ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 года N 766-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 542-П, от 23.03.2011 N 150-П, от 23.12.2011 N 995-П, от 13.04.2012 N 278-П, от 26.09.2012 N 814-П, от 18.10.2012 N 836-П, от 24.06.2013 N 460-П)
В целях реализации Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 года N 104-ЗАО "О физической культуре и спорте в Ямало-Ненецком автономном округе" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы".
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 542-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2011 N 995-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 542-П, от 23.03.2011 N 150-П, от 23.12.2011 N 995-П, от 13.04.2012 N 278-П, от 26.09.2012 N 814-П, от 18.10.2012 N 836-П, от 24.06.2013 N 460-П)
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 542-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственные заказчики Программы | департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа; |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2011 N 995-П) | |
Разработчик Программы | департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2012 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | - единовременная пропускная способность спортивных сооружений Ямало-Ненецкого автономного округа; |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2011 N 995-П) | |
Основные направления реализации мероприятий Программы | Программа состоит из следующих разделов: |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств окружного бюджета - 3649108 тыс. рублей, |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 N 460-П) | |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы | 1. Увеличение доли населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, от общего числа жителей Ямало-Ненецкого автономного округа на 25%. |
Исполнители | государственное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр подготовки и проведения спортивных мероприятий", государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Ледовый Дворец", государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр олимпийской подготовки" |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2011 N 150-П) |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 542-П)
Основополагающей стратегической задачей социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) является создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на развитии массовой физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
Комплексный подход в развитии физической культуры и спорта в автономном округе позволит решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать национальное самосознание и здоровый морально-психологический климат в обществе.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза меньше болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевых программ развития физической культуры и спорта бесспорен.
Неоспорима роль спорта в процессе социализации личности, становлении характера молодых людей, формировании системы морально-этических ценностей, решении проблемы общения. Международный опыт показывает, что занятия физкультурой и спортом, а также привлечение к борьбе с наркоманией выдающихся спортсменов, кумиров молодежи могут очень эффективно воздействовать на сознание молодых людей и существенно препятствовать распространению наркомании. Занятия спортом - реальная альтернатива асоциальным явлениям и вредным привычкам.
Реализация Программы в значительной степени способствует решению поставленных задач.
В настоящее время в автономном округе созданы необходимые условия для занятий физической культурой и спортом различных возрастных категорий населения, в этих целях используется 879 спортивных сооружений, единовременная пропускная способность которых составляет 23442 человека.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию работы с физкультурными кадрами. В автономном округе работают 2090 (чел.) штатных физкультурных специалистов, в том числе: 603 тренера-преподавателя по спорту, 466 учителей и преподавателей физической культуры учебных заведений, 213 работников физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений.
Работу по физическому воспитанию молодежи ведут 133 общеобразовательных учреждения, 7 учреждений начального профессионального образования, 7 средних специальных и 13 филиалов высших учебных заведений, 1 центр олимпийской подготовки, 4 детско-юношеских клуба физической подготовки, 10 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства и т.д.
Традиционным в автономном округе стало проведение спортивно-массовых мероприятий для всех возрастных категорий населения, в том числе комплексных спортивных мероприятий, в которых только в прошлом году приняло участие более 7,9 тыс. человек.
В целом в автономном округе систематически занимается физической культурой и спортом 130,8 тыс. человек (23,9% населения автономного округа).
В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место в нем занимает спорт высших достижений.
Спорт высших достижений начинается на уровне спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации по различным возрастным группам с того момента, когда спортсмены начинают выезжать на всероссийские соревнования. В случае успешных выступлений они попадают в основной и резервный состав сборных команд страны и далее участвуют в международных соревнованиях - чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. На данный момент в национальные сборные входят 78 ямальцев, 29 из них - по олимпийским видам спорта, 47 - по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу, 2 - по паралимпийским видам.
В автономном округе удается органично сочетать спорт для всех и спорт высших достижений. В детско-юношеских спортивных школах занимаются тысячи подростков, которые мечтают стать чемпионами, прославить автономный округ и страну. Самые трудолюбивые и талантливые из них входят в спортивные сборные команды автономного округа по видам спорта и участвуют во всероссийских и международных соревнованиях.
В настоящее время в автономном округе культивируются свыше 80 видов спорта, в том числе 33 олимпийских. Паралимпийское движение представлено 4 видами спорта. На территории автономного округа насчитывается 28 ДЮСШ и СДЮСШОР, в которых работает 404 тренера. Численность занимающихся в ДЮСШ и СДЮСШОР - 12507 человек. В основном из них комплектуются спортивные сборные команды автономного округа по видам спорта (общая численность - 1885 человек).
