ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2012 года года № 31


Об утверждении комплексного инвестиционного плана развития
Нижегородской области на период до 2015 года

(с изменениями на 10 апреля 2014 года)


-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.04.2014 № 232
-----------------------------------------------------------------------



В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2010 года № 892 "О разработке среднесрочной программы экономического и социального развития Нижегородской области и комплексного инвестиционного плана Нижегородской области", в целях формирования благоприятного инвестиционного климата на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплексный инвестиционный план развития Нижегородской области на период до 2015 года (далее - КИП региона).
    (Пункты 2,3 исключены постановлением Правительства области от 10.04.2014 № 232 -см.предыдущую редакцию)

4. Министерству инвестиционной политики Нижегородской области совместно с министерством экономики Нижегородской области подготовить предложения по формам государственно-частного партнерства в рамках развития кластерной политики по управлению инфраструктурными проектами в составе КИП региона.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области при планировании развития территорий учитывать КИП региона и опыт разработки комплексных инвестиционных планов моногородов Нижегородской области.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова и заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Н.В.Казачкову.(Пункт 6 в ред. постановления Правительства области от 10.04.2014 № 232 -см.предыдущую редакцию)

7. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                          В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 25 января 2012 года № 31


(
в ред. постановления Правительства области от 10.04.2014 № 232
 -см.
предыдущую редакцию)

Комплексный инвестиционный план развития
Нижегородской области на период до 2015 года


     Паспорт
     комплексного инвестиционного плана развития
     Нижегородской области на период до 2015 года

Наименование КИП региона

Комплексный инвестиционный план развития Нижегородской области на период до 2015 года
(далее - КИП региона)

Основание для разработки КИП региона

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации";

Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 165-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года;

Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";

Закон Нижегородской области от 11 марта 2010 года № 40-З "Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве";

Поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года № Пр-3534 о разработке и реализации региональных программ по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации;

постановление Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2010 года № 892 "О разработке среднесрочной программы экономического и социального развития Нижегородской области и комплексного инвестиционного плана Нижегородской области";

протокол расширенного заседания рабочей группы по вопросам региональной и муниципальной политики Общественного Совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации от 15 декабря 2010 года

Основные разработчики КИП региона

Министерство экономики Нижегородской области;

Органы исполнительной власти Нижегородской области - члены межведомственной рабочей группы по разработке КИП региона, созданной в соответствии с поручением Губернатора Нижегородской области от 22 июня 2011 года № Пр-001-28/11-0-0;

Привлеченные организации (по согласованию)

Основная цель КИП региона

Повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области

Основные задачи КИП региона

Обеспечение быстрого и устойчивого экономического роста через активизацию "точек роста".

Устранение ограничений и критических рисков развития.

Сроки и этапы реализации КИП региона

2012-2015 годы

КИП региона реализуется в 1 этап

Индикаторы достижения целей КИП региона

В 2015 году:

- объем ВРП на душу населения составит 405,7 тыс. руб.  

- объем инвестиций в основной капитал - 370,9 млрд. руб.

- объем иностранных инвестиций - 670 млн. долл.

Исполнители мероприятий КИП региона

органы исполнительной власти Нижегородской области;

органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области (по согласованию);

частные инвесторы (по согласованию)

Предполагаемые объемы и источники финансирования КИП региона

Ожидаемый объем инвестиций за 2012-2015 годы составит порядка 1 трлн.руб.

Система организации и контроля исполнения плана

Контроль за исполнением КИП региона осуществляет Правительство Нижегородской области

Общие положения (Введение)


Комплексный инвестиционный план Нижегородской области на период до 2015 года является одним из основных инструментов реализации Программы социального и экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года (далее - Программа области) и Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия развития Нижегородской области).

КИП региона разработан при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации.

Формирование КИП региона выстраивалось в тесной увязке с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Актуальность разработки КИП региона обусловлена тем фактором, что в современных условиях, определяемых нестабильностью и неопределенностью перспектив развития внешней среды, достижение стратегических целевых ориентиров развития требует постоянного мониторинга возможных рисков и соответствующей корректировки региональной политики в части разработки упреждающих мер, препятствующих их реализации, максимально эффективно используя имеющиеся возможности.

При этом центральным элементом стратегического управления Нижегородской областью (далее - область, регион) становится конкурентная борьба за привлечение ресурсов, прежде всего инвестиционных.

