Отменен в части
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ 12.2.056-81

Группа Т58

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

ЭЛЕКТРОВОЗЫ И ТЕПЛОВОЗЫ КОЛЕИ 1520 мм

     
Требования безопасности

     
Occupational safety standards system. Electric and diesel locomotives for
1520 mm gauge. Safety requirements

     

Дата введения 1983-01-01

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР, Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и Министерством электротехнической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.05.81 N 2663

Изменение N 3

принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24.05.2001)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.0.003-74

1.1.5

ГОСТ 12.1.003-83

3.6.4

ГОСТ 12.1.004-91

1.5.1

ГОСТ 12.1.005-88

3.7.4, 4.2.4

ГОСТ 12.2.003-91

1.1.1, 5.2

ГОСТ 12.4.012-83

Приложение 4

ГОСТ 12.4.026-76

1.6.1; 1.6.2.2

ГОСТ 1759.0-87

2.8

ГОСТ 1759.1-82

2.8

ГОСТ 1759.2-82

2.8

ГОСТ 1759.3-83

2.8

ГОСТ 1759.4-87

2.8

ГОСТ 1759.5-87

2.8

ГОСТ 5365-83

3.3.13

ГОСТ 5727-88

3.2.2

ГОСТ 7502-98

Приложение 1

ГОСТ 9238-83

1.1.2; 1.2.3; 1.2.4; 1.2.6; 3.1.2; 3.2.4; 3.2.8

ГОСТ 15150-69

3.2.16

ГОСТ 16350-80

1.1.6; 1.5.7; 3.7.6

ГОСТ 17168-82

Приложение 3

ГОСТ 17187-81

Приложение 3

ГОСТ 21130-75

2.8

ГОСТ 21339-82

3.2.8

ГОСТ 21752-76

3.3.5

ГОСТ 21753-76

3.3.5

ГОСТ 21786-76

1.3.3

ГОСТ 21829-76

3.3.13

ГОСТ 21889-76

3.4.3; 3.4.6

ГОСТ 22269-76

3.1.3

ГОСТ 22339-88

1.3.2; 1.3.4; 1.3.10; 1.4.1; 1.4.4; 1.5.2; 1.5.3; 1.7.1; 1.7.2; 1.7.4; 1.8.1; 1.9.3; 3.1.1; 3.1.2; 3.2.9; 3.2.10; 3.2.11; 3.3.1; 3.3.5; 3.3.7; 3.3.12; 3.3.17; 3.4.1; 3.4.2; 3.4.5; 3.8; 4.1.4

ГОСТ 22613-77

3.3.10

ГОСТ 22615-77

3.3.10

ГОСТ 22896-77

1.6.2.1

ГОСТ 22947-78

1.6.2

ГОСТ 24179-80

3.2.3

ГОСТ 24940-96

3.5.3, 4.2.3

ГОСТ 26824-86

3.5.4

СН 181-70

1.6.2.7



5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1985 г., июне 1988 г., сентябре 2001 г. (ИУС N 10-85, 11-88, 11-2001 г.)


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции электровозов и тепловозов, в том числе газотурбовозов (далее - локомотивы) колеи 1520 мм.

Требования настоящего стандарта распространяются на вновь проектируемые локомотивы и частично, по согласованию между изготовителем и заказчиком, - на изготавливаемые локомотивы.

Вновь проектируемыми считаются локомотивы, технические задания на которые или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после 1 января 1983 г.

Стандарт не распространяется на эксплуатируемые локомотивы, тяговые агрегаты и другие специальные локомотивы для особых технологических перевозок на промышленных предприятиях, а также на локомотивы, предназначенные на экспорт.

В стандарте учтены рекомендации Организации сотрудничества железных дорог по стандартизации Р652.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

     1.1. Общая компоновка

1.1.1. Конструкция локомотивов должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, настоящего стандарта и другой технической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.1.2. Габарит локомотивов должен соответствовать ГОСТ 9238 и чертежу вписывания в габарит, согласованному с заказчиком.

1.1.3. Кабина машиниста должна быть расположена на локомотиве таким образом, чтобы из нее обеспечивалась видимость машинистом и его помощником, находящимся в положении сидя и стоя, пути следования, напольных сигналов, контактного провода, а также видимость машинистом или его помощником в положении стоя вагонов при подъезде к составу и рабочей зоны персонала, участвующего в маневрах. Расстояние от передней грани головки автосцепки маневровых локомотивов до начала прямолинейного участка, на котором машинист и его помощник в положении высунувшись из бокового окна на 150 мм (от наружной поверхности стекла до сагиттальной плоскости головы на уровне глаз) видят вперед по движению наиболее удаленный от себя рельс, не должно превышать 45 м.

1.1.2, 1,1.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.4. Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи должны быть установлены вне кабины машиниста. На электровозах и тепловозах указанные агрегаты не должны находиться под ее полом и над потолком.

1.1.5. Конструкция локомотивов должна обеспечивать безопасность локомотивных бригад и защиту от воздействия возникающих на локомотиве вредных и опасных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003, нормируемых настоящим стандартом. Конструкция локомотивов должна также обеспечивать удобный и безопасный доступ к агрегатам и механизмам при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте локомотивов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.6. Исполнение локомотивов должно обеспечивать нормальные условия труда, предусмотренные настоящим стандартом, при параметрах окружающего воздуха, заданных по ГОСТ 16350.

1.1.7. По требованию заказчика машинное (дизельное) помещение на тепловозах с кузовом вагонного типа и электровозах отделяют от кабины машиниста тамбуром (шлюзом). Тамбур может быть образован задней стенкой кабины с одной стороны и стенкой высоковольтной камеры, шахты охлаждающего устройства или стенкой другого оборудования с противоположной стороны. В тамбуре допускается размещение вспомогательного оборудования и приборов контроля его работы при условии обеспечения свободного прохода шириной не менее 500 мм в кабину машиниста.

     1.2. Площадки, двери, подножки, поручни и лестницы

1.2.1. Многосекционные локомотивы должны иметь закрытые площадки для перехода из одной секции в другую. Необходимость устройства переходных площадок между кабинами машинистов локомотивов, предназначенных для работы по системе многих единиц, определяют по требованию заказчика.

Ширина переходной площадки должна быть не менее 0,6 м, а высота - не менее 1,8 м.

1.2.2. На крыше электровозов должны быть настилы (трапы) для прохода персонала при осмотре крышевого оборудования.

Ширина настила должна быть (350±50) мм. Допускается уменьшение ширины настила до 250 мм в местах установки люков крыши электровоза на длине до 2500 мм. Поверхность настила должна препятствовать скольжению.

1.2.1, 1.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.3. Локомотивы с кузовом капотного типа должны иметь боковые и торцевые площадки. Ширина боковых и торцевых площадок должна быть не менее 550 мм. Допускаются местные сужения ширины прохода на этих площадках до 450 мм на длине не более 1000 мм. На локомотивах, строящихся по габаритам 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ по ГОСТ 9238, размеры площадок устанавливают по согласованию между разработчиком и заказчиком.