Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 41.60-2001
(Правила ЕЭК ООН N 60)

Группа Д31

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДВУХКОЛЕСНЫХ
МОТОЦИКЛОВ И МОПЕДОВ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИВОДИМЫХ В ДЕЙСТВИЕ
ВОДИТЕЛЕМ, ВКЛЮЧАЯ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ
ПРИБОРОВ И ИНДИКАТОРОВ

Uniform provisions concerning the type approval of two-wheeled motor cycles and mopeds with regard to
driver-operated controls including the identification of controls, tell-tales and indicators

     

ОКС 43.140
ОКП 45 2850
        45 2952

Дата введения 2002-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 60*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 года N 145-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 60 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов" и включает в себя:

- Первоначальный вариант текста Правил (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.59)

- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.59/Amend.1)

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50113-92


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 60 (далее - Правила).

     1 Область применения


Настоящие Правила применяют к двухколесным мотоциклам и мопедам в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов.

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение того или иного типа транспортного средства в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, если такие органы управления имеются, и их обозначения.

2.2 тип транспортного средства: Категория механических транспортных средств, которые не отличаются друг от друга в отношении оборудования, способного повлиять на функционирование и расположение органов управления, приводимых в действие водителем.

2.3 транспортное средство: Двухколесный мотоцикл, определенный в статье , или двухколесный мопед, определенный в статье Конвенции Организации Объединенных Наций о дорожном движении, Вена, 1968 г.

2.4 орган управления: Любая часть транспортного средства или устройство, непосредственно приводимое в действие водителем и вызывающее изменение состояния или функционирования транспортного средства или одной из его частей.

2.5 рулевое управление: Любые части руля, связанные с рулевой колонкой (рулем), при помощи которых регулируется направление транспортного средства;

2.5.1 рулевое устройство, правая сторона: Любая часть рулевого устройства, которое, если рассматривать транспортное средство в направлении движения, расположено с правой стороны от продольной средней плоскости транспортного средства;

2.5.2 рулевое управление, левая сторона: Любая часть рулевого управления, которое, если рассматривать транспортное средство в направлении движения, расположено с левой стороны от продольной средней плоскости транспортного средства;

2.5.3 рулевое управление, передняя часть: Любые части рулевого управления, наиболее удаленные от водителя в сидячем положении во время вождения.

2.6 рукоятка: Наиболее удаленная от центра часть рулевого управления, за которую водитель транспортного средства держит руль;

2.6.1 вращающая рукоятка: Рукоятка, приводящая в действие какой-либо функциональный механизм транспортного средства, которая свободно вращается на руле, когда ее поворачивает водитель транспортного средства;

2.7 рама: Любая часть рамы, ходовой части или корпуса транспортного средства, на которых установлены двигатель и/или трансмиссия, и/или сам блок двигатель-трансмиссия;

2.7.1 рама, правая сторона: Любая часть рамы, которая, если рассматривать транспортное средство в направлении движения, расположена с правой стороны от продольной средней плоскости транспортного средства;

2.7.2 рама, левая сторона: Любая часть рамы, которая, если рассматривать транспортное средство в направлении движения, расположена с левой стороны от продольной средней плоскости транспортного средства.

2.8 рычаг: Любое устройство, имеющее плечо, вращающееся вокруг точки опоры и служащее для приведения в действие какого-либо функционального механизма транспортного средства;

2.8.1 ручной рычаг: Рычаг, приводимый в действие рукой водителя.

Примечание - Если не предусмотрено иных положений, ручной рычаг приводится в действие путем сжатия (т.е. перемещения конца рычага к основанию), например для торможения или для переключения сцепления;

2.8.2 ножной рычаг: Рычаг, приводимый в действие нажатием ногой водителя на выступ на плече рычага;

2.8.3 педаль: Рычаг, приводимый в действие нажатием ногой водителя на пластину, расположенную на рычаге таким образом, чтобы обеспечить передачу давления на плечо рычага.

Примечание - Если не предусмотрено иных положений, педаль приводится в действие нажатием вниз, например при торможении;

2.8.4 рабочая педаль: Устройство, которое соединено с тем или иным видом трансмиссии и может использоваться для приведения в движение мопеда;

2.8.5 качающийся рычаг: Рычаг, вращающийся вокруг центра или вокруг точки, расположенной рядом с центром, с пластиной или выступом на каждом конце, приводимый в действие нажатием ногой водителя на вышеупомянутые пластины или выступы (см. приложение 3, рисунок 3).

