ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2017 года N 564


О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225



В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:


утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 9 июля 2015 года N 331, от 12 января 2016 года N 1, от 23 мая 2016 года N 201, от 31 мая 2016 года N 213, от 25 июля 2016 года N 327, от 9 августа 2016 года N 340, от 21 декабря 2016 года N 479, от 30 декабря 2016 года N 521, от 19 апреля 2017 года N 139, от 10 августа 2017 года N 330, от 3 октября 2017 года N 397, от 24 ноября 2017 года N 496).



Исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
Д.В.КОЧЕРГИН



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 25 декабря 2017 г. N 564



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2025 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225


Государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 24 апреля 2014 г. N 225
     (в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 25 декабря 2017 г. N 564)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2025 ГОДЫ"


ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2025 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края).

Соисполнители программы

Министерство экономического развития Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края;

Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края.

Подпрограммы программы

Подпрограмма "Развитие дошкольного образования";

подпрограмма "Развитие общего образования";

подпрограмма "Развитие систем воспитания и дополнительного образования детей";

подпрограмма "Развитие профессионального, дополнительного профессионального образования и науки";

подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";

подпрограмма "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив";

подпрограмма "Развитие кадрового потенциала системы образования";

подпрограмма "Развитие системы профилактики и комплексного сопровождения воспитанников и обучающихся";

обеспечивающая подпрограмма.

Цели программы

Повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона.

Задачи программы

1. Обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг.

2. Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав граждан, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное общее образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, социокультурным и экономическим требованиям инновационного развития региона, потребностям заказчиков образовательных услуг.

3. Создание условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечивающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения.

4. Существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Забайкальского края, в повышение конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося и выпускника.

5. Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования.

6. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Забайкальского края.

7. Развитие педагогического потенциала системы образования Забайкальского края.

8. Совершенствование системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, развитие в Забайкальском крае комплексной, многоуровневой системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний.

9. Создание организационных условий для реализации государственной программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2025 годы.

Программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Всего - 151 254 455,70 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Забайкальского края

150 578 047,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 13 746 179,3 тыс. рублей;

2015 год - 12 796 173,0 тыс. рублей;

2016 год - 12 686 251,3 тыс. рублей;

2017 год - 13 358 520,6 тыс. рублей;

2018 год - 7 770 995,2 тыс. рублей;

2019 год - 9 612 648,9 тыс. рублей;

2020 год - 13 434 546,6 тыс. рублей,

2021 год - 13 434 546,6 тыс. рублей;

2022 год - 13 434 546,6 тыс. рублей;

2023 год - 13 434 546,6 тыс. рублей;

2024 год - 13 434 546,6 тыс. рублей;

2025 год - 13 434 546,6 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета -

580 534,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 102 674,9 тыс. рублей;

2015 год - 14 402,9 тыс. рублей;

2016 год - 309 568,1 тыс. рублей;

2017 год - 35 042,0 тыс. рублей;

2018 год - 13 162,2 тыс. рублей;

2019 год - 13 162,2 тыс. рублей;

2020 год - 15 420,4 тыс. рублей;

2021 год - 15 420,4 тыс. рублей;

2022 год - 15 420,4 тыс. рублей;

2023 год - 15 420,4 тыс. рублей;

2024 год - 15 420,4 тыс. рублей;

2025 год - 15 420,4 тыс. рублей;

из местных бюджетов - 92 873,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 87 725,3 тыс. рублей;

2017 год - 5 147,8 тыс. рублей;

из внебюджетных источников - 3 000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2017 год - 3 000 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) увеличится до 100%.

Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет) составит 50%.

Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях общего образования в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов) в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования составит 100%.

Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) составит 75%.

Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения до 55%.

Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) увеличится до 50%.

Удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе образовательных организаций составит 100%.

Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования составит 60%.

Среднее значение количества баллов по единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования по математике, по русскому языку, достигнет 50 баллов.

Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования по математике, по русскому языку, достигнет 20,5 балла.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составит 24%.

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в государственных и муниципальных образовательных организациях края в общей численности учителей общего образования составит 30%.

Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, от общей численности педагогических работников края составит 39,3%.

Доля образовательных организаций, имеющих службу комплексного сопровождения обучающихся и воспитанников, от общего количества образовательных организаций составит 45%.

Исполнение годовых бюджетных ассигнований будет составлять 100%.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



Основой долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края на период до 2020 года являются интересы человека, улучшение качества жизни и создание условий для развития личности. Формирование инновационной экономики Забайкальского края невозможно без модернизации системы образования - базиса динамичного экономического роста и социального развития общества.


В 2014 году 46 808 детей в возрасте от 3 до 7 лет получали дошкольное образование. Показатель доступности дошкольного образования в Забайкальском крае в 2014 году составил 90,77%. В 2014 году в Забайкальском крае функционировало 488 дошкольных образовательных организаций (234 в городской местности, 254 - в сельской).


