ГОСТ 14846-81
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT
ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
Методы стендовых испытаний
Аutomobile engines. Methods of bench tests
МКС 43.060
Дата введения 1982-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.81 N 3117
3. ВЗАМЕН ГОСТ 14846-69
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД | Номер пункта |
3.4 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ИЗДАНИЕ (февраль 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1984 г., марте 1986 г., марте 1987 г., сентябре 1987 г. (ИУС 7-84, 6-86, 5-87, 12-87), Поправкой (ИУС 3-2003)
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные поршневые и роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания и их модификации.
Стандарт не распространяется на свободно-поршневые двигатели.
Стандарт устанавливает объем и методы стендовых испытаний для определения:
- мощностных и экономических показателей при полных нагрузках (мощности нетто и брутто);
- мощностных и экономических показателей при частичных нагрузках;
- показателей на холостом ходу;
- условных механических потерь;
- равномерности работы цилиндров;
- безотказности работы;
- дымности отработавших газов.
1.1. Двигатели серийного изготовления и опытные образцы новых и модернизированных двигателей перед испытаниями должны быть обкатаны в объеме, установленном технической документацией на обкатку двигателей, утвержденной в установленном порядке. Двигатели, бывшие в эксплуатации, обкатке не подвергают.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. (Исключен, Изм. N 1).
1.3. Испытания проводят преимущественно при температуре окружающего воздуха 283 К313 К (10 °С40 °С) и атмосферном давлении 80 кПа110 кПа (600 мм рт. ст.825 мм рт. ст.). Если температура и давление выходят за указанные пределы, их приводят в протоколе испытаний и отчете о результатах испытаний.
Испытания допускается проводить в помещении с кондиционированным воздухом, где возможна регулировка условий испытаний (температуры и давления).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
1.4. Температуру топлива на входе в топливную систему дизеля поддерживают в пределах, установленных в технической документации изготовителя, утвержденной в установленном порядке.
1.5. Испытания проводят на топливе и масле, установленных в технической документации изготовителя, утвержденной в установленном порядке.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.6. При проведении испытаний температуру охлаждающей жидкости и масла в двигателе поддерживают в пределах, указанных в технических условиях на двигатель. При отсутствии таких указаний температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя поддерживают в пределах 75-85 °С, а температуру масла - в пределах 80-100 °С.
1.7. При проведении испытаний двигателей воздушного охлаждения температуру окружающего воздуха поддерживают в пределах, указанных в технических условиях на двигатель.
При отсутствии таких указаний температура окружающего воздуха не должна превышать плюс 40 °С.
Температура двигателя в точке, указанной в технических условиях на двигатель, должна поддерживаться в пределах между максимальным значением, указанным в технических условиях на двигатель, и уменьшенным на 20 °С.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.8. (Исключен, Изм. N 1).
1.9. Для поддержания температур, установленных пп.1.4, 1.6 и 1.7, может использоваться, при необходимости, вспомогательная система охлаждения или автономный вентилятор.
1.10. При каждом испытании число точек измерений должно быть достаточным для того, чтобы при построении характеристик выявить форму и характер протекания кривой во всем диапазоне обследуемых режимов.
1.11. Показатели двигателя могут определяться как при ручном, так и при автоматическом управлении стендом. Показатели двигателя должны определяться при установившемся режиме работы.
Примечание. Установившийся режим работы - режим, при котором крутящий момент, частота вращения, температура охлаждающей жидкости, температура масла, а для двигателей воздушного охлаждения и температура двигателя изменяются за время измерения не более чем на ±2%.
1.11.1. Значения крутящего момента, частоты вращения и расхода топлива должны определяться одновременно. В протокол вносят среднее арифметическое значение результатов двух последовательных измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.11.2. При ручном управлении стендом продолжительность измерения расхода топлива должна быть не менее 30 с.
1.12. При определении рабочих показателей, условных механических потерь и равномерности работы цилиндров фиксируют показатели, перечисленные в разд.2.
1.13. По окончании испытаний двигателя составляют отчет (техническую справку), в котором дают заключение о соответствии двигателя техническим условиям.
2.1. Испытательный стенд должен иметь оборудование для измерения следующих показателей:
2.1.1. крутящего момента двигателя с точностью ±1% измеренного крутящего момента, в нижней половине шкалы динамометра допускается ±2% измеренного крутящего момента.
Примечание. В системе измерения крутящего момента должны быть учтены потери на трение в системе;
(Измененная редакция, Изм. N 4, Поправка).
2.1.2. частоты вращения коленчатого вала с точностью ±0,5%;
2.1.3. расхода топлива с точностью ±1%;
2.1.4. температуры атмосферного воздуха на входе в двигатель с точностью ±1 °С;
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.1.5. температуры охлаждающей жидкости с точностью ±2 °С;
2.1.6. температуры масла с точностью ±2 °С;
2.1.7. температуры топлива с точностью ±2 °С;
2.1.8. температуры отработавших газов с точностью ±20 °С (только при приемочных испытаниях);
2.1.9. температуры газа (у газовых двигателей) с точностью ±2 °С;
2.1.10. барометрического давления с точностью ±200 Па (2,0 мбар);
2.1.11. давления масла с точностью ±20 кПа (200 мбар);
2.1.12. давления отработавших газов с точностью ±3% (только при приемочных испытаниях);
2.1.13. угла опережения зажигания или начала подачи топлива с точностью ±1° поворота коленчатого вала;
2.1.14. давления во впускном тракте с точностью ±200 Па (2,0 мбар) (только при приемочных испытаниях);
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.1.15. давления наддува.
2.1.16. При проведении контрольных испытаний (кроме периодических) и испытаний на безотказность допускается оценка параметров с погрешностями, соответствующими паспортным данным стендов, установленных на заводах до введения в действие настоящего стандарта, но не более чем в два раза превышающими погрешности, установленные настоящим стандартом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Измерениям подлежат температуры:
2.2.1. воздуха на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия в воздухоочиститель, а если воздухоочиститель не применяется, то на расстоянии не более 0,15 м от воздухозаборника;
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
2.2.2. отработавших газов на расстоянии не более 0,1 м за выходным фланцем выпускного трубопровода двигателя. При наличии у двигателя нескольких выпускных трубопроводов измерения проводят соответственно в каждом трубопроводе (только при приемочных испытаниях);
2.2.3. охлаждающей жидкости на выходе из головки (или головок) цилиндров в общем патрубке, ведущем к радиатору (теплообменнику);
2.2.4. масла в масляном баке для двигателей с сухим нижним картером или в картере двигателя, или в месте, установленном в технических условиях на двигатель;
2.2.5. воздуха, входящего в вентилятор системы охлаждения двигателя воздушного охлаждения, на расстоянии не более 0,15 м от входного коллектора;
2.2.6. двигателя воздушного охлаждения в точке, указанной в технических условиях на двигатель;
2.2.7. топлива в устройстве для измерения расхода топлива или на входе в топливную систему дизеля.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Измерениям подлежат давления:
2.3.1. атмосферное;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3.2. всасываемого воздуха во впускном трубопроводе (только при приемочных испытаниях). У двигателя с наддувом - после нагнетателя;
2.3.3. воздуха после вентилятора системы охлаждения двигателей воздушного охлаждения в месте, указанном в технических условиях на двигатель;
2.3.4. отработавших газов у выходного фланца выпускного трубопровода (только при приемочных испытаниях). У двигателей с наддувом - перед турбокомпрессором и после него;
(Измененная редакция, Изм. N 1).