2.9 опора для ног: Выступающие с обеих сторон транспортного средства элементы, на которые водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении.

2.10 подставка: Часть транспортного средства, на которую водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении в том случае, когда транспортное средство не имеет рабочих педалей или опоры для ног.

2.11 по часовой стрелке: Направление вращения рассматриваемого элемента вокруг своей оси, соответствующее движению часовой стрелки при наблюдении сверху или с внешней стороны;

2.11.1 против часовой стрелки: Движение в обратном направлении.

2.12 комбинированная тормозная система: Функциональная система (с гидравлическим или механическим приводом или их комбинация), посредством которой при помощи одного органа управления одновременно приводятся в действие, по крайней мере частично, передний и задний тормоза транспортного средства.

2.13 индикатор: Устройство, информирующее о функционировании или состоянии той или иной системы или части системы, например, об уровне жидкости.

2.14 контрольный прибор: Оптический сигнал, указывающий на приведение в действие того или иного устройства, правильное или неправильное функционирование или состояние, или выход из строя.

2.15 символ: Графическое изображение, служащее для обозначения того или иного органа управления, контрольного прибора или индикатора.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение того или иного типа транспортного средства в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, осуществляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.

3.2 К заявке должны прилагаться упомянутые ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:

3.2.1 выполненные в соответствующем масштабе достаточно подробные чертежи элементов транспортного средства, к которым применяются требования настоящих Правил, и, в случае необходимости, самого транспортного средства.

3.3 Транспортное средство, соответствующее типу транспортного средства, подлежащему официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, ответственной за проведение испытаний на официальное утверждение, для проведения проверок и испытаний, упомянутых в разделе 5.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если тип транспортного средства, представленный на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям, приведенным в разделах 5 и 6, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. Две первые цифры (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальной форме) означают серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1, а также чертежей и схем (представленных подателем заявки на официальное утверждение) форматом, не превышающим А4 (210х297 мм), или форматом, кратным ему и в соответствующем масштабе.

4.4 На каждое транспортное средство, соответствующее типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, наносится международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 - не присвоен, 34 - Болгария, 35-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 - не присвоен, 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква "R", тире и номер официального утверждения справа от круга, указанного в 4.4.1.

4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании одного или нескольких правил, прилагаемых к Соглашению, в стране, предоставившей официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, то нет необходимости повторять знак, предусмотренный в 4.4.1; в этом случае номера Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, в соответствии с которыми предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, размещаются в вертикальной колонке справа от знака, предусмотренного в 4.4.1.

4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7 Знак официального утверждения должен быть легкодоступным.

4.8 Схемы знаков официального утверждения приводятся в качестве примера в приложении 2.

     5 Общие требования

5.1 Все органы управления, приводимые в действие водителем, указанные в 6.1-6.4, должны быть доступны для водителя, который находится в обычном сидячем положении при вождении;

5.1.1 Доступу водителя к органам управления не должны мешать какие-либо другие органы управления или элементы структуры транспортного средства;

5.1.2 Органы управления, указанные в 6.1-6.4, должны находиться в положении или в месте, предписанном в этих пунктах;

5.1.3 Органы управления на рулевом устройстве должны быть расположены таким образом, чтобы водитель мог достать до них, не снимая рук с соответствующих рукояток.

5.2 Органы управления, указанные в 6.2.1-6.2.3 и 6.3.1, должны быть сконструированы в соответствии с требованиями первой части (ручные рычаги) или второй (ножные рычаги, качающиеся рычаги и педали) приложения 3.

5.3 Обозначение

5.3.1 Органы управления, контрольные приборы и индикаторы, там где они предусмотрены, должны быть обозначены в соответствии с приложением 4.

     6 Специальные требования

6.1 Рычаги управления двигателем:

6.1.1 пуск двигателя;

6.1.1.1 замок зажигания: если речь идет о поворотном замке зажигания, то он должен поворачиваться по часовой стрелке из положения "Выключено" в положение "Включено";

6.1.1.2 прерыватель стартера: специальных требований нет;

6.1.1.3 комбинированный прерыватель зажигания/стартера: если речь идет о поворотном прерывателе, то он должен поворачиваться по часовой стрелке из положения "Выключено" в положение "Включено", а затем в положение "Стартер";

6.1.2 Число оборотов:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs