АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2015 года N 332


О внесении изменений в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы


На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы", изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


И.п. Губернатора области                                                                      В.В. Емельянова

Приложение
к постановлению Администрации области
от 16.07.2015 N 332

     

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 28.10.2013 N 490

     

Государственная программа Псковской области
"Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы


Паспорт
Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы

Ответственный исполнитель Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа)

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Соисполнители Государственной программы

Отсутствуют

Участники Государственной программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Главное государственное управление юстиции Псковской области;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по транспорту;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области;
профессиональные образовательные организации Псковской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Подпрограммы Государственной программы

"Доступная среда" на 2014-2020 годы; "Дети-инвалиды на 2014-2020 годы"; обеспечивающая подпрограмма

Цель Государственной программы

Формирование условий для устойчивого комплексного развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Псковской области

Задачи Государственной программы

1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Создание комфортных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения путем адаптации ряда социально-значимых объектов инфраструктуры, средств транспорта, связи к их нуждам.
3. Совершенствование комплексной реабилитации взрослых инвалидов и детей-инвалидов.
4. Повышение доступности и качества социальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Целевые индикаторы Государственной программы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Псковской области;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Псковской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Псковской области;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Псковской области

Этапы и сроки реализации Государственной программы

Государственная программа реализуется с 2014 по 2020 год в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы (бюджетные ассигнования по ОДЦП, включенным в состав программы, и подпрограммам)

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 133527,42 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 20537,12 тыс. рублей;
2015 - 34650,00 тыс. рублей;
2016 - 12880,00 тыс. рублей;
2017 - 14428,80 тыс. рублей;
2018 - 16325,10 тыс. рублей;
2019 - 16010,30 тыс. рублей;
2020 - 18696,10 тыс. рублей;
из них:
средства федерального бюджета - 30185,20 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 7973,20 тыс. рублей;
2015 - 22212,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
средства областного бюджета - 99090,90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 9795,60 тыс. рублей;
2015 - 10955,00 тыс. рублей;
2016 - 12880,00 тыс. рублей;
2017 - 14428,80 тыс. рублей;
2018 - 16325,10 тыс. рублей;
2019 - 16010,30 тыс. рублей;
2020 - 18696,10 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 2897,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 2717,32 тыс. рублей;
2015 - 180,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
внебюджетные источники - 1354,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 51,00 тыс. рублей;
2015 - 1303,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.
2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления Псковской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.
3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе

     

1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы

     

1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции о правах инвалидов является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 02 сентября 2011 г. N 332, разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 (далее также - Государственная программа РФ).

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

Численность населения Псковской области составляет 656561 человек по состоянию на 01 января 2014 года. Количество инвалидов, проживающих в Псковской области, на 01 ноября 2014 года - 52248 человек, что составляет 7,96 % от общего количества жителей региона.

С 2010 по 2015 год наблюдается снижение общего числа людей с инвалидностью. Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Анализ показателей численности инвалидов за период с 2012 года показал, что численность детей-инвалидов каждый год увеличивается (2012 г. - 2107 человек, 2013 г. - 2171 человек, 2014 г. - 2277 человек), соответственно увеличивается их доля в общем количестве граждан моложе трудоспособного возраста. Соотношение числа состоящих на учете инвалидов по возрастной категории следующее: детей-инвалидов - 4%, лиц от 18 до 50 лет - 18%, лиц от 50 лет и старше - 78%.

Количество детей-инвалидов на 01 апреля 2015 года составляет 2314 человек, что составляет 1,8 % от численности детского населения региона.

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами около 4000 человек, 40% из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2014 году уменьшилось на 327 человек (с 4313 человек до 3986 человек).

Количество впервые признанных инвалидов трудоспособного возраста с 2010 по 2014 год уменьшилось на 617 человек (с 2254 человек до 1637 человек), численность впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста также показывает тенденцию к уменьшению (с 2059 человек до 2001 человека).