Инфраструктура общего образования включает 604 образовательных организации, больше половины из которых составляют малокомплектные школы (318) и школы, находящиеся в труднодоступной местности (37), не всегда обладающие необходимым ресурсом для предоставления услуг в соответствии с современными требованиями. Потребность в строительстве общеобразовательных школ в Забайкальском крае составляет 54 единицы (21 331 место). В 2014 году образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования осваивало 141,4 тысячи учащихся. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием составил 91,39% от численности детей в возрасте 7 - 17 лет.


Подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляют 38 государственных образовательных организаций профессионального образования по 42 профессиям и 89 специальностям. В образовательных организациях профессионального образования обучается 59 119 человек. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования - программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составил 11,8%, программами подготовки специалистов среднего звена - 22,46%. В Забайкальском крае функционируют 10 образовательных организаций высшего образования: 2 самостоятельных государственных вуза, 5 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования, 2 филиала негосударственных и 1 духовная образовательная организация.


В системе образования Забайкальского края осуществляют деятельность 88 учреждений дополнительного образования, из них 17 центров, 2 дворца, 25 домов творчества, 7 станций, 36 спортивных школ, 1 спортивная школа олимпийского резерва. В них работают 3 346 детских творческих объединений. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил 56,25%.


В сфере образования занято 54 тысячи человек (8,4% трудоспособного населения Забайкальского края). На протяжении нескольких лет наблюдается снижение численности занятости по этому виду экономической деятельности, что связано с оптимизационными процессами в отрасли.


В сфере образования продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития Забайкальского края и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования.


Государственная программа "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы" (далее - государственная программа) как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Цели и задачи развития образовательного комплекса Забайкальского края обозначены государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы), национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N ПР-271, Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586 (далее - Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года). В последние годы в сфере образования были приняты важные стратегические и программные документы, определившие приоритеты в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с которыми внесены серьезные коррективы в региональные программы и проекты в сфере образования. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с 1 сентября 2013 года в Забайкальском крае реализуется Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования". Минобразования Забайкальского края и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, реализуют мероприятия по приведению соответствующих нормативных правовых актов в соответствие с принятыми документами.


Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2013 года N 93-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования", являющийся инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Минобразования Забайкальского края по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных организаций. На уровне Правительства Забайкальского края принят ряд нормативных правовых актов по новой системе оплаты труда. Совершенствование механизмов оплаты труда в настоящее время осуществляется в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, предусматривающей разработку и введение показателей эффективности и результативности труда как на уровне организации, так и на уровне руководителя, каждого работника. Принят закон об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края, предусматривающий введение новой системы оплаты труда работников. Одновременно с этим разрабатываются показатели эффективности и результативности деятельности организаций, руководителя, работников (включая педагогов). С 2014 года началось поэтапное внедрение эффективного контракта в образовательных организациях.


Актуальное состояние системы образования характеризуется наличием неэффективных расходов, которые обусловлены несоответствием существующих нормативов наполняемости классов, непропорциональным соотношением педагогических и прочих работников образовательных организаций в рамках штатного расписания, наличием в системе образования края неэффективных образовательных организаций, школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Одной из ключевых задач в настоящее время является повышение эффективности бюджетных расходов путем реструктуризации сети образовательных организаций, снижения удельного веса численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.


Основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:


несоответствие материально-технических условий образовательных организаций поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования;


наличие неэффективных управленческих и организационно-экономических механизмов в региональной системе образования;


недостаточный уровень готовности кадрового состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в целях повышения качества образования;


недостаточное участие организаций различных организационно-правовых форм в ликвидации очередности на устройство детей в дошкольные образовательные организации;


несовершенство инфраструктуры, технологий, ресурсного обеспечения практики воспитания, дополнительного образования детей, организации отдыха и оздоровления детей;


несовершенство механизмов формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов, основанное на объективном прогнозе потребности отраслей экономики Забайкальского края в кадрах и требованиях работодателей;


недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;


недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса;


отсутствие условий, способствующих развитию научных исследований, как базы для практической реализации инновационного развития Забайкальского края, пропаганды инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;


недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся.


2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, которое обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.


Основные приоритеты и цели государственной программы развития образования Забайкальского края определены на основе демографических прогнозов о количестве детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, прогнозов развития экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий, Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, решений Правительства Забайкальского края.


Повышение уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения Забайкальского края является главной целью Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. В стратегической перспективе приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края.


Стратегическими векторами реализации государственной программы являются:


обеспечение права на качественное и доступное дошкольное, общее и профессиональное образование для всех обучающихся посредством создания в Забайкальском крае правовых, экономических и организационных условий;


обеспечение подготовки достаточного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социально-экономического развития Забайкальского края;


содействие повышению социальной активности и включенности молодежи в процессы социально-экономического развития Забайкальского края, закреплению молодых кадров в социальной сфере и производственной инфраструктуре края;


формирование точек роста в системе образования и науки Забайкальского края посредством поддержки лидеров образования, позиционирования лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»