Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 41.10-99
(Правила ЕЭК ООН N 10)

Группа Е60

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard
to electromagnetic compatibility



ОКС 43.040.10

ОКП 45 1000

Дата введения 2000-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 10*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 10 с поправками серии 02 (с 03.09.97), Пересмотр 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.9/Rev.2, дата вступления в силу 03.09.97) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости" и включает в себя

Дополнение 1 к поправкам серии 02 - E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.9/Rev.2/Amend.1

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (март 2002 г.) с Изменением N 1, принятым в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 10 (далее - Правила).

     1 Область применения


Настоящие Правила применяются в отношении электромагнитной совместимости транспортных средств категорий L, М, N и О (далее - транспортные средства), представленных предприятием-изготовителем транспортных средств, и в отношении элементов отдельных электрических/электронных технических блоков, предназначенных для установки на транспортных средствах.

(Измененная редакция, Изм. N 1)*.

_______________

* Дополнение 1 к поправкам серии 02 - E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.9/Rev.2/Amend.1 (здесь и далее).

     2 Определения


В настоящих Правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 электромагнитная совместимость: Способность транспортного средства или элемента (элементов) либо отдельного (отдельных) электрического (электрических)/электронного (электронных) технического (технических) блока (блоков) удовлетворительно функционировать в электромагнитной среде, не создавая недопустимых электромагнитных помех для какого бы то ни было объекта, находящегося в этой среде.

2.2 электромагнитные помехи: Любое электромагнитное явление, которое может оказывать негативное влияние на функционирование транспортного средства или элемента (элементов), либо отдельного (отдельных) электрического (электрических)/электронного (электронных) технического (технических) блока (блоков).

Электромагнитные помехи могут представлять собой электромагнитный шум или изменения в самой среде распространения.

2.3 устойчивость к воздействию электромагнитных помех: Способность транспортного средства или элемента (элементов), либо отдельного (отдельных) технического (технических) блока (блоков) функционировать без ухудшения показателей эффективности при наличии конкретных электромагнитных помех.

2.4 электромагнитная среда: Совокупность электромагнитных явлений, присутствующих в данном месте.

2.5 контрольный предел: Номинальный уровень, который служит эталоном для предельных значений в контексте официального утверждения типа и обеспечения соответствия производства.

2.6 контрольная антенна для диапазона частот 20-80 МГц: Укороченный резонансный симметричный вибратор, настроенный на частоту 80 МГц, а для диапазона частот свыше 80 МГц - полуволновой резонансный симметричный вибратор, настроенный на частоту измерения.

(Измененная редакция, Изм. N 1)

2.7 широкополосные электромагнитные помехи: Электромагнитные помехи, диапазон которых шире полосы пропускания используемого приемного устройства.

2.8 узкополосные электромагнитные помехи: Электромагнитные помехи, диапазон которых уже полосы пропускания используемого приемного устройства.

2.9 электрическая/электронная система: Электрическое и/или электронное устройство или комплект устройств с любой соответствующей электропроводкой, которые являются частью транспортного средства, но подлежат официальному утверждению отдельно от транспортного средства. (Транспортное средство официально утверждается как единое целое, см. 3.1 настоящих Правил).

2.10 электрический/электронный сборочный узел (ЭСУ): Электрическое и/или электронное устройство или комплект устройств, которые должны вместе с любой соответствующей электропроводкой составлять часть транспортного средства и которые выполняют одну или несколько специальных функций. ЭСУ может быть официально утвержден по просьбе предприятия-изготовителя либо в качестве "элемента", либо в качестве "отдельного технического блока (ОТБ)".

2.11 тип транспортного средства: В контексте электромагнитной совместимости это транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий по таким аспектам, как:

2.11.1 общий размер и форма моторного отсека;

2.11.2 общее расположение электрических и/или электронных элементов и общая схема проводки;

2.11.3 исходный материал, из которого изготовлен кузов или корпус (где это применимо) транспортного средства (например, корпус кузова из стали, алюминия или стекловолокна). Наличие панелей, выполненных из иного материала, не предполагает изменения типа транспортного средства, если исходный материал, из которого изготовлен кузов, остается неизменным. Однако такие отклонения должны быть указаны в сообщении.

2.12 тип ЭСУ: В контексте электромагнитной совместимости это ЭСУ, которые не различаются между собой по таким важным аспектам, как:

2.12.1 функция, выполняемая ЭСУ;

2.12.2 общее расположение электрических и/или электронных элементов.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Официальное утверждение типа транспортного средства

3.1.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении его электромагнитной совместимости подается предприятием-изготовителем транспортного средства.

3.1.2 Образец информационного документа приведен в приложении 2А.

3.1.3 Предприятие-изготовитель транспортного средства составляет перечень, в котором указываются все планируемые комбинации соответствующих электрических/электронных систем или ЭСУ транспортного средства, типы кузова (где это применимо), варианты материалов, из которых изготовляется кузов (где это применимо), общие схемы проводки, варианты двигателя, варианты с левосторонним/правосторонним рулевым управлением и варианты колесной базы. Соответствующими электрическими/электронными системами или ЭСУ транспортного средства являются те системы или узлы, которые могут производить значительные широкополосные или узкополосные помехи и/или которые связаны с непосредственным управлением транспортным средством водителем (см. пункт 6.4.2.3 настоящих Правил).

3.1.4 По взаимному согласованию между предприятием-изготовителем и компетентным органом из этого перечня выбирается транспортное средство, которое является репрезентативным для типа, подлежащего официальному утверждению. Выбор транспортного средства производится с учетом электрических/электронных систем, предлагаемых предприятием-изготовителем. Из этого перечня может выбираться одно или несколько транспортных средств, если по взаимному согласованию между предприятием-изготовителем и компетентным органом признается, что используются различные электрические/электронные системы, которые могут оказать значительное влияние на электромагнитную совместимость транспортного средства по сравнению с первым репрезентативным транспортным средством.

