Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2006 года № 127


Об утверждении Стратегии развития
Нижегородской области до 2020 года

(с изменениями на 6 октября 2016 года)

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2020 года № 132

_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.03.2009 № 130;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2016 № 681          
------------------------------------------------------------------------


В целях совершенствования стратегического управления развитием Нижегородской области, обеспечения лидирующих в России позиций области по росту качества жизни и в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Нижегородской области до 2020 года.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2005 года № 61 "О Стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
     (Пункт 3 в ред. постановления Правительства Нижегородской области
от 20.03.2009 № 130- см. предыдущую редакцию)




Губернатор                                             В.П. Шанцев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 17.04.2006 № 127

     

Стратегия развития
Нижегородской области
до 2020 года  

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 20.03.2009 № 130; от 06.10.2016 № 681)    

 
Содержание
(в ред. постановления Правительства области от 06.10.2016 № 681
- см.
предыдущую редакцию)

Введение

2

1. Нижегородская область сегодня

4

2. Вызовы

7

3. Ключевые проблемы Нижегородской области

9

4. Преимущества Нижегородской области

11

5. Видение - Нижегородская область в 2020 году

14

6. Стратегические цели

16

7.Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области

17

8. Стратегический фокус

24

9. Целевая структура экономики и прогнозы

28

10. Ключевые направления деятельности Правительства по реализации Стратегии

34

Приложение 1

41

Приложение 2

     

Введение

 

На заседании Правительства Нижегородской области от 25.10.2005 было принято решение о разработке долгосрочной Стратегии Нижегородской области. Процесс планирования включает три основных этапа (рис.1): стратегический анализ, разработка долгосрочной стратегии развития области до 2020 года и разработка среднесрочного (пятилетнего) плана действий Правительства области по реализации стратегии.

На этапе стратегического анализа была проведена оценка конкурентоспособности области по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни, а также условий для ведения бизнеса. Была проанализирована налоговая база и расходы консолидированного бюджета.      


В результате анализа конкурентоспособности были выявлены наиболее значимые преимущества области и проблемы, препятствующие ее развитию. Также был проведен детальный анализ текущего состояния 25 ключевых секторов экономики области и оценены перспективы развития этих секторов на территории области с учетом глобальных и национальных тенденций. Принимая во внимание различные сценарии развития, были построены прогнозы для ключевых секторов экономики области до 2020 года, включая: потенциал роста выручки в каждом секторе, уровень производительности труда, количество занятых и средний уровень заработной платы, экспортный потенциал сектора и отраслевые риски, а также определены проблемы и ограничения для развития секторов экономики на территории области.

По результатам анализа ключевых секторов экономики были определены отраслевые приоритеты Правительства области, при этом во внимание принимались две группы критериев: привлекательность сектора с точки зрения его потенциального вклада в экономику области и наличие на территории области предпосылок и условий для успешного развития сектора. Учитывая неоднородность территории области с точки зрения условий для развития определенных секторов экономики, область была разделена на четыре территориальные зоны, объединяющие ряд районов области: лесопромышленная зона, промышленная и научно-образовательная зона, инновационная зона и агропромышленная зона. Отраслевые приоритеты в этих территориальных зонах были уточнены с учетом особенностей, входящих в эти зоны территорий. Принимая во внимание целевую структуру экономики, были сформулированы требования к развитию региональной инфраструктуры (транспорт и энергетика), а также определены требования к структуре трудовых ресурсов. Наличие отраслевых приоритетов, а также понимание проблем и ограничений, препятствующих развитию приоритетных секторов экономики, также позволило определить наиболее важные направления деятельности Правительства по стимулированию экономического роста.

На основе данных стратегического анализа была построена экономическая модель Нижегородской области. В результате моделирования с учетом различных сценариев развития, а также целевой структуры экономики были спрогнозированы ключевые экономические показатели области на период до 2020 года, включая уровень доходов населения.

Данный документ "Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года" с одной стороны, содержит: описание текущего состояния экономики области, вызовов, конкурентных преимуществ и ключевых проблем, а с другой - представление о будущем области, долгосрочных целях Правительства, а также определенных стратегических приоритетах, на которых Правительство области будет концентрировать свои усилия и имеющиеся в распоряжении ресурсы.

В процессе работ над Стратегией развития области были организованы 26 рабочих групп, в которых приняли участие отраслевые эксперты, руководители ключевых предприятий области, представители Правительства области и консультанты.

Для обеспечения профессиональной поддержки процесса разработки Стратегии был привлечен стратегический консультант ООО "Стратегика".