Необходимость существенных изменений в планировании развития региона продиктована также сменой парадигмы государственного регулирования экономики и социальной сферы, которая в настоящее время происходит на федеральном уровне, а именно переходом на поддержку "точек роста", дающих мощный мультипликативный эффект для развития (переход на программный бюджет, грантовую поддержку и так далее).

В рамках Программы области на основе анализа социально-экономического положения Нижегородской области определены ключевые группы рисков достижения стратегических целей развития области и основные направления действий по их устранению:

Группы рисков

Действия по снижению рисков

     Первая группа рисков. Риски устойчивому развитию экономики

 - дальнейшая диверсификация экономики;

- развитие кластеров как полюсов конкурентоспособности

Вторая группа рисков. Риски, влияющие на производительность труда

- технологическая модернизация экономики;

- стимулирование инноваций;

- развитие экспорта и импортозамещения

Третья группа рисков. Социально-демографические риски

- модернизация здравоохранения и стимулирование здорового образа жизни;

- развитие образования в соответствии с потребностями экономики;

- совершенствование системы социальной защиты населения;

- повышение экологической безопасности

Четвертая группа рисков. Инфраструктурные риски

- снятие энергодефицита;

- развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

- модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры


КИП региона предоставляет дополнительную возможность определения оптимального набора действий по снижению рисков в виде формирования "портфелей" основных (ключевых) инвестиционных проектов, которым необходимо обеспечить государственную поддержку.

В КИП региона сформировано два инвестиционных "портфеля":

- Портфель 1 направлен на активизацию "точек роста" и повышение инвестиционного потенциала Нижегородской области - "закрывает" преимущественно первую и вторую группы рисков;

- Портфель 2 направлен на снятие ограничений развития, в том числе на снижение инвестиционных рисков - "закрывает" преимущественно третью и четвертую группы рисков.

КИП региона вводится новый интегральный показатель "капитал субъекта" (капитал Нижегородской области). Введение данного понятия позволяет интегрировать социальные и экономические показатели, предусматривать приоритеты в управлении капиталом Нижегородской области, чтобы достигать его наибольшего роста.

Таким образом, через развитие инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков достигается главная цель КИП региона - повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области.

Отбор инвестиционных проектов для Портфелей 1 и 2 осуществляется в соответствии с методикой отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов (приложение 1).

Весь массив инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Нижегородской области (более 2000 проектов на общую сумму порядка 800 млрд. рублей), систематизирован в электронном Атласе-матрице инвестиционных проектов КИП региона по состоянию на 1 октября 2011 года (далее - Атлас ИП). Актуализация электронного атлас-матрицы инвестиционных проектов возможна на любую дату, исходя из любой информации.

Каждый проект Атласа ИП характеризуется набором параметров (около 40), включая характеристики самого проекта (например, сроки реализации, объем инвестиций и так далее), ожидаемый эффект от реализации проекта (например, количество новых рабочих мест, налоговые поступления и так далее), критерии для отбора проектов в Портфели 1 и 2: оценка статуса проекта (вхождение в ОЦП, в КИП моногорода, в число приоритетных проектов и так далее), определение эффективности проекта (бюджетная эффективность, окупаемость, социальная эффективность, самодостаточность и так далее), оценка нейтрализации рисков, вклада в развитие (вхождение в кластер, зону опережающего развития, влияние на динамику "капитала субъекта").

Атлас ИП позволяет в автоматизированном режиме формировать Портфели 1, 2, а также группировать инвестиционные проекты с произвольным набором характеристик, что обеспечивает возможность проведения многофакторного анализа всего массива инвестиционных проектов, в том числе по выявлению проблем с недостаточностью проектов для парирования того или иного риска, по оценке влияния зон опережающего развития на динамику "Капитала субъекта" и так далее.

Встраивание КИП региона в Программу области, как инструмента ее реализации, обеспечивает управляемость инвестиционного процесса, направленную на наиболее эффективное решение поставленных стратегических задач социально-экономического развития.