В структуре первичной инвалидности за 2014 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 49,7 % (в 2012 году - 50,2%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 25,3 % (в 2012 году - 26,3 %), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 16,3 % (в 2012 году - 17,0 %).

В 2013 и 2014 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения (значение показателя на 10 тыс. взрослого населения) (2013 год - 23,2, 2014 год - 22,3) и злокачественные новообразования (2013 год - 18,2, 2014 год - 18,2).

Основные нозологические формы при установлении инвалидности среди детского населения (значение показателя на 10 тыс. детского населения):

психические расстройства и расстройства поведения (в 2013 году - 8,8, в 2014 году - 9,5);

врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (в 2013 году - 5,7, в 2014 году - 7,4);

болезни нервной системы (в 2013 году - 5,6, в 2014 году - 5,0);

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (в 2013 году - 2,9, в 2014 году - 2,4);

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (в 2013 году - 0,9, в 2014 году - 1,3);

болезни уха и сосцевидного отростка (в 2013 году - 0,8, в 2014 году - 1,2);

болезни глаза и его придаточного аппарата (в 2013 году - 1,09, в 2014 году - 0,8).

В условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Современное понятие инвалидности сформулировано в преамбуле Конвенции о правах инвалидов. Инвалидность - это эволюционирующее понятие, являющееся результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений.

Проблемы реабилитации и абилитации инвалидов, интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25 % от общего числа жителей любого региона Российской Федерации.

Основной целью Государственной программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг.

К сожалению, современная инфраструктура не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. В Псковской области она включает в себя значительное количество объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Ее обустройство - крайне сложная задача, требующая больших финансовых ресурсов, усилий всех служб Псковской области. Опыт экономически развитых стран Европы показывает, что эффективное решение этих проблем занимает десятилетия.

Исходя из анализа проблемы создания условий для доступности объектов и услуг для маломобильных граждан необходимо особо отметить межотраслевой и межведомственной характер взаимодействия.

Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить основные проблемы социализации инвалидов:

1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации и абилитации.

2. Обеспечить научно-методическое, кадровое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.

3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.

Для решения проблемы N 1 необходимо выстроить систему реабилитации и абилитации инвалидов, направленную на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.

Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является возможность трудоустройства, ощущение чувства востребованности на рынке труда, а также иметь возможность развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.

Нерешенность проблемы N 2 по обеспечению непрерывности и преемственности реабилитационного процесса и абилитации (медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации и абилитации) делает процесс по интеграции инвалидов бессистемным.

Анализ состояния профреабилитируемости и абилитации, социализации инвалидов показывает, что основными причинами сложившейся ситуации являются:

неразвитость системы учреждений профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, отсутствие организационно-экономических связей между учреждениями, оказывающими реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам, и преемственности в реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов трудоспособного возраста;

отсутствие системы научно-информационного обеспечения для формирования региональной социальной политики в отношении инвалидов;

низкий уровень занятости инвалидов;

недоукомплектованность материально-технической базы имеющихся профреабилитационных учреждений, необеспеченность надлежащими условиями для предоставления реабилитационных и абилитационных услуг;

отсутствие целевых финансовых средств на оказание услуг по реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

При решении проблемы N 3 выявляется целый ряд недостатков в обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе:

отсутствие оперативной и достоверной информации о препятствиях, существующих у инвалидов;

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

отсутствие современной стратегии, способствующей обеспечению современных подходов к проектированию доступной среды для инвалидов;

несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В результате решения проблемы по созданию безбарьерной среды будет создана система мониторинга обеспечения комплексной доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.

В Псковской области осуществляется комплекс мер по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество.

В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод постановлением Администрации области от 07 августа 2009 г. N 298 создан Совет по делам инвалидов при Администрации области, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов. В числе планируемых к рассмотрению на заседаниях данного совещательного органа вопросов - формирование реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры для адаптации в целях обеспечения доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения, мониторинг состояния доступности объектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»