ГОСТ 17.2.2.01-84
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Охрана природы. Атмосфера
ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ. ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Нормы и методы измерений
Nature protection. Atmosphere. Automobile diesels. Exhaust smoke opacity. Rates and methods of measurement
МКС 13.040.50
43.060
ОКП 45 6142
Дата введения 1985-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1984 г. N 976 дата введения установлена 01.07.85
Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного cовета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
ВЗАМЕН ГОСТ 19025-73
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2006 г.
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дизели и устанавливает предельно допустимые нормы дымности отработавших газов и методы измерений дымности при стендовых испытаниях дизелей.
Стандарт не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в справочном приложении 1.
1.1. Дымность отработавших газов измеряют на режимах внешней скоростной характеристики двигателя по ГОСТ 14846-81 и на режиме свободного ускорения.
1.2. Дымность отработавших газов автомобильных дизелей до 01.01.88 не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в табл.1.
Таблица 1
Режим испытаний | Предельно допустимая норма дымности отработавших газов , %, не более |
Режим скоростной характеристики | 45 |
Режим разгона для дизелей: | |
без наддува | 40 |
с наддувом | 50 |
1.3. Дымность отработавших газов автомобильных дизелей после 01.01.88 не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в табл.2, в зависимости от условного расхода отработавших газов при испытании на установившихся режимах.
Таблица 2
Условный расход отработавших газов , дм/с | Предельно допустимая норма дымности отработавших газов , %, не более |
До 42 включ. | 60 |
50 | 56 |
75 | 50 |
100 | 45 |
125 | 41 |
150 | 39 |
175 | 37 |
200 | 35 |
Св. 200 | 34 |
Примечания:
1. Промежуточные значения определяют интерполированием.
2. Дымность на режиме свободного ускорения не должна превышать предельно допустимую норму дымности, установленную для конкретного типа дизеля на установившемся режиме. Для двигателей с системой газотурбинного наддува дымность на режиме свободного ускорения не должна превышать предельные нормы, установленные в табл.2 для частоты вращения, при которой дымность достигает максимального значения, измеренного при испытаниях на установившемся режиме, более чем на 10% в единицах измерения шкалы прибора.
3. При наличии в измерительном приборе шкалы, выраженной в показателях коэффициента поглощения , перевод значений дымности в значения коэффициента поглощения производят согласно графику черт.1.
Черт.1
1.4. Условный расход отработавших газов в дм/c следует вычислять по формулам:
- для четырехтактных дизелей;
- для двухтактных дизелей,
где - рабочий объем цилиндров дизеля, дм;
- частота вращения коленчатого вала, измеренная при испытании, с.
2.1. Общие положения
2.1.1. Дымность отработавших газов измеряют у дизелей, прошедших предварительные, приемочные и периодические испытания.
2.1.2. Дымность отработавших газов измеряют на режимах внешней скоростной характеристики от максимальной частоты вращения до большей из двух: 0,45 или 16,7 с, при этом дымность измеряют не менее чем шесть раз через равные интервалы частот вращения, включая режим максимального крутящего момента, и свободного ускорения.
2.1.3. Для дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан, дымность отработавших газов должна измеряться при включенном и выключенном агрегате наддува и перепускном клапане в объеме, указанном в п.2.1.2. В качестве оценочного показателя принимают большее из двух измеренных значений.
2.2. Условия измерений