________________________________

Описание капитала субъекта представлено в разделе 1.2

Электронная атлас-матрица инвестиционных проектов хранится в министерстве экономики Нижегородской области

1. Диагностика инвестиционной привлекательности Нижегородской области


1.1. Анализ региональной политики по формированию инвестиционного климата


По уровню инвестиционной привлекательности Нижегородская область является одной из наиболее успешных в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и в России, что подтверждается регулярными данными рейтинговых агентств (как российских, так и международных). По объему инвестиций регион поднялся с 18 места в Российской Федерации в 2005 году до 13 места в 2010 году, а в ПФО по итогам 2010 года занял 2 место. Объем иностранных инвестиций за 2005-2010 годы вырос в 4 раза.

В 2010 году Нижегородская область заняла 2 место в общероссийском  ежегодном конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации в номинации "За обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики".

Все меры поддержки инвестиционной деятельности в Нижегородской области осуществляются в соответствии с региональным законодательством, которое, по оценке независимых экспертов, является одним из самых прогрессивных в России.

В 2004 году был принят Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области", который предусматривает меры государственной поддержки для инвесторов, реализующих приоритетные для Нижегородской области проекты.

В соответствии с названным законом, инвесторам, реализующим приоритетные проекты, предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки. Финансовая помощь предполагает:

- налоговые льготы;

- компенсацию части процентной ставки по кредитам;

- освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности, в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области.

Нефинансовые меры поддержки включают в себя:

- минимизацию бюрократических рисков на всех этапах реализации проекта;

- поддержку ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти;

- распространение позитивной информации об инвесторе и так далее.

На сегодняшний день приоритетными признано 68 проектов с общим объемом инвестиций 179,4 млрд. рублей.

В регионе эффективно работает административный механизм предоставления земельных участков и сопровождения инвестиционных проектов.

В 2006 году был создан инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 года № 47) (далее - Инвестсовет), который обеспечивает режим "одного окна" в работе с инвесторами, в результате чего значительно возросла оперативность рассмотрения инвестиционных заявок и подготовки необходимой разрешительной документации по инвестиционным проектам.

За время деятельности Инвестсовета (с февраля 2006 года по сентябрь 2011 года) суммарный объем инвестиций по одобренным на его заседаниях проектам составил 1,6 трлн. рублей.

Одной из функций Правительства Нижегородской области является формирование банка данных свободных земельных участков на территории Нижегородской области для реализации инвестиционных проектов с выделением "зеленых" и "коричневых" площадок. В настоящий момент ведется работа по разработке концепции комплексного развития инвестиционных площадок на территории муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Кроме того, на 2012 год запланированы предпроектные проработки подведения инженерной и транспортной инфраструктуры к инвестиционным площадкам.

Одной из мер Правительства Нижегородской области по стимулированию инвестиционной деятельности является развитие инфраструктуры, в том числе создание технопарков на территории области.

В рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 328-р, в Нижегородской области реализуются 2 проекта: строительство Нижегородского технопарка информационных технологий в поселке Анкудиновка и создание технико-внедренческого Открытого парка в поселке Сатис Дивеевского района.

Кроме того, в 2011 году был принят Закон Нижегородской области от 4 марта 2011 года № 34-З "О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области", направленный на создание благоприятных условий для развития НИОКР и внедрения ее результатов в производство, привлечение инвесторов в научно-технологическую сферу, развитие наукоемких производств.

Еще одним направлением политики Правительства Нижегородской области по привлечению инвестиций и созданию на территории региона благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов является создание промышленных парков.

В настоящее время осуществляется работа по подготовке проекта закона Нижегородской области "О промышленных парках в Нижегородской области".

Данный закон позволит создавать в области специальные инженерно-подготовленные территории, которые будут объединять производственные и иные предприятия посредством общей инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры и взаимной производственной кооперации (отраслевой промышленный парк).

Государственная поддержка резидентов промышленных парков будет осуществляться в виде предоставления налоговых льгот, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита, субсидий на создание и развитие инфраструктуры промышленных парков и так далее.

В настоящее время ведется активная работа по созданию двух промышленных парков "Дзержинск-Восточный" и "Бор-Центральный". Практика строительства парка "Дзержинск-Восточный" свидетельствует о том, что создание таких промышленных парков будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в регион.

Так, на территории данного парка планируют разместить свои производства компании ООО "Ланкесс", ООО "Данфосс" и ООО "А.Раймонд Рус".

Новым направлением инвестиционной политики Нижегородской области является развитие механизмов государственно-частного партнерства, реализация которого позволит привлекать дополнительные инвестиции в область, особенно в объекты общественной инфраструктуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»