3.1.5 Выбор транспортного(ых) средства (средств) в соответствии с 3.1.4 ограничивается теми комбинациями (транспортное средство/электрическая/электронная система), которые предназначены для реального производства.

3.1.6 В дополнение к заявке предприятие-изготовитель может представить протокол о проведенных испытаниях. Любые такие представленные данные могут быть использованы компетентным органом, ответственным за официальное утверждение, для составления карточки сообщения об официальном утверждении типа.

3.1.7 Если техническая служба, ответственная за проведение испытания для официального утверждения типа, проводит испытание сама, то предоставляется транспортное средство, являющееся репрезентативным для типа, подлежащего официальному утверждению, в соответствии с 3.1.4.

3.2 Официальное утверждение типа ЭСУ

3.2.1 Заявка на официальное утверждение типа ЭСУ в отношении его электромагнитной совместимости подается предприятием-изготовителем транспортного средства или предприятием-изготовителем ЭСУ.

3.2.2 Образец информационного документа приведен в приложении 2В.

3.2.3 В дополнение к заявке предприятие-изготовитель может представить протокол о проведенных испытаниях. Любые такие представленные данные могут быть использованы компетентным органом, ответственным за официальное утверждение, для цели составления сообщения об официальном утверждении типа.

3.2.4 Если техническая служба, ответственная за проведение испытания для официального утверждения типа, проводит испытание сама, то предоставляется образец системы ЭСУ, являющийся репрезентативным для типа, подлежащего официальному утверждению. Делается это, при необходимости, после обсуждения с предприятием-изготовителем таких вопросов, как возможные варианты компоновки, количество элементов и количество датчиков. Техническая служба может выбрать дополнительный образец, если она сочтет это необходимым.

3.2.5 На образце (образцах) должна быть проставлена четкая и нестираемая маркировка с указанием фирменного названия или торговой марки предприятия-изготовителя и обозначения типа.

3.2.6 Где это применимо, должны быть оговорены любые ограничения по эксплуатации. Любые такие ограничения должны быть указаны в приложениях 2В и/или 3В.

     4 Официальное утверждение

4.1 Процедуры официального утверждения типа

4.1.1 Официальное утверждение типа транспортного средства

По усмотрению предприятия-изготовителя транспортного средства могут использоваться указанные ниже альтернативные процедуры для официального утверждения типа транспортного средства.

4.1.1.1 Официальное утверждение оборудованного транспортного средства

Оборудованное транспортное средство может быть непосредственно официально утверждено по типу на основе выполнения предписаний, изложенных в разделе 6 настоящих Правил. Если предприятие-изготовитель транспортного средства выбирает эту процедуру, то отдельного испытания электрических/электронных систем или ЭСУ не требуется.

4.1.1.2 Официальное утверждение типа транспортного средства посредством испытания отдельных ЭСУ

Предприятие-изготовитель транспортного средства может получить официальное утверждение для транспортного средства, если оно продемонстрирует компетентному органу, ответственному за официальное утверждение, что все соответствующие (см. 3.1.3 настоящих Правил) электрические/электронные системы или ЭСУ были официально утверждены в соответствии с настоящими Правилами и были установлены с соблюдением всех оговоренных в них условий.

4.1.1.3 Предприятие-изготовитель может, если оно того пожелает, получить официальное утверждение для целей настоящих Правил, если транспортное средство не имеет оборудования типа, подлежащего испытаниям на устойчивость к воздействию помех или на предмет создания помех. На транспортном средстве не должно быть систем, указанных в 3.1.3 (устойчивость к воздействию помех), и оборудования искрового зажигания. Такие официальные утверждения не требуют проведения испытаний.

4.1.2 Официальное утверждение типа ЭСУ

Официальное утверждение типа может быть предоставлено для ЭСУ, подлежащего установке либо на любом типе транспортных средств, либо на конкретном типе или типах транспортных средств в соответствии с заявкой предприятия-изготовителя. Для ЭСУ, связанных с непосредственным управлением транспортными средствами, официальные утверждения типа будут предоставляться, как правило, по согласованию с предприятием-изготовителем транспортного средства.

4.2 Предоставление официального утверждения типа

4.2.1 Транспортное средство

4.2.1.1 Официальное утверждение типа предоставляется в том случае, если репрезентативное транспортное средство отвечает требованиям раздела 6 настоящих Правил.

4.2.1.2 Образец карточки сообщения об официальном утверждении типа приведен в приложении 3А.

4.2.2 ЭСУ

4.2.2.1 Официальное утверждение типа предоставляется в том случае, если репрезентативная (репрезентативные) система (системы) ЭСУ соответствует (соответствуют) требованиям раздела 6 настоящих Правил.

4.2.2.2 Образец карточки сообщения об официальном утверждении типа приведен в приложении 3В.

4.2.3 Для целей составления карточек сообщений, упомянутых в 4.2.1.2 или 4.2.2.2, компетентный орган Договаривающейся стороны, предоставляющий официальное утверждение, может использовать отчет, подготовленный или одобренный либо признанной лабораторией, либо в соответствии с положениями настоящих Правил.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства или ЭСУ посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 3А или 3В настоящих Правил, к которой прилагаются фотографии и/или схемы либо чертежи в надлежащем масштабе, представленные подателем заявки в формате, не превышающем А4 (210х297 мм), или сложенные до этих размеров.

     5 Маркировка

5.1 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства или ЭСУ присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 02) указывают на серию поправок, включающую самые последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер официального утверждения другому типу транспортного средства или ЭСУ.

5.2 Наличие маркировки

5.2.1 Транспортное средство