектонику, неотектонику;
- гидрогеологические условия;
- геологические процессы и явления (карст, древние и современные эрозионные процессы, оползни, выветривание горных пород, суффозия, сейсмичность, просадочность);
- складчатые и разрывные нарушения, трещиноватость пород;
- геокриологические условия;
- наличие в грунтах нефтепродуктов;
- физико-механические свойства грунтов;
- агрессивность подземных вод и грунтов;
- температуру подземных вод и грунтов;
- газоносность (состав, характер и степень проявления).
В процессе изысканий выполнять прогноз развития и оценивать степень опасности негативных инженерно-геологических процессов и явлений, развивающихся под влиянием строительства метрополитена (деформаций грунтов и поверхности, тиксотропных, суффозионных и карстово-суффозионных явлений, просадочности).
4.1.6 Методика, состав и объемы изысканий устанавливаются программой изысканий. При этом учитывают особенности проектируемого сооружения, стадии проектно-изыскательских работ, степень изученности и сложности условий строительства.
Категории сложности инженерно-геологических условий (простые, средней сложности и сложные) определять по СП 11-105.
4.1.7 При проведении изысканий особое внимание обращать на выявление:
- зон ослабления в массиве (прослоев пластичных глин и водонасыщенных песчано-глинистых отложений, специфических грунтов, сильно разрушенных скальных грунтов);
- зон с высокими фильтрационными свойствами грунтов и высокими гидростатическими напорами;
- грунтов и подземных вод с высокой степенью агрессивности к материалам строительных конструкций;