Недействующий
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ Р 41.40-99

Группа Д31

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
 УТВЕРЖДЕНИЯ МОТОЦИКЛОВ С ДВИГАТЕЛЯМИ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ
 ЗАЖИГАНИЕМ В ОТНОШЕНИИ ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДВИГАТЕЛЕМ ВРЕДНЫХ
ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Uniform provisions concerning the approval of motor cycles equipped
with a positive-ignition engine with regard to the emission
of gaseous pollutants by the engine



ОКС 43.140

ОКП 45 2850

Дата введения 2000-01-01

    

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 "Мотоциклы и мопеды"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 марта 1999 г. N 87

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст Правил ЕЭК ООН N 40* "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов с двигателями с принудительным зажиганием в отношении выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами", вступивших в силу с 01.09.79, включая поправку серии 01, вступившую в силу с 31.05.88

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 40, устанавливающие требования к отработавшим газам, выделяемым двигателями с принудительным зажиганием, установленными на двух- или трехколесных мотоциклах массой без нагрузки менее 400 кг, у которых конструктивная скорость более 50 км/ч и/или рабочий объем цилиндра более 50 см.

     2 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 Официальное утверждение мотоцикла - официальное утверждение типа мотоцикла в отношении ограничения выделения двигателем вредных выбросов с отработавшими газами.

2.2 Тип мотоцикла - мотоциклы, не имеющие между собой существенных различий, касающихся в частности:

2.2.1 эквивалентной инерционной массы, определяемой в зависимости от контрольной массы, как это предусмотрено в Г.5.2;

2.2.2 характеристик двигателя и мотоцикла, определенных в А.1-А.6, А.8 и приложении Б;

2.3 Контрольная масса - масса мотоцикла в снаряженном состоянии плюс условная масса 75 кг. Масса мотоцикла в снаряженном состоянии представляет собой общую массу без нагрузки, но со всеми заполненными баками,

2.4 Картер двигателя - пространство либо в двигателе, либо вне его, соединенное с масляным картером внутренними или внешними каналами, по которым могут проходить газы и пары,

2.5 Вредные выбросы - оксиды углерода, углеводороды и оксиды азота, причем последние выражаются в виде эквивалента двуокиси азота NO.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявку на официальное утверждение типа мотоцикла в отношении ограничения выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами представляет предприятие - изготовитель мотоцикла или его уполномоченный представитель.

3.2 К заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие сведения:

3.2.1 описание типа двигателя, содержащее все сведения, указанные в приложении А;

3.2.2 сведения о мотоцикле, указанные в приложении Б.

3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должен быть представлен типовой мотоцикл, подлежащий официальному утверждению, с целью проведения испытаний в соответствии с разделом 5.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если тип мотоцикла, представленный на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, соответствует требованиям разделов 5 и 6, то этот тип мотоцикла считают официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу мотоцикла присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01, что соответствует поправкам серии 01, вступившим в силу 31 мая 1988 г.) указывают номер последней серии поправок, включенных в Правила в момент предоставления официального утверждения. Одна и та же договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу мотоцикла.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа мотоцикла на основании настоящих Правил посредством регистрационной карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении Б, и рисунков и схем в соответствующем масштабе (представляемых подателем заявки на официальное утверждение), имеющих максимальный формат А4 (210х297 мм) или кратный ему формат.

4.4 На каждом мотоцикле, соответствующем типу мотоцикла, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен быть проставлен на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке, международный знак официального утверждения, состоящий:

4.4.1 из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, представившей официальное утверждение*;

______________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чехия, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - (не присвоены) и 37 - Турция. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.4.2 из номера настоящих Правил, буквы "R" и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, указанного в 4.4.1.

4.5 Если мотоцикл соответствует типу, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая представила официальное утверждение на основании настоящих Правил, не следует повторять обозначение, предусмотренное в 4.4.1. В этом случае номер настоящих Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, в отношении которых было представлено официальное утверждение в стране, представившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.

4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с устанавливаемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводят характеристики мотоцикла, или наносят на эту табличку.

4.8 В приложении В в качестве примера приведены схемы знаков официального утверждения.

     5 Спецификации и испытания

5.1 Общие положения

Элементы, способные влиять на выделение вредных выбросов с отработавшими газами, должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы мотоцикл в нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, отвечал предписаниям настоящих Правил.

5.2 Описание испытаний

5.2.1 В зависимости от своей категории мотоцикл подвергается испытаниям следующих двух типов: I и II.

5.2.1.1 Испытание типа I (контроль отработавших газов, выделяемых в городской зоне с интенсивным движением).

5.2.1.1.1 Испытание проводят по методу, описанному в приложении Г. Отбор и анализ газов проводят в соответствии с предписанными методами.

5.2.1.1.2 При условии соблюдения положений 5.2.1.1.3 испытание проводят три раза. Полученные в ходе каждого испытания массы оксида углерода, углеводородов и оксидов азота должны быть в зависимости от контрольной массы мотоцикла ниже значений, указанных в таблицах I и II. Измерения массы оксидов азота проводят лишь для получения информации.


Таблица I - Значения предельного содержания вредных выбросов в зависимости от контрольной массы для мотоциклов с двухтактным двигателем

Контрольная масса мотоцикла, кг

Действительное значение , , г/км

Норма соответствия производства , , г/км

Оксид углерода

100

12,8

16

100300


300

32

40

Несгоревшие углероды

100

8

10,4

100300

300

12

16,8



Таблица II - Значения предельного содержания вредных выбросов в зависимости от контрольной массы для мотоциклов с четырехтактным двигателем

Контрольная масса мотоцикла, кг

Действительное значение , , г/км

Норма соответствия производства , , г/км

Оксид углерода

100

17,5

21

100300

300

35

42

Несгоревшие углероды

100

4,2

6

100300

300

6

8,4



5.2.1.1.2.1 Однако для каждого из вредных выбросов, рассматриваемых в 5.2.1.1.3, допускается, чтобы один из трех полученных результатов превышал не более чем на 10% предельное значение, приведенное в указанном пункте для данного мотоцикла, при условии, что среднее арифметическое трех результатов будет ниже предписанного предела. В этом случае, если предписанные пределы превышены для нескольких вредных выбросов, то не имеет значения, имело ли место это превышение в ходе того же испытания или при проведении других испытаний.

5.2.1.1.3 Количество испытаний по 5.2.1.1.2 может быть сокращено в определенных ниже условиях, в которых означает результат первого испытания и - результат второго испытания для каждого из вредных выбросов, рассматриваемых в 5.2.1.1.2.

5.2.1.1.3.1 Если для всех рассматриваемых вредных выбросов , то необходимо проводить только одно испытание.

5.2.1.1.3.2 Если для всех рассматриваемых вредных выбросов , а хотя бы для одного из этих вредных выбросов , то необходимо проводить лишь два испытания. Кроме того, для каждого из рассматриваемых вредных выбросов должно отвечать условиям:

и .

5.2.1.2 Испытание типа II (контроль выделения оксида углерода при работе двигателя на холостом ходу).

5.2.1.2.1 Содержание оксида углерода в отработавших газах, выделяемых на холостом ходу, не должно превышать 4,5% от объема.

5.2.1.2.2 Для проверки выполнения этого требования проводят испытание, методика которого описана в приложении Д.