ГОСТ 31187-2003
Группа Д51
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ
Общие технические требования
Main-line diesel locomotives.
General technical requirements
МКС 45.060.10
ОКП 31 8110
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации (МТК 236) "Тепловозы и путевые машины" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ФГУП ВНИКТИ) МПС России
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 24 от 5 декабря 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Агентство "Азстандарт" |
Армения | AM | Армгосстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Госстандарт России |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркменистан | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Агентство "Узстандарт" |
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 марта 2004 г. N 84-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31187-2003 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 25463-2001 в части магистральных тепловозов
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на тепловозы с электрической передачей, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм (далее - тепловозы) и устанавливает общие технические требования к тепловозам, их системам и составным частям.
Стандарт не распространяется на тепловозы, подвергаемые модернизации с продлением срока службы.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 12.4.026-76* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия
ГОСТ 9219-95* Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9219-88.
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия
ГОСТ 14228-80 Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Требования к тепловозам
3.1.1 Тепловозы изготавливают по конструкторской документации (КД) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
3.1.2 Основные параметры тепловозов должны соответствовать типоразмерному ряду, утвержденному национальным органом управления железнодорожным транспортом.
3.1.2.1 Коэффициент полезного действия (КПД) тепловозов при работе дизеля на полной мощности в диапазоне скоростей движения от длительной (расчетной) до конструкционной должен быть не менее 0,31. КПД тепловоза определяют при условиях испытаний в соответствии с А.1 (приложение А), включенных системах автоматического регулирования температуры теплоносителей дизеля и управления вентиляторами охлаждения тяговых двигателей, продолжительности включения компрессора 25%. Мощность, затраченную на энергоснабжение поезда, кондиционирование воздуха, освещение и обогрев неработающих секций, не учитывают.
3.1.2.2 Коэффициент полезного использования мощности дизеля на тягу при реализации полной мощности дизеля в диапазоне скоростей движения от длительной (расчетной) до конструкционной должен быть не менее 0,78. Коэффициент полезного использования мощности дизеля на тягу определяют при условиях испытаний в соответствии с А.1 (приложение А), включенных системах автоматического регулирования температуры теплоносителей дизеля и управления вентиляторами охлаждения тяговых двигателей, продолжительности включения компрессора 25%. Мощность, отдаваемую на энергоснабжение поезда, кондиционирование воздуха, освещение и обогрев неработающих секций, не учитывают.
3.1.3 Конструкция тепловоза и его оборудование должны быть рассчитаны на длительную работу при минимальных оборотах холостого хода дизеля.
3.1.4 Тепловозы должны обеспечивать тяговые параметры при высоте над уровнем моря до 1000 м, по требованию заказчика - до 1400 м.
3.1.5 Конструкционная скорость должна быть не менее:
140 км/ч - для пассажирских тепловозов;
120 км/ч - для грузовых тепловозов.
Допускается по согласованию с заказчиком устанавливать другие значения конструкционной скорости с соответствующим изменением связанных с ней параметров.
Расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы при наличии на тепловозе 2/3 запасов топлива и песка должна быть не более:
221 кН - для пассажирских тепловозов;
245 кН - для грузовых тепловозов.
Расчетную нагрузку от колесной пары на рельсы для колеи 1435 мм устанавливают по согласованию с заказчиком.
3.1.6 Коэффициент тяги при трогании без подачи песка должен быть не менее:
0,33 - для грузовых тепловозов с передачей переменно-постоянного тока;
0,36 - для грузовых тепловозов с передачей переменно-переменного тока;
0,32 - для пассажирских тепловозов.
3.1.7 Коэффициент использования сцепной массы должен быть не менее 0,9.
3.1.8 Пульты управления тепловозов должны быть оснащены органами управления и средствами отображения информации автоматизированных систем управления, регулирования, защиты и диагностики тепловоза, дизеля, электропередачи и других систем, быть однотипными по расположению зон контроля и управления этими системами и удовлетворять требованиям санитарных норм и эргономики, утвержденных национальным органом управления железнодорожным транспортом.
3.1.9 Тепловозы должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации железных дорог, утвержденных национальным органом управления железнодорожным транспортом.