ГОСТ Р 51998-2002
Группа Д24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Общие технические условия
Diesels of motor vehicles.
General specifications
ОКС 43.060
ОКП 45 9000
Дата введения 2004-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным научным центром Российской Федерации, Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 524-ст
3 Стандарт соответствует требованиям Правил: ЕЭК ООН N 24 в части дымности отработавших газов, ЕЭК ООН N 49 и ЕЭК ООН N 83 в части выбросов вредных веществ с отработавшими газами, ЕЭК ООН N 85 в части определения мощности нетто
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на дизели грузовых и легковых автомобилей, автобусов (далее - АТС) и дизели, разработанные на базе автомобильных и поставленные на производство после введения настоящего стандарта.
Требования пунктов 3.1.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.6 являются рекомендуемыми.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
3 Общие технические требования
3.1 Требования назначения
3.1.1 Дизели должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям на дизели конкретного типа.
3.1.2 Климатическое исполнение и условия эксплуатации дизелей должны соответствовать климатическому исполнению и условиям эксплуатации АТС, для которых они предназначены.
3.1.3 Конструкция дизеля должна допускать использование его в качестве тормоза-замедлителя.
3.1.4 Дизели одного семейства по ОСТ 37.001.501-72 [1] должны быть унифицированы по массовым быстроизнашивающимся деталям, встроенным и навесным узлам, а также инструменту и местам присоединения контрольных приборов. Модификации, вариантное исполнение базовой модели дизеля должны быть унифицированы по местам крепления двигателя на автомобиле, а также местам соединения с агрегатом его систем (с радиатором, топливопроводами, устройствами управления подачей топлива и остановки двигателя и др.).
3.1.5 Пусковые качества дизеля должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.052-2000 [2].
3.2 Требования надежности
3.2.1 Ресурс дизеля должен соответствовать ресурсу АТС, на который он устанавливается, но быть не менее приведенного в таблице 1.
Таблица 1
Значение показателя для рабочего объема , л | ||||||||
Наименование показателя | от 1 до 2 включ. | св. 2 до 3 включ. | св. 3 до 8 включ. | св. 8 до 11 включ. | св. 11 до 20 включ. | св. 20 | ||
при диаметре цилиндра, мм | ||||||||
<130 | 130 | <130 | 130 | |||||
Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч) [г/(л.с·ч)], не более | 265 (195)* | 218 (160) | 215 (158) | 208 (153) | ||||
Удельный расход смазочного масла на угар, % от расхода топлива, не более | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,1 | ||||
Установленный ресурс до капитального ремонта, тыс. км, не менее | 125** | 200 | 350 250*** | 350 200**** | 300 | 450 (10 тыс.ч) | 300 | 450 (10 тыс.ч) |
_______________ * Для дизелей с разделенной камерой сгорания.
| ||||||||
** Для дизелей легковых автомобилей. | ||||||||
*** Для дизелей с воздушным охлаждением. | ||||||||
**** Для дизелей сельскохозяйственной техники. | ||||||||
Примечания | ||||||||
1 Расход масла на угар определяют на дизелях, прошедших обкатку в объеме и по методике завода - изготовителя дизеля. | ||||||||
2 Значения показателей приведены для базовых моделей. При испытаниях дизелей по ГОСТ 14846 с учетом погрешностей измерения предельные отклонения не должны превышать +5% для минимального расхода топлива. |
3.2.2 Конструкция дизеля должна обеспечивать надежную работу на топливах и маслах, предусмотренных техническими условиями на конкретный дизель.
3.3 Требования технологичности
3.3.1 Требования технологичности дизеля устанавливают по ГОСТ 14.201.
3.3.2 Конструкция дизеля должна обеспечивать требования эксплуатационной технологичности автомобилей по ГОСТ 21624.
3.3.3 Требования к ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности устанавливают по ГОСТ 20334 и ГОСТ 23660.
3.3.4 Техническое обслуживание дизелей должно быть кратным техническому обслуживанию автомобилей.
3.4 Конструктивные требования
3.4.1 Предельные значения крена и дифферента дизеля - по конструкторской документации на дизели конкретного назначения.
3.4.2 Конструкция дизеля должна предусматривать применение систем турбонаддува и охлаждения наддувочного воздуха с коэффициентом тепловой эффективности не менее 0,84 при коэффициенте гидравлической эффективности, включая трубопроводы, не менее 0,95.
3.4.3 Основные показатели технического уровня автомобильных дизелей должны соответствовать значениям, установленным в таблице 1.
3.4.4 Предельное разрежение в системе питания воздухом при засоренных воздушных фильтрах и работе дизеля на номинальном режиме должно быть не более 6,8 кПа (700 мм вод. ст.) при измерении на расстоянии не более 150 мм от входа в компрессор турбокомпрессора, а минимальное разрежение при чистых фильтрах - в пределах, установленных предприятием-изготовителем дизеля.
3.4.5 Сопротивление системы выпуска отработавших газов на номинальном режиме работы дизеля не должно превышать 10,0 кПа (73,5 мм рт. ст.) при измерении на расстоянии не более 200 мм от фланца турбокомпрессора. Допускается значение сопротивления системы выпуска отработавших газов на номинальных режимах работы устанавливать по согласованию с потребителем на конкретный дизель.
3.4.6 Дизели по согласованию с потребителем оборудуют электронными и микропроцессорными системами регулирования, контроля, диагностики и защиты дизеля и его систем.
3.4.7 Конструкция дизелей должна предусматривать возможность периодической работы устройства, подключаемого к выпускному тракту дизеля, с противодавлением до 90 кПа.
3.4.8 Дизель должен быть оборудован устройством для обеспечения автоматического регулирования теплового режима.
3.4.9 Дизели должны иметь закрытую систему вентиляции картера.
3.4.10 Течь масла, топлива или охлаждающей жидкости, а также выход отработавших газов через соединения не допускаются.
3.4.11 Детали и узлы дизеля, его систем, навесные агрегаты и комплектующие изделия массой 50 кг и более, а также дизель в целом должны иметь приспособления (скобы, рым-болты и т.д.) для захвата грузоподъемными механизмами. На деталях и узлах дизеля и его систем массой от 20 до 50 кг должны быть предусмотрены места, обеспечивающие удобство захвата рукой.
3.4.12 Подвижные элементы дизеля должны быть по возможности закрыты (оборудованы) защитными устройствами, не затрудняющими выполнение необходимых воздействий на элементы при обслуживании.
3.4.13 Допустимые уровни шума дизелей должны соответствовать ОСТ 37.001.266-83 [3].
3.5 Комплектность
Каждый дизель должен сопровождаться эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601. В комплект дизеля должны входить: инструменты, принадлежности и запасные части по согласованию между изготовителем и потребителем.
3.6 Маркировка
Маркировку дизеля производят в соответствии с ОСТ 37.001.269-96 [4].
4 Требования охраны окружающей среды
4.1 Дымность отработавших газов дизеля не должна превышать значений, установленных ГОСТ Р 41.24, ГОСТ 17.2.2.01.
4.2 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.49, ГОСТ Р 41.83 и ОСТ 37.001.243-81 [5].
5 Правила приемки
5.1 Виды испытаний дизеля назначают по ГОСТ Р 41.24 и ГОСТ Р 41.49.
5.2 Порядок и объем периодических испытаний дизелей устанавливают согласно ГОСТ Р 41.24, ГОСТ Р 41.49, ГОСТ 14846.
6 Методы испытаний
6.1 Методы испытаний дизелей устанавливают по ГОСТ 14846.