Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 1288


Об утверждении государственной программы
"Охрана и сохранение историко-культурного
 наследия Брянской области"
 (2012 - 2015 годы)

(с изменениями на 10 июня 2013 года)



________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением администрации Брянской области от 29.05.2012 N 462,

постановлением администрации Брянской области от 31.07.2012 N 686,

постановлением администрации Брянской области от 05.12.2012 N 1122,

постановлением администрации Брянской области от 28.12.2012 N 1294,

указом Губернатора Брянской области от 25.03.2013 N 265, (с изменениями, внесенными: указом Губернатора Брянской области от 10.06.2013 N 417).

________________________________


В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области", в целях охраны и сохранения историко-культурного наследия Брянской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2012 - 2015 годы).

2. Опубликовать настоящее постановление на сайте администрации Брянской области в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.

Губернатор
Н.В. Денин


 Утверждена
                                   постановлением администрации
                                   Брянской области
                                   от 30 декабря 2011 г. N 1288


Государственная программа
"Охрана и сохранение историко-культурного наследия
Брянской области" (2012 - 2015 годы)


Паспорт
государственной программы "Охрана и сохранение
историко-культурного наследия Брянской области"
(2012 - 2015 годы)

Наименование государственной программы

-

"Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Ответственный исполнитель государственной
программы

-

комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Перечень долгосрочных целевых программ (в ред. постановления администрации Брянской области от 29.05.2012 N 462)

-

отсутствуют

 

Перечень подпрограмм

-

подпрограмма "Объекты культурного наследия" (2012 - 2015 годы)

Цели государственной программы

-

обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области, создание условий для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области и качественное улучшение системы государственного контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами требований по содержанию объектов культурного наследия, находящихся в их собственности (пользовании)

Задачи государственной программы (в ред. постановления администрации Брянской области от 29.05.2012 N 462)

-

создание условий для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области;

     качественное улучшение системы государственного контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами требований по содержанию объектов культурного наследия, находящихся в их собственности (пользовании)

Срок реализации государственной программы

-

2012 - 2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

-

общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 171776,1 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 54472,8 тыс. рублей;

2013 год - 39101,1 тыс. рублей;

2014 год - 39101,1 тыс. рублей;

2015 год - 39101,1 тыс. рублей

(в ред. постановления администрации Брянской области от 05.12.2012 N 1122)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

доля проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и Брянской области в области охраны объектов культурного наследия регионального значения, в ходе проведения которых были выявлены нарушения:

     2012 год - 6,5 %;
     2013 год - 6,0 %;
     2014 год - 5,7 %;
     2015 год - 5,5 %;

     доля исполненных в отчетном периоде предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде:

     2012 год - не менее 80 %;
     2013 год - не менее 85 %;
     2014 год - не менее 90 %;
     2015 год - не менее 95 %;

     доля объектов культурного наследия, в отношении которых оформлены охранные обязательства с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия:

     2012 год - 10,2 %;
     2013 год - 10,2 %;
     2014 год - 10,2 %;
     2015 год - 10,2 %;

     доля объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу:

     2012 год - 3,6 %;
     2013 год - 3,7 %;

     2014 год - 3,7 %;

     2015 год - 3,7 %;

     доля исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по разработке, корректировке зон охраны, установлены необходимые ограничения и обременения в отношении хозяйственной деятельности:

      
     2012 год - 0,1 %;
     2013 год - 0,1 %;
     2014 год - 0,1 %;

     2015 год - 0,1 %;

     доля объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны проекты предстоящих ремонтно-реставрационных работ:

           
     2012 год - 0,3 %;
     2013 год - 0,3 %;
     2014 год - 0,3 %;

     2015 год - 0,3 %;

     доля объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния:

      
     2012 год - 0,85 %;
     2013 год - 0,9 %;
     2014 год - 0,9 %;

     2015 год - 0,9 %;

(в ред. постановления администрации Брянской области от 05.12.2012 N 1122)

     доля объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны предметы охраны, установлены границы и разработаны ограничения по пользованию:

      
     2012 год - 1,6 %;
     2013 год - 1,7 %;
     2014 год - 1,7 %;

     2015 год - 1,7 %;

     количество изданных научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия к общему количеству памятников истории и культуры:

      
     2012 год - 1;
     2013 год - 1;
     2014 год - 1;

     2015 год - 1.

 

Ожидаемые результаты (показатели) реализации долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 - 2015 годы) отражены в паспорте программы (приложение 1 к государственной программе).


Введение

Брянщина с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом как материального, так и тесно связанного с ним духовного культурного наследия России. Значительные исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах и являются хранилищем культурного наследия.

На территории нашей области сконцентрировано большое количество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на июль 2011 года в списке памятников истории и культуры Брянской области насчитывается 3156 объектов культурного наследия, из них 97 имеют статус объектов федерального значения, 1871 - регионального и 1188 - вновь выявленные.

Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.

Памятники истории и культуры Брянской области составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.

Согласно требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации. Вместе с этим объекты наследия могут и должны рационально использоваться, приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в процесс социально-экономического развития населения с использованием самых разнообразных экономических, правовых и нравственных регуляторов.

I. Характеристика текущего состояния сферы охраны и
 сохранения объектов культурного наследия Брянской области

           

К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников истории и культуры Брянского края находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.

Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие ХХ века объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация, консервация и т.д.), а также заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере. Несмотря на то, что с реализацией долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006 - 2010 годы) ситуация в сфере охраны и сохранения культурного наследия области несколько улучшилась, техническое состояние памятников истории и культуры почти на 75 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 60 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов. К ним относятся такие широко известные в России архитектурные комплексы, как усадьбы графа Завадовского в селе Ляличи Суражского района, Безбородко в селе Гринево Погарского района, Гулевича в селе Мирковы Уты Выгоничского района, Миклашевского в селе Понуровка Стародубского района, и многие другие. Необходимо выполнить вторую очередь реставрационных и восстановительных работ музея-усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге Почепского района.

Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Их остались единицы. Среди них объекты культурного наследия в селах Елионка и Понуровка Стародубского района, Красный Рог Почепского района, Душатино Суражского района и храмовые объекты в ряде других районов.

Состояние исторических поселений близко к критическому. Ведется необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях. Примером может служить интенсивное освоение исторической среды в последние десятилетия в Брянске, Стародубе, Трубчевске и других городах области.

Значительная часть объектов, прежде всего усадебных комплексов, оказалась бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что на протяжении последних десятилетий многие усадебные комплексы превратились в руины.

Серьезные проблемы сложились и в области выявления, изучения, государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия. Существовавшая в предшествующие десятилетия система организации и управления в этой сфере требует уточнения и корректировки для учета новых реалий.

Проблемой сохранения объектов археологического наследия является и постоянно увеличивающееся количество раскопок "черных" археологов. Не избежали участи хищнических раскопок многие известные археологические комплексы.

Резко снизилась культура исполнения реставрационных работ. Часто это не реставрация, а непрофессиональный ремонт. Требования Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Необходимо поставить запрет такой реставрации. Нельзя подменять подлинные памятники истории и культуры путем замены их на копии из современных строительных материалов.

Современное положение в сфере сохранения объектов наследия характеризуется полномасштабным проявлением сформировавшихся в предшествующие годы тенденций негативного воздействия техногенных и экологических факторов на памятники истории и культуры. Все более явно дают знать о себе последствия накопления многолетнего груза экологических воздействий и их кумулятивного эффекта для памятников, демонстрируя таким образом переход количественных изменений в качественные. Особое внимание обращают ученые на то обстоятельство, что большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимо.

Следует отметить, что культурное и архитектурно-градостроительное наследие Брянщины еще недостаточно изучено. Нельзя забывать, что в течение десятилетий почти не изучались целые эпохи развития местного зодчества, в частности, архитектура второй половины XIX - начала XX века, и целые типологические области строительства: культовые сооружения, индивидуальные жилые дома, дворянские и купеческие усадьбы и др.

Основные показатели современного состояния сферы охраны и сохранения объектов культурного наследия Брянской области приведены ниже.

(таблица в ред. постановления администрации Брянской области от 29.05.2012 N 462)

N пп

Показатель

Фактическое значение показателя на конец
2009 года, %

Фактическое значение показателя на конец 2010 года, %

Фактическое значение показателя на конец 2011 года, %

1.

Доля проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и Брянской области в области охраны объектов культурного наследия регионального значения, в ходе проведения которых были выявлены нарушения

8,3

8,3

7

2.

Доля исполненных в отчетном периоде предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде

65

70

75

3.

Доля объектов культурного наследия, в отношении которых оформлены охранные обязательства с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия

8

10

10,1

4.

Доля объектов культурного наследия,
в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу

1,7

1,9

3

5.

Доля исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по разработке, корректировке зон охраны, установлены необходимые ограничения и обременения в отношении хозяйственной деятельности

0,1

0,1

0,1

6.

Доля объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны проекты предстоящих ремонтно-реставрационных работ

0,1

0,1

0,4

7.

Доля объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния

1,1

1

1

8.

Доля объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны предметы охраны, установлены границы и разработаны ограничения по пользованию

0,1

0,1

0,9

II. Описание приоритетов государственной политики в сфере охраны
и сохранения объектов культурного наследия Брянской области, цели
и задачи государственной программы

(в ред. постановления администрации Брянской области от 29.05.2012 N 462)

               

Основная цель государственной программы: обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:

создать условия для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области;

качественно улучшить систему государственного контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами требований по содержанию объектов культурного наследия, находящихся в их собственности (пользовании).

III. Срок реализации государственной программы

               

Срок реализации государственной программы - 2012 - 2015 годы.


IV. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы

(в ред. постановления администрации Брянской области от 05.12.2012 N 1122)


Общий объем финансирования государственной программы - 171776,1 тыс. рублей, в том числе:

          2012 год - 54472,8 тыс. рублей;

          2013 год - 39101,1 тыс. рублей;

          2014 год - 39101,1 тыс. рублей;

          2015 год - 39101,1 тыс. рублей.

V. Описание основных мер правового регулирования, направленных
на достижение целей (решение задач) государственной программы

         

При разработке и реализации государственной программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2012 - 2015 годы) ответственный исполнитель программы руководствуется федеральными законами от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", законами Брянской области от 8 февраля 2006 года N 11-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области", от 6 декабря 2010 года N 105-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 26 ноября 2009 года N 1249 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Исполнение функций государственного заказчика по долгосрочным целевым программам в сфере деятельности комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области", от 21 июля 2011 года N 666 "Об утверждении административного регламента комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия", от 15 августа 2011 года N 746 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача охранных документов (охранных обязательств-договоров, охранных договоров) собственникам и пользователям объектов культурного наследия" в комитете по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области", Положением о комитете, утвержденным постановлением администрации области от 29 декабря 2007 года N 1089 "О создании комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»