Структура и взаимосвязь массового спорта и спорта высших достижений:
Кандидаты на участие в Олимпийских играх - 6 чел. |
Спортивные сборные команды России - 78 чел.; |
Спортивные сборные команды автономного округа - 1885 чел. |
ДЮСШ, СДЮШОР - 12107 чел. |
Массовый спорт - 24,06% от численности населения автономного округа |
В автономном округе спорт высших достижений находится в сфере компетенции департамента по физической культуре и спорту автономного округа. К настоящему времени предпринят ряд кардинальных мер, направленных на существенное улучшение государственной поддержки спорта. В 2008 году принят Закон автономного округа "О физической культуре и спорте в Ямало-Ненецком автономном округе", приняты постановления Администрации автономного округа от 13 ноября 2006 года N 510-А "Об утверждении порядка финансирования физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий и участия в них", от 27 марта 2009 года N 132-А "Об утверждении Положения о спортивных сборных командах Ямало-Ненецкого автономного округа", от 2 апреля 2009 года N 137-А "Об утверждении Положения о предоставлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения спортсменам и работникам физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе" и ряд других. Надо подчеркнуть, что во всех указанных документах развитие спорта высших достижений рассматривается как один из важнейших приоритетов всей спортивной стратегии.
Сегодня очевидно, что развитие спорта высших достижений в автономном округе требует комплексного и системного подхода.
Среди причин, сдерживающих рост результативности спортсменов сборных команд автономного округа, необходимо особо выделить, что при резко обострившейся конкурентной борьбе между регионами Российской Федерации за попадание в олимпийскую команду России мы значительно отстаем в объемах финансирования спорта высших достижений.
Также выявлены следующие причины, влияющие на развитие физической культуры и спорта и спорта высших достижений:
- ежегодное недофинансирование физической культуры и спорта, а также неравномерное финансирование в течение года;
- отсутствие в автономном округе современных тренировочных баз и современного спортинвентаря приводит к тому, что ведущие спортсмены и тренеры вынуждены осуществлять тренировочный процесс на спортивных базах других регионов, что влечет за собой существенные финансовые затраты;
- бюджеты СДЮСШОР - основных организаций, поставляющих спортсменов в сборные команды автономного округа, состоят, как правило, из низких, не соответствующих принятым нормативам фондов оплаты труда и статей расходов на коммунальные услуги и аренду, что не дает возможностей для развития;
- недостаточно проработан механизм социальной защищенности ямальских спортсменов и тренеров (уровень заработной платы, улучшение жилищных условий). В итоге подписываются неравноценные договоры о параллельных зачетах с другими, более обеспеченными регионами. В частности, Тюменская область, не вкладывая средств в подготовку спортсменов, предлагает более выгодные социальные условия. Подобные предложения приняли уже несколько ведущих ямальских спортсменов. В результате отсутствия должных социальных условий и соответствующей зарплаты неизбежен отток тренеров в другие регионы России.
Все вышеперечисленное может, суммируясь, направить развитие процесса по неблагоприятному сценарию, что в конечном итоге приведет к уменьшению количества населения автономного округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом, и отсюда, к постепенному снижению спортивных результатов и потере автономным округом позиций в российском спорте высших достижений.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2011 N 995-П)
Целью Программы является развитие физической культуры и спорта в автономном округе, спорта высших достижений.
Исходя из поставленной цели, а также тенденций и особенностей развития физической культуры и спорта в автономном округе Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие физкультурно-спортивной активности населения автономного округа, привлечение его к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни;
- подготовка спортивного резерва и развитие спорта высших достижений в автономном округе;
- осуществление мер по социальной защите и поощрению спортсменов и тренеров автономного округа;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом.
Перечень важнейших целевых индикаторов и показателей по годам реализации Программы, позволяющих оценить эффективность реализации Программы по годам, приведен в таблице 1.
N п/п | Наименование показателя (индикатора) | Единица измерения | Вес показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Единовременная пропускная способность спортивных сооружений автономного округа | % | 0,2 | - | 24 | 24,2 |
2. | Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом | % | 0,2 | 23,9 | 26,8 | 27 |
3. | Количество спортсменов автономного округа, входящих в составы сборных команд России | чел. | 0,15 | 78 | 80 | 85 |
4. | Количество медалей, завоеванных спортсменами автономного округа на спортивных мероприятиях зонального, всероссийского, международного уровней | шт. | 0,15 | 374 | 840 | 850 |
5. | Удельный вес инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом | % | 0,15 | - | 11 | 11,3 |
6. | Количество спортсменов, занимающихся национальными видами спорта | чел. | 0,15 | 525 | 1500 | 1650 |
7. | Количество спортсменов, получивших спортивное звание "Мастер спорта России", "Мастер спорта России международного класса", "Заслуженный мастер спорта России" | чел. | - | 24 | - | - |
8. | Количество участников всероссийских и международных соревнований, проводимых за пределами автономного округа | чел. | - | 4025 | - | - |
9. | Количество спортсменов автономного округа, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом | чел. | - | 1200 | - | - |