Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 14 ноября 2008 года N 1541

     

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 декабря 2009 года на основании постановления Законодательного Собрания ЯНАО от 09.12.2009 N 1990.
____________________________________________________________________



Рассмотрев Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа

постановляет:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
 Государственной Думы
автономного округа
 С.Н.Харючи

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Государственной
 Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 14 ноября 2008 года N 1541

СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года

Введение


Разработка Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа инициирована Губернатором автономного округа и осуществлена в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа "О комплексе мер по разработке "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007-2012 годов и до 2020 года" от 8 декабря 2005 года N 301-А. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа опирается в своих главных положениях на "Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации", подготовленную Министерством экономического развития Российской Федерации, а также на концепцию "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", подготовленную Министерством регионального развития Российской Федерации и одобренную Правительством РФ на заседании 30 июня 2005 года, и "Энергетическую стратегию России до 2020 года".

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) - один из стратегических регионов России. Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации обеспечивается во многом функционированием нефтегазового сектора автономного округа. В связи с этим разработка эффективной стратегии развития автономного округа до 2020 года имеет не только региональное, но и федеральное значение. Особую важность разработка региональных стратегий социально-экономического развития имеет в связи с необходимостью разработки долгосрочной стратегии развития России, основные ориентиры которой были определены в выступлении В.В.Путина на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года "О стратегии развития России до 2020 года", а также в выступлении Д.А.Медведева на V экономическом форуме в Красноярске.

В процессе стратегического анализа социально-экономического развития автономного округа были использованы факторный, отраслевой и кластерный виды стратегического анализа. Факторный анализ позволил оценить факторы региональной конкурентоспособности. Для анализа факторов региональной конкурентоспособности использованы STEP и SWOT-анализ. На основе отраслевого стратегического анализа определена фактическая и потенциальная конкурентоспособность отдельных отраслей экономики автономного округа. В ходе кластерного анализа разработана стратегия развития региональных кластеров.

В процессе стратегического анализа сформулированы основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, определены ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа. На основе результатов анализа определены стратегически приоритетные сектора экономики.

По итогам стратегического анализа сформулированы три базовых сценария развития региона: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. В рамках каждого из сценариев развития автономного округа выполнен прогноз основных социально-экономических показателей на среднесрочный - до 2012 года и долгосрочный период - до 2020 года

Разработка "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" осуществлялась при активном участии всех ключевых представителей регионального сообщества: власти, бизнеса, населения, а также профильных научно-исследовательских организаций.

Утверждение "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" является важным этапом формирования системы управления социально-экономическим развитием автономного округа.

1. Общая характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа

1.1. Территория


Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс.км, что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Автономный округ входит в состав Тюменской области и Уральского федерального округа.

Территория автономного округа занимает арктическую зону Западно-Сибирской равнины, а также восточные склоны гор Полярного и Приполярного Урала. Значительную часть территории автономного округа составляют полуостровы Ямал, Тазовский и Гыданский, разделенные Обской и Тазовской губами. В состав территории автономного округа также включена группа островов в Карском море (Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и др.). С севера на юг автономный округ протянулся на 1150 км, с запада на восток - на 1130 км.

Вся территория автономного округа относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие всего комплекса производственной и социальной инфраструктуры.

Северная граница Ямало-Ненецкого автономного округа (по Карскому морю и Обской губе) является государственной границей Российской Федерации. На северо-западе автономный округ граничит с Ненецким автономным округом Архангельской области, на западе с Республикой Коми. На юге проходит граница с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке с Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом.

Климат автономного округа характеризуется суровой продолжительной зимой (в среднем 182-224 дня), частым прохождением волн холода, а также циклонами, сопровождающимися сильными бурями и метелями. Суровость климата объясняется положением автономного округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана, что проявляется в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха (средняя температура января от -22°С до -26°С, средняя температура июля +4°С - +14°С) и больших годовых амплитудах температур.

Территория автономного округа относится к зонам наибольшего (тундра и лесотундра) и повышенного (северная тайга) дискомфорта климата. Вся территория автономного округа входит в зону ультрафиолетового дефицита.

Автономный округ разделен на 58 муниципальных образований (имеющих собственный бюджет), которые включают 6 городских округов, 7 муниципальных районов, объединяющих 45 поселений (7 городских и 38 сельских) (график 1.1).     

График. 1.1. Административное деление Ямало-Ненецкого автономного округа

          

1.2. Население


Численность населения автономного округа на 1 января 2008 года составила 542,8 тыс.человек. За последние 49 лет, прошедших после переписи населения 1959 года, население автономного округа выросло более чем в 8 раз (график 1.2).

По сравнению с результатами последней переписи населения 2002 года население автономного округа на начало 2008 года увеличилось на 36 тыс.человек, или на 7,1% (график 1.3).

В автономном округе достигнут высокий уровень урбанизации населения: так, на начало 2008 года доля городского населения в общей численности населения составила 85%. Современный уровень урбанизации был достигнут еще в конце 1980-х - начале 1990-х годов и на протяжении последних пятнадцати лет постепенно увеличивался (график 1.4). Города автономного округа сформировались в 70-80-е годы ХХ века в результате развития нефтяной и газовой промышленности и связанных с ними отраслей вблизи крупных базовых месторождений и развивались как центры производственной и социальной инфраструктуры добывающих предприятий. В дальнейшем они стали выполнять функции социального обслуживания прилегающих территорий.      


График 1.2. Численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа по данным переписей населения, тыс.человек

График 1.3. Численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа на начало года, 1990-2008 годытыс.человекек

График 1.4. Соотношение городского и сельского населения в Ямало-Ненецком автономном округе (1959-2007 годы), %


Демографическая история автономного округа тесно связана с историей развития газовой и нефтяной промышленности в автономном округе (график 1.5).

За первые годы развития газовой промышленности (1970-1979 годы) численность населения автономного округа увеличилась в два раза и в 1979 году достигла 158 тыс.человек. В следующие десять лет численность населения росла еще большими темпами - она увеличилась более чем в три раза и в 1989 году достигла 486 тыс.человек. В 90-е годы прошлого века рост численности населения в автономном округе существенно замедлился: с 1989 по 2002 годы численность населения автономного округа возросла только на 2,5%.



График 1.5. Добыча газа, нефти и изменение численности населения в Ямало-Ненецком автономном округе в 1960-2007 годы


Рост численности населения автономного округа обусловлен как положительным естественным приростом населения, так и положительным сальдо миграции.

С 1991 по 2007 год баланс естественного движения населения автономного округа является положительным (график 1.6). Таким образом, характерная для Российской Федерации с 1992 года естественная убыль населения в автономном округе пока не регистрируется, что является большим демографическим преимуществом региона. Основными факторами формирования положительного баланса естественного движения населения являются более молодая возрастная структура населения (в 2007 году доля в составе населения лиц в возрасте 20-44 лет в автономном округе - 43%) и относительно высокий уровень среднедушевых доходов населения.     

График 1.6. Баланс естественного движения населения Ямало-Ненецкого автономного округа, тыс.человек


Уровень рождаемости в автономном округе по многолетним данным всегда превышал общероссийский уровень. В 2007 году показатель рождаемости по автономному округу составил 14,2%. В Российской Федерации в это же время уровень рождаемости был на 2,9 промилльных пункта ниже.

Коэффициент смертности в 2007 году в автономных округах составил 5,4 человек на 1000 человек населения. Уровень смертности населения автономного округа в связи с более молодой, чем в России, структурой населения ниже среднероссийского уровня в 2,7 раза. Однако в числе умерших в автономном округе преобладают лица в трудоспособном возрасте. Так, в 2007 году в автономном округе 65% умерших - лица в трудоспособном возрасте.

В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (36,0%), второе - несчастные случаи, отравления и травмы (25,8%), третье - новообразования (15%).

За период с 1991 по 2007 год в автономном округе значительно снижена младенческая смертность. С 1991 по 2007 год число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми уменьшилось с 18,2 до 13,3, или в 1,4 раза. Высокой продолжает оставаться смертность новорожденных у коренных малочисленных народов Севера. Младенческая смертность у ненцев и ханты, проживающих в автономном округе, в 2-3 раза выше, чем в среднем по автономному округу.

Природно-климатические и социально-экономические условия предопределяют менее комфортные условия жизни для жителей автономного округа, что отражается и на показателях здоровья населения автономного округа (график 1.7). Среди факторов, приводящих к снижению уровня здоровья населения автономного округа, следует выделить:

несбалансированное питание населения, особенно коренных малочисленных народов Севера;

широкое распространение метеопатических состояний, вызывающих функциональные и патологические расстройства в организме на фоне перепадов атмосферного давления, снижения или повышения температуры воздуха, геомагнитных возмущений;

невозможность полноценного отдыха, восстанавливающего силы и компенсирующего потери здоровья у значительной части населения.     

График. 1.7. Показатели заболеваемости населения в Российской Федерации и Ямало-Ненецком автономном округе (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 населения), 1991-2007 годы


Миграция населения в автономном округе оказала значительное влияние на демографические процессы в автономном округе. Однако в последние годы миграционный прирост (убыль) населения в автономном округе незначителен (график 1.8).      

График 1.8. Миграционный баланс населения в Ямало-Ненецком автономном округе, 1990-2007 годы, человек с 2000 по 2007 год численность населения автономного округа формируется главным образом под воздействием естественного движения населения (график 1.9).    

График 1.9. Динамика естественного и миграционного движения населения Ямало-Ненецкого автономного округа, 1990-2007 годы, тыс.человекк


Несмотря на значительные масштабы миграционного движения населения, накопленное сальдо миграции за период с 2000 по 2007 год по автономному округ составило 635 человек (график 1.10).      

График 1.10. Суммарный миграционный баланс населения Ямало-Ненецкого автономного округа за период 2000-2007 годы, человек


При этом накопленный миграционный оборот населения автономного округа составил за рассматриваемый период времени 245625 человек. Значение показателя в очередной раз демонстрирует масштаб миграции на территории автономного округа.

Наибольшей миграционной подвижностью отличается население в трудоспособном возрасте (с 16 лет до 59 лет - мужчины, с 16 лет до 54 лет - женщины). На конец 2007 года в числе прибывших в автономный округ доля лиц в трудоспособном возрасте составила 79,1%, в числе выбывших - 77,3% (график 1.11).

График 1.11. Миграционная подвижность населения Ямало-Ненецкого автономного округа в трудоспособном возрасте
в 2000-2007 годы, в % от общего числа мигрантов

Несмотря на то, что автономный округ является зоной абсолютно и экстремально дискомфортной для проживания, в числе прибывших мигрантов все еще наблюдается высокая доля лиц старше трудоспособного возраста, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа (график 1.12)

.

График 1.12. Миграционная подвижность населения Ямало-Ненецкого автономного округа в возрасте старше трудоспособного в 2000-2007 годы, в % от общего числа мигрантов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»