1. Нижегородская область сегодня

 

(в ред. постановления Правительства области от 06.10.2016 № 681)

     Нижегородская область сегодня это:

территория - 74,8 тыс. кв. км (0,4% территории России);

население - 3524 тыс. чел (2,4% населения России);

ВРП - 222,4 млрд. руб. (2003 г.) (1,9% ВВП России).

Граничит с Рязанской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской областями, Марийской, Мордовской и Чувашской республиками.

Реки - Волга, Ока, Сура, Ветлуга.

Нижегородская область занимает только 32 место по уровню доходов на душу населения (по состоянию на 2004 год) среди регионов России и 28 место по объему ВРП на душу населения (2003 г.).     

          

  
   С 2001 по 2004 год в структуре ВРП Нижегородской области росла доля промышленности и составила около 40,3% в 2004 году.

По объему выручки в области лидируют автомобилестроение (доля сектора в общей выручке в экономике = 13,8%), транспорт и логистика (8,5%), пищевая промышленность (7,4%), черная металлургия (6,8%), при этом среди поддерживающих секторов лидируют телекоммуникации (4,6%) и электроэнергетика (3,9%).

___________________________________    

     Перечень базовых и поддерживающих секторов экономики см. в приложении 1
    (Сноска изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 06.10.2016 № 681 - см. предыдущую редакцию)

 

    

Наибольшую занятость населения обеспечивают автомобильная промышленность (93 тыс. чел.), сельское хозяйство (73 тыс. чел.), транспорт и логистика (64 тыс. чел.), а также научно-образовательный комплекс (55 тыс. чел.). Среди поддерживающих секторов по численности занятых лидируют жилищно-коммунальный сектор и строительство (62 и 34 тыс. чел. соответственно).

          

Самый высокий уровень оплаты труда в секторе информационных технологий (более 21 тыс. руб. в месяц), топливной (14,33), химико-фармацевтической (11,4) и стекольной (10,28) промышленности, при этом в указанных секторах экономики занята незначительная часть трудоспособного населения. Самый высокий уровень оплаты труда среди поддерживающих секторов экономики в финансовом, телекоммуникационном секторах и электроэнергетике - от 8 до 11 тыс. руб. в месяц.     

     


Наиболее высокий уровень производительности труда (выработки на одного сотрудника) в 2004 г. был обеспечен в стекольной, топливной, пищевой промышленности, черной металлургии и секторе информационных технологий. В последние годы значительный рост производительности был обеспечен в судостроении, стекольной промышленности, черной металлургии и топливной промышленности - с учетом ценовых индексов в 2002-2004гг. темп роста более 10% (CAGR). Электроэнергетика и сектор телекоммуникаций лидируют по уровню производительности среди поддерживающих секторов.


По объему отчислений в консолидированный бюджет РФ в Нижегородской области лидируют автомобилестроение, транспорт и логистика, пищевая промышленность и строительство.


         2 CAGR (Cumulative Average Growth Rate) - кумулятивный среднегодовой темп роста

     

2. Вызовы


Внешние факторы могут быть как источником преимуществ, открывая новые возможности для роста, так и источником проблем. При разработке Стратегии развития Нижегородской области во внимание принимались следующие вызовы:

Близость экономически развитых промышленных центров

- Более привлекательные условия оплаты и возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и условия для жизни за пределами Нижегородской области стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых специалистов в другие регионы России и зарубеж.

- Такие промышленные центры как Москва и Санкт-Петербург сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. В том числе в этих городах расположены штаб-квартиры крупнейших финансово-промышленных групп.

- Создавая на своей территории развитый транспортно-логистический центр, Нижегородская область вынуждена конкурировать с такими исторически сложившимися хабами как Москва и Санкт-Петербург, через которые сегодня происходит распределение основной массы товаров в центральной части России. Вследствие преференций Москвы в сфере таможенного оформления значительная часть грузопотоков проходит через столицу. С другой стороны уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для создания на территории области конкурентоспособной транспортно-логистический инфраструктуры.

- Вместе с тем население близлежащих крупных промышленных центров обеспечивает наиболее высокий уровень потребления товаров массового спроса на территории России, а промышленные предприятия этих регионов являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров. Все это открывает существенные дополнительные возможности для предприятий Нижегородской области.

     Политика федерального центра

(Подраздел в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 20.03.2009 № 130- см. предыдущую редакцию)

Долгосрочные стратегические приоритеты развития страны определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (далее - Концепция развития РФ).

Стратегической целью развития России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Реализация Концепции развития РФ предполагает формирование действенных стимулов и механизмов развития экономики на региональном уровне.

Глобализация

- Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции в ряде секторов, связанной с приходом иностранных компаний на российский рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»